гематрия

ГЕМА́ТРИЯ (גִימַטְרִיָּה, гиматрия, возможно, от греческого geōmetria в значении `числовые манипуляции`), один из приемов герменевтики, заключающийся в толковании слова или группы слов по числовому значению составляющих их букв или путем замены одних букв другими по определенной системе. Гематрия служит также для замещения числа словом или группой слов, в которых числовое значение букв по сумме равно этому числу.

Числовая гематрия заменяет слово или слова другими по принципу равенства сумм числовых значений букв (см. Алфавит) в заменяемых и заменяющих словах. Буквенная гематрия имеет множество систем, из которых наиболее употребительны атбаш и атбах. В системе атбаш взаимозаменяются первая буква алфавита с последней (ת=א), вторая — с предпоследней (ש=ב) и так далее. В системе атбах — первая буква с девятой (ט=א), вторая — с восьмой (ח=ב), десятая — с восемнадцатой, одиннадцатая с семнадцатой и т. д. Раввинистические источники усматривают применение гематрии системы атбаш уже в Библии (Иер. 25:26 и 51:41, где страна בָּבֶל обозначена как שֵׁשַׁךְ, и там же 51:1 – народ כַּשְׂדים как לֵב קָמָי).

В раввинистической литературе термин гематрия. встречается впервые в 29-м пункте барайты 32 правил герменевтики, которую составил танна Эли‘эзер бен Иосе ха-Глили (2 в. н. э.). Там же приводятся и примеры обеих форм гематрии.

В Галахе гематрия применяется редко и используется лишь как намек или мнемонический прием. Видное место занимает гематрия в Аггаде, гомилетической и мистической литературе, где она служит одним из способов толкования отдельных слов или целых фраз библейского текста как криптограмм, скрытый смысл которых она помогает постичь. Гематрия нашла широкое применение в тех мидрашах, главная тема которых — толкование букв и слов в Библии, а также в поздних аггадических мидрашах, как, например, Чис. Р. и Быт. Раббати.

Особенно интенсивно гематрия развивалась в литературе Хасидей Ашкеназ и близких к ним кругов мистиков 12–13 вв. (главным образом в трудах Эл‘азара бен Иехуды из Вормса). Сефардские каббалисты начинают часто прибегать к гематрии лишь со второй половины 13 в. Она занимает видное место в литературе саббатианского движения, в частности в ее поисках подтверждений мессианскому предназначению Саббатая Цви. В литературе хасидизма гематрия поначалу играла второстепенную роль, и лишь в сравнительно позднее время, главным образом с первой половины 19 в., некоторые цаддики в своих сочинениях стали уделять этому приему значительное внимание.

С течением времени выработались многочисленные и чрезвычайно сложные системы гематрии. Моше Кордоверо насчитывает девять таких различных систем. Другие авторитеты считают, что гематрия имеет не менее 75 разновидностей.

Смотрите также

Галич Александр

геноцид

Гехт Семен

Гольдблат Моше

Гоморра