Галкин Шмуэль

ГА́ЛКИН Шмуэль (Самуил; 1897, Рогачев, Белоруссия, – 1960, Москва), поэт и драматург. Писал на идиш. Рос в хасидской семье. На формирование Галкина как поэта ощутимо повлияло его увлечение в юности произведениями Иехуды ха-Леви и Шломо Ибн Габирола, что сказалось в его юношеских стихах, написанных на иврите. До 1924 г. входил в кружок сионистов, не оставлял мысли поселиться в Эрец-Исраэль, как это явствует из написанной им тогда «Шир ха-халуца» («Песня первопоселенки»; опубликована в Израиле после смерти поэта). Стихи на идиш печатал с 1920 г. В первых сборниках Галкина «Лидер» («Стихи», 1922) и «Вей ун мут» («Боль и мужество», 1929), в которые вошел ряд впечатляющих стихотворений об отходе еврейских масс от старого уклада жизни, звучат нотки скептицизма и ностальгической грусти, часто встречаются библейские образы и символы, что дало повод некоторым советским критикам обвинить поэта в националистических настроениях. В дальнейшем Галкин обращается к актуальной советской тематике, декларирует веру в торжество коммунистических идей и интернационального гуманизма, в годы Второй мировой войны славит советский патриотизм. Однако подлинно значимой частью его творчества становится интимная и философская лирика, в которой фиксация тончайших движений души приобретает особую рельефность благодаря афористичной отточенности стиха, богатству и гибкости языка. Основное настроение этой лирики — влюбленность поэта в жизнь, восторг и удивление перед многообразием ее проявлений. Свежесть восприятия органично слита в стихах Галкина с глубоким осмыслением окружающего мира.

В конце 1930-х гг. Галкин обращается к драматургии. Драматические поэмы Галкина «Бар-Кохба» (1939) и «Шуламис» («Суламифь», 1940) представляют интерес как обращение к древней истории и преданиям еврейского народа, несмотря на то, что в соответствии с нормами социалистического реализма автор строит их сюжет на столкновении классовых интересов различных слоев общества. Поставленные на сценах советских еврейских театров, эти произведения сыграли известную роль в поддержании национального самосознания русского еврейства. Героизму евреев Варшавы в годы войны Галкин посвятил драматическую поэму «Геттоград» (русское название «За жизнь» и «Восстание в гетто», 1947), премьера которой в ГОСЕТе не состоялась из-за ликвидации театра в 1949 г. Галкин деятельно участвовал в работе Еврейского антифашистского комитета и был членом редколлегии газеты «Эйникайт».

В феврале 1949 г. Галкин был арестован, как и другие деятели еврейской культуры в Советском Союзе, но вследствие инфаркта попал в тюремную больницу и таким образом избежал расстрела. Был освобожден в 1955 г., а затем реабилитирован. Пережитому в заключении посвящены стихи «Дер видуй фун Сократ» («Исповедь Сократа», 1955; впервые опубликована в газете «Паризер цайтшрифт», 1956–57) и другие из цикла «Ин фрейд цу дерцейлн» («Рассказывать бы в радостный час», 1950–58), включенные в посмертный сборник Галкина «Майн ойцер» («Мое сокровище», М., 1966).

Перу Галкина принадлежат многие переводы на идиш стихов Пушкина, Есенина, Блока, Маяковского, трагедии «Король Лир» Шекспира. Наиболее полный сборник произведений Галкина в переводе на русский язык «Стихи. Баллады. Драмы» издан в 1958 г.

Галкин — двоюродный брат израильского писателя Шим‘она Галкина, который перевел на иврит многие стихи Галкина (книга стихотворений вышла в 1980 г.).

Смотрите также

Галилея

Герштейн Курт

Гинцберг Леви

Голд Херберт

Голинкин Мордехай