Голан Менахем
ГОЛА́Н Менахем (до перемены фамилии — Глобус; 1929, Тверия, – 2014, Тель-Авив), режиссер театра и кино, продюсер, сценарист, драматург. Принимал участие в Войне за независимость, сражался в составе бригады Голани. Был принят в труппу театра «Камери», играл в ряде спектаклей, в том числе в постановке по пьесе Н. Гоголя «Ревизор» (1950). В том же году по совету создателя театра «Камери» И. Милло Голан уехал учиться в Лондон, окончил там Академию музыки и драмы и получил режиссерское образование в театральной школе «Олд Вик». В 1953 г. Голан вернулся в Израиль, работал помощником режиссера в театре «Хабима». В 1953 г. Голан поставил в театре «Мат’ате» (см. Театр. Театр в Израиле. Театр на иврите до основания государства) пьесу Э. Кишона «Атта месапер ли?!» («Ты мне рассказываешь?!»), в 1954 г. — спектакль «Табачная дорога» (инсценировка романа Э. Колдуэлла) в театре «Охел». В 1950-е гг. Голан ставил спектакли в различных израильских театрах, в том числе в театре «Зира» (см. Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства), в музыкальном театре «До-Ре-Ми» (см. Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства) и в других.
В конце 1950-х гг. Голан создал коммерческий театр «Ха-сдера», в котором поставил написанную им комедию «Ализа Мизрахи». В этот же период Голан создал театр для детей и юношества «Тилон», завоевавший популярность постановками спектаклей «Гулливер» по Дж. Свифту, «Хижина дяди Тома» по Гарриет Бичер-Стоу и других.
В 1960 г. американский режиссер П. Фрай (1914–91) пригласил Голана для работы над фильмом «Ай лайк Майк» по пьесе А. Мегеда. После этого Голан решил заняться кино, и в 1961–62 гг., работая в посольстве Израиля в США, учился в Сити-колледж филм инститьют. В США Голан задумал снять свой первый фильм «Эльдорадо» по пьесе И. Мосинзона и в 1963 г., вернувшись в Израиль, осуществил этот замысел на киностудии «Гева» (см. Кино. Кино в Израиле). В фильме «Эльдорадо» снимались Гила Алмагор, Ш. Офир, Х. Тополь. Первая израильская картина, снятая в стиле неореализма, была признана лучшим фильмом года. Голан был продюсером фильма «Саллах Шаббати» (1964, сценарист и режиссер Э. Кишон). В картине играли Х. Тополь, Гила Алмагор, А. Айнштайн, Ш. Роденский, Я. Баннай (см. Баннай, семья), вскоре ставшие известными артистами израильских театра и кино.
В 1963 г. Голан вместе с двоюродным братом И. Глобусом создали собственную кинокомпанию «Ноах». В 1964 г. «Ноах», в сотрудничестве с другими кинокомпаниями выпустила первые фильмы: «Шмона бе-иквот эхад» («Восьмеро по следам одного») — приключенческий фильм по повести Я. Черновиц-Авидар и музыкальную комедию «Далия ве-ха-малахим» («Далия и моряки»). Голан поставил мелодрамы («Фортуна», 1966) и комедии на фольклорной основе («Ализа Мизрахи», 1967); его фильм «Тувия ве-шева бнотав» («Тувия и семь его дочерей», 1968) по Шалом Алейхему представлял Израиль на фестивале в Канне. Голан нередко выступал также в роли продюсера, приглашая для постановки фильмов других израильских режиссеров.
Голан чутко угадывал запросы израильских зрителей; в его картинах 1960-х гг. присутствовала тема несходства разных этнических групп населения Израиля. Он был продюсером музыкального фильма «Казаблан» (1973, музыка Д. Зельцера), в котором попытался показать, как меняется самосознание израильтян — выходцев из мусульманских стран. Роль главного героя, уроженца марокканского города Касабланки, который полюбил девушку из семьи ашкеназов, сыграл певец и актер И. Гаон (родился в 1939 г.). Картина заканчивается грандиозной сценой свадьбы, в которой участвуют обе общины, сумевшие найти общий язык. Фильмы Голана израильские критики метко назвали фильмами-«бурекас» (`бурекас` — дешевые слоеные пирожки). В них широко использовался этнографический материал, а в основе сюжета было противопоставление честных, мудрых сефардов и недалеких, лицемерных ашкеназов. Однако в фильмах Голана разные общины в конце концов приходили к взаимопониманию.
Фильмам Голана удалось выйти на международный рынок, и, развивая эти возможности, он начал снимать картины на английском языке. В 1972 г. Голан снял кинодраму «Побег к солнцу» о неудавшейся попытке группы людей, живущих в стране за «железным занавесом», организовать побег. Тема фильма была отчасти навеяна событиями ленинградского «самолетного дела» (см. Самиздат. Еврейский самиздат), в нем снимались израильские и зарубежные актеры: И. Баркан, Гила Алмагор, Жаклин Чаплин, Л. Харви и другие. В 1974 г. Голан снял в США фильм «Липке», в котором главную роль еврейского гангстера в Нью-Йорке сыграл Т. Кьюртис (Б. Шварц, родился в 1925 г.). В 1977 г. Голан поставил в жанре боевика фильм «Мивца Энтеббе» («Операция “Энтеббе”», 1977).
В 1979 г. Голан и И. Глобус купили находившуюся на грани банкротства американскую фирму «Каннон филмз», занимавшуюся производством и прокатом фильмов в разных странах. После этого компания «Каннон филмз» за два года заняла одно из центральных мест среди независимых кинокомпаний Голливуда.
Голан и И. Глобус не прекращали своей деятельности в Израиле, где проходили съемки целого ряда американских картин. Кроме того, фирма Голана ежегодно выступала в качестве продюсера одного—двух израильских фильмов, вкладывала огромные средства в создание съемочных павильонов «Голан — Глобус», в сеть кинотеатров. В Израиле был снят фильм «Сахара» (1983), здесь Голан снимал картину «Особый отряд “Дельта”» (1986) с Ч. Норрисом, а в 1998 г. ее продолжение — «Особый отряд “Дельта 1”» и ряд других фильмов. Голан и Глобус выпускали в США около 20 фильмов в год. Голан снял в 1984 г. фильм «За Бруклинским мостом», представленный на фестивале в Берлине, в 1985 г. — исторический боевик «Копи царя Соломона». Голан вывел на киноэкран актеров, ставших суперзвездами: Шарон Стоун, Ж.-К. Ван-Дамма и др., работал с такими знаменитыми актерами, как Ф. Донован, Ч. Бронсон, Ч. Норрис и др. Голан пригласил в Голливуд режиссера А. Кончаловского и стал продюсером четырех его фильмов.
Кроме производства фильмов, компания «Каннон филмз» начала скупать сети американских и европейских кинотеатров, что привело ее к серьезным финансовым трудностям. В 1989 г. Голан прервал сотрудничество с И. Глобусом и создал «Компанию 21 века», основные площадки которой находились в Израиле.
В конце 1990-х гг. Голан был продюсером и режиссером нескольких картин, снятых в России и Белоруссии, в том числе фильма «Преступление и наказание» (1997) по мотивам романа Ф. Достоевского. В 1998 г. Голан стал сценаристом, режиссером и продюсером фильмов «Армстронг» (политический боевик), «Лима» (фильм о захвате террористами японского посольства в Перу) и «Убийство Версаче». Голан вернулся и к театральной деятельности, поставив в Израиле мюзикл «Звуки музыки» (1998) с звездами израильской эстрады Хани Нахмиас, С. Кешетом, Э. Горенштейном. Эта постановка получила премию как лучший спектакль года. В 1999 г. Голан поставил мюзикл «Грек Зорба» по роману греческого писателя Н. Казандзакиса.
В 1997 г. Голан возобновил сотрудничество с И. Глобусом, и новая компания «Голан — Глобус» выпустила мюзикл «Ха-яфа ве-ха-хая» («Красавица и чудовище»), снятый Голаном по собственному сценарию. Голан был продюсером и режиссером фильма «Шива ми-Ходу» («Возвращение из Индии», 2002) по роману А. Б. Иехошуа.
Голан был удостоен многих наград и премий, в том числе премии «Оскар» и премии Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», призов на многих международных фестивалях. Он лауреат Государственной премии Израиля (1999).