Гольдман Люсьен
ГОЛЬДМА́Н Люсьен (Goldmann, Lucien; 1913, Бухарест, – 1970, Париж), французский философ и социолог литературного творчества. Эмигрировал из Румынии во Францию. Изучал в Вене социологию у австрийского теоретика социализма М. Адлера. Во время Второй мировой войны жил в Швейцарии, где работал ассистентом швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже, под влиянием идей которого сложился его философский метод. (Он неоднократно подчеркивал близость своей теории к «генетической эпистемологии» Пиаже.) После войны вернулся во Францию, с 1945 г. жил в Париже; был научным сотрудником Национального центра научных исследований; в 1959 г. избран директором Практической школы высших исследований, был профессором университета Сорбонна; с 1964 г. — директор Центра социологии литературы, организованного по его инициативе за три года до этого при Свободном университете в Брюсселе.
Гольдман создал особое направление, названное им генетическим структурализмом; он считал, что последний представляет собой правильно понятый диалектический метод, который разработали Г. Ф. Гегель, К. Маркс и молодой Д. Лукач. Основой диалектики Гольдман считал идею «тотальности» или целостности, которая, в частности, позволяет понять социальные явления в их совокупности как некое единство. Социальная действительность по своей природе является одновременно и материальной, и психической; структура социального мира гомологична духовным структурам определенных общественных групп; поведение людей определяется этими структурами, а индивидуальность отдельной личности в конечном счете представляет собой выражение коллективного сознания.
Основной объект исследований Гольдмана — философия и социология литературы, для анализа которой он использовал метод структурализма. С самого начала он сосредоточил внимание на философии гуманитарных дисциплин («Гуманитарные науки и философия», 1949), в частности, на философии и теории литературы («Расин», 1956), развивая эти идеи в более поздних работах («Положение в области литературной критики произведений Расина», 1971).
В 1956 г. опубликована его основная философская работа «Сокрытый Бог», в которой представлена «трагическая диалектика» в философии Паскаля и драматургии Расина. На этих примерах Гольдман формулировал свою теорию генетического структурализма. Идеи «трагической диалектики» и теорию генетического структурализма он развивал далее в «Диалектических исследованиях» (1959). Внимание Гольдмана привлекали (по-видимому, под влиянием его первого учителя М. Адлера) идеи кантианства, которые отразились и в ряде других работ («Человеческое сообщество и универсум у Канта», 1949, «Введение в философию Канта»). Позже он стал придавать особое значение социологии литературы, рассматриваемой с точки зрения генетического структурализма и идей социализма («К социологии романа», 1964), а также обобщению своей теории как философии и социологии культуры в целом («Культурное творчество в современном обществе», 1971).
Движение протеста второй половины 1960-х гг. (особенно студенческие волнения во Франции в 1968 г.), а также события в Чехословакии оказали глубокое влияние как на Гольдмана, так и на «новых философов», таких как А. Глюксман. На фоне послевоенного социально-экономического развития Франции и других стран Западной Европы эти события послужили для него причиной пересмотра идей марксизма. Этой проблеме посвящены две из его последних работ: «Марксизм и гуманитарные науки» (1970) — сборник статей 1960-х гг. на социологические, экономические, философские, культурологические темы, включавший критический анализ идей раннего Маркса, Г. Маркузе и Лукача, а также вопроса о «социализме и гуманизме», который приобрел особую актуальность в связи с подавлением в Чехословакии «социализма с человеческим лицом», — и сочинение «Лукач и Хайдеггер» (1973). Гольдман пытался синтезировать принципы структурализма с идеями Маркса, Лукача и экзистенциализма М. Хайдеггера, предложив один из первых вариантов «гуманизации марксизма» и проложив путь «новым философам», окончательно отказавшимся от марксизма.