Государство Израиль. Алия

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ. АЛИЯ

Алия до второй половины 19 в. Термин «алия» («восхождение») применительно к репатриации евреев в Эрец-Исраэль возник в эпоху возвращения из пленения вавилонского. С этого времени алия стала постоянным явлением еврейской истории, осуществлением пророчеств об избавлении. Приток евреев из стран рассеяния поддерживал существование ишува в Эрец-Исраэль в течение многих веков после разрушения Второго храма. При арабском владычестве еврейское население Эрец-Исраэль постоянно уменьшалось. Однако в середине 18 в. в страну прибыли группы евреев из Франции и Испании, движимые религиозными мотивами и мессианскими (см. Мессианские движения) чаяниями. Они поселились в Акко, который до 1291 г. оставался под властью крестоносцев. В 1211 г. туда прибыли 300 раввинов из Англии и Франции, а в 1260 г. рабби Иехиэль бен Иосеф из Парижа (умер, по-видимому, в 1265 г.) основал иешиву, в которой обучались более 300 человек. В 1267 г. в Иерусалиме поселился Нахманид, основавший небольшую еврейскую общину. В 13–14 вв. в Эрец-Исраэль переселялись евреи из Германии, Франции, Италии, Сицилии, Северной Африки и Передней Азии. В конце средних веков в страну начали прибывать небольшие группы испанских марранов. Алия увеличилась с середины 16 в., когда Эрец-Исраэль подпал под власть турок. В Цфате возникла одна из самых значительных еврейских общин мира (в 1570-х гг. там проживало около четырнадцати тысяч евреев). В 17 в. характер алии изменился: большинство ее составляли старики, мечтавшие быть похороненными в Святой земле, а также бедняки, рассчитывавшие на благотворительность евреев стран рассеяния. В начале 18 в. в страну прибыли приверженцы Саббатая Цви во главе с Иехудой Хасидом ха-Леви, которые обосновались в Иерусалиме. К середине 18 в. еврейская община города насчитывала более пяти тысяч человек. Во второй половине 18 в. в Эрец-Исраэль начали приезжать хасиды (см. Хасидизм), приверженцы Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това; число их составило к 1777 г. свыше трехсот. Первоначально они поселились в Цфате, однако позднее часть их переселилась в Тверию и Пки‘ин. По имеющимся данным, в 1839 г. в Эрец-Исраэль жили 6547 евреев (из них 4833 сефардов и 1714 ашкеназов), в том числе в Иерусалиме — 3007 человек (2508 сефардов и 499 ашкеназов). С 1840-х гг., а особенно в 1860-х гг., начинается все более интенсивное развитие ишува. В эти годы в страну прибывали преимущественно ашкеназы из Российской империи. В 1876 г. в Иерусалиме проживало уже около 12 тыс. евреев, причем большинство составляли ашкеназы. В конце 19 в. в основном алия прибывала из стран Восточной Европы и из Марокко; еврейское население страны достигло двадцати пяти тысяч человек (в четыре раза больше, чем в 1839 г.).

Алия с конца 19 в. и до образования Государства Израиль. Репатрианты нового типа, движимые национальным сознанием и ставившие целью освоение и заселение Эрец-Исраэль, начали прибывать в страну с 1882 г. Волну репатриантов между 1882 г. и 1903 г. принято называть первой алией. Во главе движения, вызвавшего первую алию, стояла небольшая группа молодежи, убежденная, что еврейская проблема может быть решена лишь путем возвращения еврейского народа на свою историческую родину. Так возникли в России первые группы движения Ховевей Цион, к которому принадлежали билуйцы (см. Билу), определившие свою цель как политическое и национально-духовное возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль и основавшие в стране земледельческие поселения (еще до этого были основаны поселения Петах-Тиква и Рош-Пинна). Финансовая и административная помощь барона Э. де Ротшильда позволила приобрести новые земельные участки и основать мошавот Ришон-ле-Цион, Зихрон-Я‘аков, Иесуд-ха-Ма‘ала, Экрон, Гедера и Беер-Товия. В 1890-х гг. возникли Реховот, Нес-Циона, Хадера, Мишмар-ха-Ярден, Моца, Хартов, Метула, Шфея, Бат-Шломо, Эйн-Зейтим и Маханаим. В этих мошавот жили около десяти тысяч евреев. Около трех тысяч репатриантов поселились в Яффе. Тогда же иврит начал превращаться в разговорный язык, возникли начальные школы, в которых преподавание велось на иврите.

В начале 1880-х гг. стали прибывать евреи из Йемена. Первая организованная группа, движимая мессианскими чаяниями, прибыла в Эрец-Исраэль в 1882 г. В конце этого года в Иерусалиме проживало двести семей репатриантов из Йемена, а в 1885 г. — уже четыреста. В 1890 г. репатрианты из Йемена начали селиться в Яффе, где через три года основали объединение «Пе‘улат сахир» (буквально `наемный труд`), ставившее своей целью трудоустройство выходцев из Йемена в еврейских сельскохозяйственных поселениях.

За годы первой алии в Эрец-Исраэль прибыло около 25 тыс. человек, увеличив еврейское население страны до 47 тыс. человек, однако многие из них покинули страну из-за крайне тяжелых условий жизни. Земли во владении евреев составляли около десяти тысяч гектаров.

Следующая, так называемая вторая алия (1904–14), была вызвана усилением национального самосознания евреев России после Кишиневского погрома (см. Кишинев), антисемитских эксцессов и поражения революции 1905 г. и находилась под влиянием идеи синтеза социализма и сионизма. Б. Борохов основал движение По‘алей Цион, А. Д. Гордон — движение Ха-По‘эл ха-ца‘ир. Оба включили в свои программы тезис о необходимости возвращения евреев к физическому груду. В 1909 г. в Эрец-Исраэль был создан первый киббуц (Дгания). В годы второй алии в стране силами прибывшей молодежи была создана организация Ха-Шомер, ставившая своей целью вооруженную охрану еврейских поселений.

В эти годы возобновилась также репатриация йеменских евреев, вызванная волной религиозных преследований и тяжелой засухой 1903–1905 гг., во время которой погибли тысячи евреев. Значительное число йеменских репатриантов, прибывших в 1907 г., составили жители столицы Сана, а также опытные земледельцы сельских районов Северного Йемена. В 1910 г. основан первый рабочий поселок йеменских евреев Ша‘араим (близ Реховота). Репатриация йеменских земледельцев побудила поселенческий отдел Сионистской организации содействовать увеличению алии из Йемена, с этой целью туда был направлен в 1911 г. Ш. Явнеэли. В результате его деятельности до конца 1912 г. из Йемена переселились в Эрец-Исраэль около полутора тысяч евреев и обосновались в сельскохозяйственных поселениях. Алия из Йемена продолжалась вплоть до мировой войны.

Общая численность второй алии составила около 40 тыс. человек, и хотя многие покинули страну, еврейское население Эрец-Исраэль к 1914 г. достигло 85 тыс. человек. Площадь земельной собственности во владении евреев составила 41,8 тыс. га. В этот период возник ряд новых сельскохозяйственных поселений, а в 1909 г. был основан Тель-Авив, где открылась первая гимназия с преподаванием на иврите.

Третья алия (1919–23) была продолжением прерванной войной второй алии и стимулировалась массовыми погромами в России в период гражданской войны и Декларацией Бальфура с последовавшим за ней установлением британских власти в Эрец-Исраэль. Движение Хе-Халуц, входившее во Всемирную сионистскую организацию, создало многочисленные центры по сельскохозяйственной подготовке еврейской молодежи к репатриации в Эрец-Исраэль. В эти годы возникли и другие сионистские молодежные движения — Ха-Шомер ха-ца‘ир, Бетар (ревизионистского направления; см. Сионисты-ревизионисты), Гордония и Хе-Халуц ха-мизрахи (религиозного толка).

В результате арабского давления британская мандатная администрация опубликовала в сентябре 1920 г. указ, ограничивавший квоту еврейской иммиграции в страну (16,5 тыс. человек в год), а в июне 1921 г. установила, кому будет разрешен въезд в нее: владельцам капитала, студентам и некоторым категориям квалифицированных работников. В 1922 г. была опубликована первая Белая книга, ограничивавшая понятие «национального очага» только западной частью Эрец-Исраэль (то есть исключавшая Заиорданье) и декларировавшая, что алия будет разрешена только с «учетом экономической емкости страны в каждый период времени и в соответствии с интересами уже проживающего в стране населения». Несмотря на эти ограничения, численность третьей алии составила свыше 35 тыс. человек, так что к концу 1923 г. ишув насчитывал более 93 тыс. человек, а обрабатываемые евреями земли составили 56 тыс. га. В эти годы были созданы Хистадрут и Хагана, возникли новые сельскохозяйственные поселения, увеличились масштабы еврейского сельского хозяйства и промышленного развития страны.

Четвертая алия (1924–28) явилась в основном результатом антиеврейской экономической политики, проводившейся правительством Польши, и введения иммиграционных ограничений в США. В 1924 г. в страну прибыло около 13 тыс. евреев, из которых половину составляли выходцы из Польши. Большинство репатриантов были обладателями небольших капиталов, приток которых способствовал быстрому развитию мелких предприятий и расширению строительства. В 1925 г. число репатриантов достигло рекордной цифры — 34 тыс. человек. В следующем году из-за экономического кризиса в Эрец-Исраэль прибыло лишь 13 тыс. репатриантов, а шесть с половиной тысяч человек покинули страну; в 1927–29 гг. репатриировалось еще около десяти тысяч человек, однако приблизительно столько же оставило страну. Всего за годы четвертой алии в Эрец-Исраэль прибыло около 85 тыс. евреев (в том числе 9,2 тыс. из Йемена), из которых уехали около 20 тыс. человек. Четвертая алия способствовала резкому увеличению городского еврейского населения и развитию еврейской торговли и промышленности.

В 1930 г. была обнародована вторая Белая книга, свидетельствовавшая об уступке британских мандатных властей арабскому давлению как по вопросу о будущем еврейского национального очага в целом, так и в отношении дальнейшей еврейской иммиграции в страну. Борьба Сионистской организации против намеченной в Белой книге политики британского правительства увенчалась успехом, и в 1931 г. она была фактически отменена.

Пятая алия (1929–39) состояла в основном из евреев, покинувших Германию в результате прихода к власти нацистов (1933). Репатрианты пятой волны значительно обогатили духовную и культурную жизнь ишува, внеся большой вклад и в создание юридической системы страны.

До начала Второй мировой войны с помощью алият ха-но‘ар (см. Алия молодежная) в страну прибыло более пяти тысяч юношей и девушек из Европы (более 60% из Германии, 20% из Австрии, остальные — из Чехословакии и стран Восточной Европы).

Опубликованная в мае 1939 г. шестая Белая книга, последовавшая за антиеврейскими беспорядками 1936–39 гг. в подмандатной Палестине, устанавливала иммиграционную квоту на ближайшие пять лет в 15 тыс. человек в год, несмотря на преследование евреев нацистами в Европе. В 1939 г. в страну смогли прибыть лишь 13,7 тыс. евреев. Всего с пятой алией в страну прибыло свыше 250 тыс. человек. Еврейское население Эрец-Исраэль достигло в 1940 г. 450 тыс. человек и владело 150 тыс. га земли.

В ответ на иммиграционные ограничения началась иммиграция «нелегальная». Нелегальные иммигранты прибывали главным образом из Европы, а также из Ирака, Сирии, Египта и Ирана. Значительный вклад в организацию нелегальной алии из восточных стран внесли еврейские общины Сирии и Ливана. В городах Халеб (Алеппо), Дамаск, Камышлы (на сирийско-турецкой границе) и в Бейруте действовали штабы нелегальной иммиграции. Всего в 1934–39 гг. в страну нелегально репатриировались приблизительно 15–21 тыс. евреев, большей частью бежавших от нацизма.

Начало Второй мировой войны несколько ослабило политическую борьбу за алию, так как еврейские учреждения сотрудничали с британским правительством в борьбе с нацистской Германией. Однако практические мероприятия не ослабевали и сосредоточились на спасении евреев от физического уничтожения. В первые годы войны, когда еще не вся Европа была под властью Германии, оставалась возможность организовывать отправку судов с еврейскими беженцами из различных портов. В последующие годы эта возможность исчезла. Британские власти, когда им удавалось перехватить суда с беженцами, переправляли репатриантов на Кипр (в одном случае — на остров Маврикий), где они (всего около 55 тыс. человек) содержались в особых лагерях вплоть до создания Государства Израиль. Несмотря на чинимые британскими властями препятствия, в 1940–45 гг. в Эрец-Исраэль было нелегально доставлено морским путем около 60 тыс. человек. Одновременно продолжалась нелегальная алия из стран Востока (около семи с половиной тысяч человек).

Хотя всему миру стало известно о Катастрофе европейского еврейства, ограничения на иммиграцию не были отменены и после окончания войны. Поэтому нелегальная алия стала основным способом репатриации евреев вплоть до образования Государства Израиль. В 1945 г. в страну прибыло 4,4 тыс. нелегальных иммигрантов, в 1946 г. — около 23 тыс., в 1947 – около 44 тыс. Нелегальная иммиграция превратилась в разветвленное и многостороннее движение. Сотни тысяч беженцев находились в лагерях для перемещенных лиц в Германии, однако британские власти не разрешали им репатриироваться в Эрец-Исраэль. Хагана организовала их нелегальную иммиграцию (см. Бриха). Всего за эти годы в страну было доставлено около 70 тыс. евреев на 65 кораблях; еще 15 тыс. прибыли различными путями поодиночке. Всего с начала нелегальной иммиграции (1934 г.) в страну прибыло около 115 тыс. нелегальных иммигрантов, из них около 80% — морским путем. За период британского мандата в Эрец-Исраэль репатриировалось легально и нелегально около пятисот тысяч человек.

К моменту создания государства еврейское население подмандатной Палестины составляло около 650 тыс. человек; в руках евреев находилось 180 тыс. га земли.

Алия после 1948 г. Провозглашение Государства Израиль было воплощением чаяний сионизма, видевшего в создании еврейского государства первый и решающий шаг на пути национального освобождения еврейского народа — его превращения в равноправную и суверенную нацию. Решение Организации Объединенных Наций о создании еврейского государства в Эрец-Исраэль (29 ноября 1947 г.) было международным признанием не только права на самоопределение еврейского населения страны, но и права всего еврейского народа на свое государство, и потому репатриация еврейского народа на свою историческую родину является осуществлением исторической миссии и моральным оправданием еврейского государства. Создание Государства Израиль положило конец ограничениям на репатриацию в Эрец-Исраэль, налагавшимся чужеземными властями. Декларация независимости Израиля (1948 г.) провозглашает, что вновь созданное государство открыто для репатриации евреев всего мира.

Израильское правительство считает себя ответственным за судьбы евреев во всем мире и, в первую очередь, за обеспечение возможности каждому еврею, где бы он ни жил, осуществить свое право на алию. Юридическим оформлением этого права является Закон о возвращении, принятый Кнесетом 5 июля 1950 г.

В годы массовой алии после образования государства были проведены операции по переселению в страну целых еврейских общин (иракской — операция «Эзра и Нехемия» и йеменской — операция «Волшебный ковер»). Кнесет, правительство и общественность стоят во главе борьбы за право на алию в тех странах, где власти препятствуют свободному выезду своих еврейских граждан. Так, многолетняя борьба за право советских евреев на выезд из Советского Союза еще в конце 1960–70-х гг. принесла немалый успех: под давлением международного общественного мнения советские власти были вынуждены разрешить около четверти миллиона евреев покинуть пределы страны. Немаловажным фактором была моральная и политическая поддержка Израилем активистов алии и узников Сиона. С 1980-х гг. Израиль оказывает помощь в репатриации евреям Эфиопии, Аргентины, Франции и других стран.

Израиль не только обращается к евреям диаспоры с призывом репатриироваться и способствует самой репатриации, но и оказывает всестороннее содействие новым репатриантам. Система подчиненных Еврейскому агентству и Министерству абсорбции органов помогает новоприбывшим в различных областях — трудоустройстве, обеспечении жильем, изучении иврита, общественной абсорбции и т. п. (см. Государство Израиль. Абсорбция). Израильская внешняя и внутренняя политика также является средством стимуляции алии и абсорбции репатриантов; влияние на возможную алию и на положение олим в стране учитывается при принятии или непринятии правительством Израиля тех или иных политических, экономических и социальных решений.

Существование суверенного еврейского государства и его успехи в сочетании с целенаправленным распространением сионистской идеологии среди евреев диаспоры и оказанием помощи новоприбывшим являются важнейшими факторами, стимулирующими алию в Израиль. Израильское общество в основном состоит из репатриантов и их потомков. С момента провозглашения независимости Израиля до конца 2003 г. в страну репатриировалось 2 млн. 950 тыс. человек (см. таблицу 1). Еврейские общины Курдистана, Афганистана, Ирака, Сирии, Йемена, Алжира, Туниса, Ливии, в значительной мере Марокко, а также Болгарии, Греции и Югославии репатриировались в Израиль в почти полном составе, положив таким образом конец древним центрам еврейской диаспоры.

Таблица 1. Число репатриантов в Израиль из разных регионов мира (1948–2003) Период\Регион 15 мая 1948-19511952-19601961-19641965-19711972-19791980-19891990-20012002-2003ВсегоЕвропа¹3246399256276142565524628541144445094853686686Азия¹2377043711919899363091945614433135141060379494СССР/СНГ²81631374346462473013713429754906127310571155354Африка93282143485116671482141927328664556227349512560США и Канада19471829234318497231412077119475298290985Центр. и Южная Америка17564973819812529206241763919088934094147Австра­лия и Океания11912013370012759591119714496Нет данных о регионе200143307761150439446963712327207Всего6876242971382287931990352675821538331060091568352950929¹ Не включая выходцев из республик бывшего СССР и государств, возникших на территории Советского Союза после его распада.² Включая и выходцев из Латвии, Литвы и Эстонии.

Сразу же после провозглашения независимости Израиля в страну начали прибывать евреи с Кипра, куда они были интернированы британскими властями (см. выше), а также евреи, пережившие Катастрофу и содержавшиеся в лагерях для перемещенных лиц. В январе 1949 г. число прибывших достигло ста тысяч. Всего в первый год существования Государства Израиль в него прибыли 203 тыс. репатриантов. В 1948–51 гг. в Израиль переселились целые еврейские общины: 37 тыс. из 45 тыс. евреев Болгарии, 30,5 тыс. из 35 тыс. евреев Ливии, 124 тыс. из 130 тыс. евреев Ирака (операция «Эзра и Нехемия»), около 100 тыс. из 150 тыс. переживших Катастрофу евреев Польши, около 117 тыс. из 350 тыс. евреев Румынии. В 1949–50 гг. Израиль провел операцию «Волшебный ковер»: в течение двух лет каждые два дня осуществлялся прямой перелет из Йемена в Израиль, таким образом репатриировались 48 тыс. из 50 тыс. йеменских евреев. В эти годы было создано 347 новых сельскохозяйственных поселений (251 мошав и 96 киббуцов) и построены первые города развития; резко увеличилось население многих основанных в предшествующие годы городов, в частности Цфата и Афулы.

В 1955–57 гг. в Израиль прибыла новая волна репатриантов (около 160 тыс. человек). Среди новоприбывших было 60 тыс. евреев из Марокко, 15,5 тыс. — из Туниса, 35 тыс. — из Польши, значительную часть которых составляли евреи, вернувшиеся в Польшу из СССР. Вслед за венгерским восстанием 1956 г. в Израиль нелегальным путем прибыло около 9 тыс. евреев Венгрии. После Синайской кампании (1956 г.) в страну репатриировались 14,5 тыс. евреев Египта. Многие из репатриантов этих лет обосновались во вновь созданных сельскохозяйственных поселениях в районе Лахиша и в Изреельской долине.

Новый подъем алии относится к 1961–64 гг., когда в страну прибыло около 220 тыс. репатриантов, преимущественно из Северной Африки (около 100 тыс., главным образом из Марокко) и Румынии (около 63 тыс. человек).

Шестидневная война, усилив национальное сознание евреев во всем мире, дала новый толчок алие. Между 1967 и 1984 гг. в Израиль прибыло около полумиллиона репатриантов, из них: около 35% — из СССР, 13% — из Северной и Южной Америки, 7% — из Франции, 6% — из Румынии, 6% — из Северной Африки, 4% — из Ирана, 3% — из Англии. Наибольший подъем репатриации был в 1972–73 гг. (около 55 тыс. человек в год) и в 1978–79 гг.

В эти годы в Израиль прибыло около 160 тыс. репатриантов из Советского Союза. Подъем национального самосознания советского еврейства был вызван как победой Израиля в Шестидневной войне, так и антиизраильской кампанией в советской прессе, ростом антисемитизма в повседневной жизни и полуофициальной дискриминацией во всех областях государственной и общественной жизни. Первым шагом в борьбе советского еврейства за репатриацию были письма от 18 еврейских семейств из Грузии в Комитет защиты прав человека при ООН (1969 г.), в которых, наряду с протестом против дискриминационной политики советских властей, было выражено требование разрешить желающим того евреям выехать в Израиль. В 1969 г. число репатриантов из СССР составило 3019 человек (в 1968 г. — всего 224 человека), однако в 1970 г. их число вновь резко сократилось — до 992 человек. Антиеврейские процессы 1970–71 гг. по обвинению группы евреев Ленинграда (см. Санкт-Петербург) и Риги в попытке захватить самолет и покинуть Советский Союз показали, что национальное движение в СССР охватило широкие круги советского еврейства и что активисты этого движения готовы на самопожертвование ради достижения своей цели.

Борьба советского еврейства, поддержанная евреями всего мира и широкими кругами общественности Европы и Америки, а также давление Соединенных Штатов, обусловивших свои политические и экономические отношения с СССР готовностью советских властей уважать национальные чаяния советских евреев, вынудили Советский Союз предоставить желающим того евреям право покинуть страну. В 1971 г. число выехавших из СССР достигло 13 тыс. человек. Наибольший подъем алии из СССР приходится на 1972–79 гг. В начале 1980-х гг. политика советских властей в отношении евреев изменилась, число разрешений на выезд сократилось (1980 г. — 21,5 тыс., 1981 г. — 9,5 тыс., 1982 г. — 2,7 тыс.).

Из 259,5 тыс. евреев, покинувших СССР в 1967–82 гг., около 161 тыс. репатриировались в Израиль. 65% (около 105,5 тыс. человек) репатриантов из СССР составляют ашкеназские евреи и около 35% — евреи восточных общин, грузинские евреи — 18% (около 30 тыс. человек — примерно половина всей грузинской общины), бухарские евреи — девять процентов (около 15 тыс. человек — примерно треть всей бухарской общины), горские евреи — семь процентов (около 11 тыс. человек — примерно шестая часть всей общины).

Несмотря на широкий размах алии в 1972–73 гг., уже тогда появилась нешира (буквально `отпадение`) евреев СССР в страны Запада. Это явление постепенно приобретало все большие размеры, и в 1977 г. более половины выезжающих из СССР евреев эмигрировало в страны Северной Америки и, в некоторой мере, в страны Европы, главным образом в Германию. В 1978 г. нешира составила около 60%, а в 1979 г. около 66%. Выбор между репатриацией в Израиль и эмиграцией в другие страны определялся многими факторами, важнейшими из которых были уровень национального самосознания и еврейского воспитания, способность Израиля удовлетворить профессиональные запросы новоприбывших, наличие родственников и друзей, трудности, связанные с массовой абсорбцией, а также представление об Израиле, сложившееся под влиянием советской антиизраильской пропаганды. Из 105,5 тыс. ашкеназских евреев, прибывших из СССР в Израиль между 1967 и 1981 гг., наибольшее число (около 22 тыс.) приходится на 1973 г. Выезд евреев из европейской части СССР был вызван в основном антисемитизмом местного населения и полуофициальной дискриминацией на службе и при приеме в высшие учебные заведения. Выходцы из европейской части СССР дали и наибольший процент неширы.

Средняя семья репатриантов, прибывших из европейской части СССР в 1968–1979 гг. — 2,8 человек. Средний образовательный уровень этой алии очень высок, она дала Израилю большое число высококвалифицированных специалистов: около 50% репатриантов с высшим образованием составляли инженеры, около 17% — врачи. Велико также число ученых, архитекторов, юристов, преподавателей, деятелей искусств и спортсменов. По данным на 2001 г., численность безработных среди представителей этой волны алии ниже, чем в среднем по Израилю, а уровень их заработной платы превосходит средний по стране.

С 1967 г. по конец 1982 г. в Израиль репатриировалось около половины (30 890 человек) всех евреев Грузии. Доля евреев Грузии в алие из СССР чрезвычайно высока, почти в десять раз выше, чем доля грузинских евреев в общем числе евреев СССР. Наибольшее число репатриантов из Грузии прибыло в Израиль в 1972 г. (10,3 тыс. человек). Нешира среди грузинских евреев сравнительно невелика (максимальный показатель — 14%). Около 94% репатриантов из Грузии приехали большими семьями (средняя величина семьи — 3,4 человека). Процент детей и молодежи до 18 лет среди евреев Грузии выше, чем среди выходцев из европейских республик (средней показатель по всей «алие семидесятых» из бывшего СССР — 28%). Процент лиц с высшим образованием ниже, тем не менее, более трети всех работников составляют лица с высшим и средним специальным образованием. Основным побуждением к алие является национально-религиозное сознание. Относительно высок процент верующих. Солидарность грузинских евреев очень высока, они поддерживают тесные семейные и общинные связи.

Репатриация бухарских евреев началась в 1971 г., и до конца 1982 г. в Израиль репатриировалось около 16 тыс. человек. Нешира среди бухарских евреев относительно невелика (около 13%). Подобно грузинским евреям, они в массе своей репатриировались семьями (94%), средняя величина семьи — 4,1 человека. Дети и молодежь составляют 45%; около 37% составляют лица с высшим и средним специальным образованием. Почти все бухарские евреи соблюдают еврейские традиции. Основной побудительной силой к репатриации являются религиозные мотивы. Бухарские евреи придерживаются рамок большой патриархальной семьи, все больше образуя сплоченную этническую группу (в выборах в Кнесет в 1999 г. принимал участие и список бухарских евреев «Лев — олим ле-маан Исраэль», за который было подано 6311 голосов, что не позволило ему преодолеть электоральный барьер).

Репатриация горских евреев за период с 1972 г. по 1982 г. насчитывает 10,8 тыс. человек. Национальное пробуждение среди представителей этой общины произошло несколько позднее, чем в других районах СССР, и лишь в 1974 г. началась массовая репатриация. Годом наибольшей алии горских евреев был 1975 г., когда с Северного Кавказа (из Дагестана), а также из Азербайджана прибыло 2270 человек. Среди горских евреев практически не было неширы. Средняя величина семьи — 4,3 человека; дети и молодежь составляют около 50%. Основной мотив репатриации горских евреев — религиозный. Структура семьи патриархальная, объединяющая три-четыре поколения.

В середине 1980-х гг. алия упала до самого низкого уровня за всю историю Израиля; в 1986 г. в страну прибыло менее десяти тысяч олим. Однако уже в 1987 г. началась новая волна алии из Советского Союза: число репатриантов из СССР удесятерилось по сравнению с предыдущим годом (2096 против 202 человек), причем власти стали разрешать на выезд многолетним «отказникам».

Подлинный перелом в масштабах алии произошел в 1989 г.: число репатриантов — 24 тыс. (из них более половины — олим из Советского Союза) — в два раза превысило среднегодовой показатель четырех предыдущих лет. В рекордном 1990 г. число репатриантов достигло почти 200 тыс. (лишь в 1949 г. их число было больше — 240 тыс. человек); более 92% из них прибыли из СССР.

С 1986 г. число вызовов, высылаемых в Советский Союз, постоянно росло, и к концу 1990 г. вызовы имели около миллиона советских евреев. Начиная с середины 1989 г., алия из Советского Союза неуклонно увеличивалась с каждым месяцем. С введением в октябре 1989 г. квоты на въезд в США подавляющее большинство выезжающих из Советского Союза евреев стало направляться в Израиль. Так, в 1990 г. в страну прибыло 185,2 тыс. человек, причем три четверти из них — во втором полугодии. Максимума алия достигла в декабре 1990 г. — 35,6 тыс. человек за месяц, однако резко сократилась в январе 1991 г., с началом войны в Персидском заливе. Хотя именно в 1991 г. начали осуществляться прямые авиарейсы для репатриантов, темпы алии начали снижаться. За первые шесть месяцев из Советского Союза приехало 88,5 тыс. человек (около 80% от общего числа репатриантов), то есть на 34% меньше по сравнению с предшествующим полугодием. Во втором полугодии 1991 г. в Израиль из СССР прибыли 59 тыс. человек. В 1992–2000 гг. численность репатриантов из стран СНГ и Балтии составляла от 46 до 67 тыс. человек в год (см. таблицу 2), составляя примерно 80% общего числа прибывавших. В последующие годы численность репатриантов из стран СНГ и Балтии резко снизилась, составив в 2003 г. лишь 12549 человек — меньше, чем в любой год из предшествующих 15 лет. Заметное снижение темпов алии русскоязычных евреев и членов их семей (собственно евреи составляли меньшинство иммигрантов, прибывших в страну из СНГ и стран Балтии в 2000–2003 гг.) привело к тому, что в эти годы численность евреев-эмигрантов, избравших местом жительства США и Германию, превысило объемы репатриации в Израиль. В 1989–1998 гг. 62% евреев и членов их семей, покинувших страны СНГ, прибыли в Израиль (23% — в США, 9% — в Германию).

Таблица 2. Репатриация в Израиль в период «большой алии» 1990-х гг.ГодОбщая числ. репатриантовВ том числе из СССР/СНГ1989 24 300 12 7801990200 170184 7401991176 650147 6701992 77 350 64 8801993 77 860 66 1601994 80 810 67 7501995 77 660 64 7301996 72 180 58 8301997 67 990 54 6301998 58 500 46 1401999 78 400 67 1002000 61 542 51 0602001 44 633 33 8502002 35 168 18 5082003 24 652 12 549Всего1 157 865951 377

Состав алии из СССР/СНГ. Репатриация из различных мест Советского Союза была различна по интенсивности, причем в 1970-е гг. начался массовый выезд из тех районов, откуда в прошлом эмиграция евреев была сравнительно невелика (восточные области Украины, некоторые районы Сибири и т. д.). Процент выехавших, как и отношение числа вызовов к общей численности еврейского населения, весьма отличались в разных республиках. В 1990–1991 гг. 53,4% прибывших репатриантов составляли выходцы из Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга). Впоследствии их доля в составе алии из СНГ неуклонно снижалась, составляя после 1995 г. менее 20% от общего числа прибывших репатриантов (в 2002 г. — 13,4%).

В профессиональном составе репатриантов очень высок удельный вес специалистов с высшим образованием. Данные по алие 1970-х гг. таковы: среди олим старше 15 лет, работавших до приезда в Израиль, 38% составляли люди с высшим образованием, работавшие по специальности (в том числе 25% инженеров и 6% врачей). В начале 1990-х гг. доля лиц с высшим и средним специальным образованием была очень высокой (65% от общего числа репатриантов из СССР, прибывших в Израиль в 1990–1991 гг.); после 1993 г. она снизилась до 50%. Массовая алия из Советского Союза привела к возникновению в Израиле центра литературного творчества на русском языке (см. Русская литература) и появлению множества разнообразных периодических изданий на русском языке. Наличие в Израиле значительного числа носителей русской культуры во многом способствовало кристаллизации русского еврейского общинного самосознания в Израиле. Местная русскоязычная пресса старается отражать весь спектр мнений общины по этому вопросу, колеблющийся от стремления к замкнутости до полной интеграции в израильское общество. Важная роль в деле ознакомления израильского читателя с духовным миром евреев Советского Союза принадлежит выходящим ежегодно с 1976 г. на иврите под редакцией Д. Приталя (1919–2006) и Л. Дымерской-Цигельман сборникам «Еврейская интеллигенция в СССР», «Евреи в СССР» и «Евреи бывшего СССР в Израиле и в диаспоре». Изменение названия альманаха адекватно отражает социально-демографические перемены в жизни русскоязычного еврейства, большая часть которого эмигрировала из бывшего СССР в Израиль и другие страны.

Алия из Аргентины, Эфиопии, ЮАР, Франции и других стран. В конце 1980-х гг. начала увеличиваться алия из Аргентины, что было связано с ухудшением там экономического положения (в 1990 г. — 2045 репатриантов; почти втрое больше, чем в 1986 г.); впоследствии стабилизация политической и экономической ситуации в Аргентине и трудности абсорбции, связанные с наплывом репатриантов из Советского Союза, привели к уменьшению этой волны алии, однако в 2002 г. наблюдался новый всплеск: за один год в Израиль прибыли почти шесть тысяч репатриантов из Аргентины. Всего в 1948–2003 гг. в Израиль из Аргентины репатриировались 65815 человек. Внутриполитический кризис в Южной Африке стимулировал эмиграцию евреев, однако большая их часть предпочла переселиться в Австралию, США или страны Западной Европы (за весь период 1948–2003 гг. в Израиль прибыло менее 20 тыс. репатриантов из Южной Африки).

В результате улучшения отношений с Эфиопией увеличилась репатриация из этой страны. Небольшие группы репатриантов из Эфиопии начали прибывать в Израиль с первых дней существования еврейского государства. В 1980-х гг. число прибывающих значительно увеличилось (1980 г. — 259 человек, 1981 г. — 650, 1982 г. — 950, 1983 г. — 2393). Резкое ухудшение экономического положения, политическая неустойчивость и катастрофическая засуха поставили под угрозу само существование двадцатипятитысячной еврейской общины Эфиопии. В ходе операции «Моше», предпринятой правительством Израиля в ноябре 1984 г., более восьми тысяч евреев были прямыми авиарейсами из сборных пунктов на севере Эфиопии и юге Судана переправлены в Израиль. Еще почти две тысячи человек прибыли в Израиль из Эфиопии в 1985 г. Демографическая структура алии из Эфиопии отличалась высоким (около 50%) числом лиц младше 18 лет (средняя величина семьи — 3,8 человек) и незначительным (около пяти процентов) — старше 60 лет. В результате трудных переходов, во время которых многие погибли от голода и тягот пути, среди репатриантов велико число неполных семей и одиноких; по прибытии многие страдали от истощения, болезней и депрессии. За три последующих года (с 1986 г. по 1988 г.) в Израиль из Эфиопии смогли прибыть немногим более тысячи человек, в 1989 г. — 1448, а в 1990 г. — 4121 человек. В мае 1991 г., когда повстанцы подошли к Аддис-Абебе и падение марксистского режима Х. М. Менгисту стало неотвратимым, над евреями Эфиопии (см. Фалаша), жившими в столице в ожидании репатриации в Израиль, нависла реальная угроза. Израиль принял решение о немедленной эвакуации эфиопских евреев. В ходе операции «Шломо» был создан воздушный мост между Аддис-Абебой и Израилем, и в течение трех дней в Израиль были перевезены около 15 тыс. эфиопских евреев. Внутриполитический кризис в Албании, приведший к ослаблению изоляционистского режима в стране, позволил организовать в 1991 г. репатриацию еще остававшихся там немногочисленных евреев. Вследствие гражданской войны в Югославии в Израиль прибыло несколько десятков югославских евреев.

На всем протяжении истории Израиля продолжается алия из Франции, которая не уменьшилась даже в период интифады. Всего за 1948–2003 гг. в Израиль репатриировались более 70 тыс. уроженцев Франции. Рекордным был 1969 г., в ходе которого в Израиль из Франции прибыли 5292 человека. В два последующих года численность репатриантов из Франции оставалась сравнительно высокой (4414 человек в 1970 г. и 3281 человек — в 1971 г.). В 1999–2003 гг. в Израиль из Франции прибыли 7439 человек.

Гражданство Израиля. Приобретение израильского гражданства регулируется Законом о гражданстве от 14 июля 1952 г., согласно которому право на израильское гражданство признается в силу репатриации в Израиль, либо проживания в Израиле, либо по рождению, либо натурализации или в результате дарования.

На основании статьи второй Закона, любой репатриант (оле) автоматически приобретает израильское гражданство, если только он уже не является израильским гражданином по рождению. Согласно Закону о возвращении от 5 июля 1950 г., каждый еврей имеет право прибыть в Израиль в качестве оле, и виза оле должна быть предоставлена любому еврею, выразившему желание поселиться в Израиле, если только ходатайствующий не занимается или не занимался в прошлом деятельностью, направленной против еврейского народа, или если его поселение в Израиле не угрожает безопасности страны, либо общественному порядку, либо здоровью населения. Каждый еврей, репатриировавшийся в Израиль до 5 июля 1950 г. или родившийся в Израиле до или после этой даты, также рассматривается как прибывший в страну в качестве оле в силу Закона о возвращении. С точки зрения Закона о возвращении, еврей определяется как лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другое вероисповедание, либо лицо, принявшее иудаизм (при этом в самом Израиле признаются только ортодоксальные /см. Ортодоксальный иудаизм/ гиюры). Права еврея по Закону о возвращении и права оле по Закону о гражданстве распространяются на нееврейского супруга, детей и их супругов и внуков репатрианта (за исключением лиц, которые, будучи евреями, добровольно перешли в другое вероисповедание); при этом не имеет значения, жив ли и репатриировался ли в Израиль еврей, в силу прав которого указанные лица обладают правом на израильское гражданство. Согласно поправке к Закону о возвращении от 1971 г., любой еврей, находящийся вне пределов Израиля, может по желанию получить израильское гражданство.

В силу проживания в Израиле, израильским гражданством обладают лица, бывшие гражданами подмандатной Палестины непосредственно перед образованием Государства Израиль и оставшиеся жителями страны на 14 июля 1952 г.

По рождению израильским гражданством обладает лицо, если хотя бы один из родителей является израильским гражданином.

В силу натурализации израильское гражданство предоставляется, если ходатайствующий удовлетворяет всем следующим условиям:а) находится в момент подачи прошения в Израиле, б) проживал в Израиле три из пяти лет, непосредственно предшествовавших подаче прошения, в) имеет разрешение на постоянное жительство в Израиле, г) поселился или намеревается поселиться в Израиле, д) обладает хотя бы элементарным знанием иврита, е) отказался от своего прежнего гражданства либо намерен отказаться от такового при получении израильского гражданства.

Получение израильского гражданства в силу натурализации обусловлено также декларацией ходатайствующего о его намерении быть лояльным гражданином Израиля. Процесс натурализации облегчается для лиц, которые состояли на израильской военной службе после 29 ноября 1947 г. (дата резолюции ООН о создании еврейского государства) или которые потеряли сына или дочь на военной службе в Армии обороны Израиля.

Совершеннолетний израильский гражданин, не проживающий в Израиле или формально заявивший о своем намерении покинуть Израиль, может подать письменное заявление об отказе от израильского гражданства. Если министр внутренних дел утверждает такое заявление, его податель перестает быть израильским гражданином, начиная с даты, устанавливаемой министром. Министр внутренних дел правомочен лишить гражданства лицо, совершившее акт нелояльности по отношению к Государству Израиль или приобретшее израильское гражданство незаконным путем.

См. Израиль См. Государство Израиль.

Смотрите также

Гайана

Гинцбург Наталия

Гиркан I Иоханан

Глюксман Андре

Грановский Алексей