герусия

ГЕРУ́СИЯ (по-гречески геруси́я, `совет старейшин`). Время возникновения института герусии в древнем Израиле точно не установлено. Исходя из ряда ссылок на «старейшин» или «старейшин города» (зкеним, зикней хa-‘ир) в Библии (Втор. 19:12; 21:2 и далее; ИбН. 20:4; Суд. 8:14; I Сам. 8:4; I Цар. 21:8, 11; Руфь 4:2 и далее), Иосиф Флавий приходит к заключению, что герусия существовала у евреев уже в библейские времена и выступала — наряду с первосвященником и пророками — в качестве высшей судебной инстанции (Древн. 4:218).

Можно предполагать, что герусия как учреждение, совмещавшее функции административного и постоянного представительного органа, по-видимому, возникла в период персидского владычества (539–332 гг. до н. э.; ср. Эз. 5:5; 6:7; 10:8; Юдифь 4:8; 6:16; 11:14; 15:8). Упоминание герусии периода селевкидского владычества (198–164 гг. до н. э.), развившейся, как полагают, из Великого собора, относится ко времени царствования Антиоха III Великого и также приводится Флавием (Древн. 12:138 и далее). В этот период герусия являлась законодательным и судебным органом, продолжая, вместе с тем, служить представителем еврейского населения Иудеи, свидетельством чему является послание «братьям иудеям в Египте» от «живущих в Иерусалиме и в Иудее старейшин и Иехуды [Маккавея]» в первые годы восстания Хасмонеев (II Макк. 1:1, 10). После смерти Иехуды, когда Ионатан Хасмоней стал правителем Иудеи и первосвященником, главный служитель Храма выступает в послании к жителям Спарты от имени «первосвященника Ионатана и народных старейшин» (I Макк. 12:6; Древн. 13:166). «Старейшины страны» снова упоминаются в I Макк. как часть «великого собрания священников, народа и князей народных», которое назначило Шим‘она Хасмонея первосвященником и вождем еврейского народа после смерти Ионатана в 143 г. до н. э. (14:28). Совет и старейшины Иудеи упоминаются и в III Макк. (1:8) в связи с поздравительным посланием к Птолемею IV Филопатру (правил в 221–204 гг. до н. э.) по случаю его победы над Антиохом III в 217 г. до н. э. Предполагается, что из герусии развился к концу эпохи Второго храма Синедрион.

Согласно Филону Александрийскому (Флакк 74), еврейская герусия существовала и в Александрии, где в правление Августа она заменяла предшествующую форму еврейского общинного самоуправления — этнархат (см. Этнарх).

Смотрите также

Гаркави Аврахам

Гат

Гдалия бен Ахикам

Гнесин Менахем

Гуревич Любовь