гностицизм
ГНОСТИЦИ́ЗМ, ряд неортодоксальных христианских сект, распространенных в 1–2 вв., которые развивали мистические системы философии, основанные на гносисе (по-гречески `знание`) Бога. Эти системы были синкретическими, то есть представляли смесь языческой магии и верований вавилонского, греческого и еврейского происхождения.
Иудаизм внес важный вклад в систему понятий и развитие гностицизма. Одним из путей проникновения еврейского влияния в гностицизм служила Библия, которую почитали и христиане, а также другие произведения еврейской литературы — на иврите, арамейском и греческих языках. Особое влияние имели главы книги Бытие, повествующие о сотворении мира. Гностицизм приписывал особое значение рассказу о сотворении и грехопадении человека, истолкованному как рассказ о падении Божественного начала в материальный мир. Отрицательное отношение к природному миру и моральному закону, призванному регулировать поведение человека в этом мире, привело гностиков (сторонников гностицизма) к взгляду на создателя мира, Бога Израиля, как на злого или низшего бога; гностики решительно отвергали Его Закон и заповеди (особенно резкая антииудаистская направленность характерна для писаний гностика 2 в. Маркиона, полностью отвергавшего еврейскую Библию). Они толковали библейский рассказ в духе, противоположном его подлинному смыслу и назначению: так, зме́я в рассказе о грехопадении они часто рассматривали как носителя истинного «знания», которого Бог хотел лишить человека; Каин становился преследуемым Богом положительным героем, и т. д.
Еврейское влияние на гностицизм видно также в использовании имен, понятий и выражений, заимствованных из иврита или арамейского языка Так, Бог, творец мира, именуется в некоторых гностических системах Иалдабаот (йалда бахут, по некоторым предположениям, означает «дитя хаоса»); другие мифологические или символические фигуры в гностицизме — Барбело (бе-арба элоха — «в четырех богах», то есть отец, сын, женское начало в божестве и первый человек); Эдем (эден); Ахамот (хохмот, «мудрость», согласно Пр. 9:1); название гностической секты наасеев (офитов) происходит от слова нахаш («змей»); таинственные слова «повеление за повелением, повеление за повелением, черта за чертой, черта за чертой, немного здесь, немного там» (Ис. 28:10, 13) служат мистическим обозначением трех гностических сфирот (эонов).
В иудаизме в конце эпохи Второго храма существовали интеллектуальные и эмоциональные настроения, близкие духовному миру гностицизма. Возможно, они оказали более непосредственное влияние на возникновение гностицизма или, по крайней мере, послужили основой некоторых его идей. Признаки этого обнаруживаются в литературе секты Мертвого моря. Общим для гностицизма и Мёртвого моря свитков является представление об эзотерическом «знании» как о спасительном средстве, которое позволяет группе избранных преодолеть бездну, отделяющую человека от Божества, и предстать перед Богом «вместе с вечным воинством и духами знания, обновиться со всем существующим» («Благодарственные псалмы»).
Литература этой секты, как и у гностиков, отражает дуалистическое мировоззрение, предполагающее вражду начала добра (света) с началом зла (тьмой), каждое из которых имеет свое воинство ангелов и духов. Однако эти взгляды, в отличие от гностицизма, не выходят за рамки еврейского монотеизма. Даже чувство отвращения к человеку и нечистоте его материальной основы в свитках Мертвого моря не доходит до представления о различии между материей как таковой и Божественным духовным миром. Несмотря на определенное духовное родство писаний секты и мировоззрения гностицизма, свитки Мертвого моря не являются документами «гностического иудаизма», они скорее отражают некоторые общие настроения, свойственные людям той эпохи, в том числе евреям, в которых содержалась возможность развития в подлинно гностические спекулятивные построения.
В талмудической литературе гностицизм и его история непосредственно не упоминаются. Возможно, однако, что понятие миним (в значении `еретики`) относится в некоторых случаях и к гностикам.
См. также Дуализм. О влиянии гностицизма на историю еврейской мистики см. Каббала.