Государство Израиль. Еврейские поселения на контролируемых территориях
ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ. ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Еврейское заселение Иудеи и Самарии до 1967 г.Возобновление еврейской поселенческой деятельности в Иудее и Самарии после 1967 г. Еврейское население Иудеи и Самарии (включая долину Иордана) и полосы Газы, оказавшихся в 1967 г. под контролем Израиля, на протяжении многих лет росло значительно быстрее, чем в каком-либо другом районе страны. Составляя в 1972 г. лишь 1520, а в 1983 г. — 23,7 тыс. человек, оно превысило к концу 2004 г. 250 тыс. человек. Вместе с тем, в 1982 г. по решению правительства были эвакуированы пять с лишним тысяч жителей Яммита и других поселений полуострова Синай, в 2005 г. — восемь с лишним тысяч жителей поселений в секторе Газа и Северной Самарии. В обоих случаях были разрушены дома поселенцев.
На палестино-израильских переговорах на высшем уровне в Кемп-Дейвиде в 2000 г. и в так называемом Женевском соглашении 2003 г. (см. Государство Израиль. Внешняя политика) на повестке дня стояла ликвидация большей части еврейских поселений в Иудее и Самарии, хотя в обществе существует достаточно широкий консенсус относительно того, что крупные поселенческие анклавы должны и в будущем оставаться под контролем Израиля. Каковы бы ни были политические решения, очевидно, что еврейские поселения на контролируемых территориях являются важным фактором, влияющим как на израильскую внутреннюю, так и на внешнюю политику.
1. Еврейское заселение Иудеи и Самарии до 1967 г.
На территории Иудеи и Самарии находятся не только многочисленные археологические объекты, неопровержимо свидетельствующие о существовании там еврейских городов в далеком прошлом, но и населенные пункты, в которых еврейское присутствие не прекращалось практически никогда, вплоть до 20 в. Важнейшим для евреем городом в Иудее является Хеврон — один из четырех (вместе с Иерусалимом, Тверией и Цфатом) святых городов в Эрец-Исраэль, еще в первой половине 19 в. превратившийся в центр поселенческого движения любавичских хасидов (см. Хасидизм). Арабы не жаловали и живших там прежде евреев, а к появлению представителей движения Хабад отнеслись с небывалой враждебностью. Непрекращающиеся преследования и погромы сплотили обе хевронские общины евреев — сефардскую и ашкеназскую. В 1865 г. главой сефардской общины стал Э. Мани (см. Мани, семья), который способствовал переезду в Хеврон десятков семей из Ирака, создал для них синагогу и другие общинные здания и учреждения. Хасидской общине также удалось построить две синагоги, несмотря на противодействие арабов и враждебность турецких властей. В 1904 г. З. Д. Левонтин открыл в Хевроне банк. Нападки на собственность еврейской общины продолжались вплоть до кровавого погрома 1929 г., когда при демонстративном невмешательстве британских солдат и полицейских арабские погромщики убили 67 и ранили сотни евреев. Британские власти под предлогом того, что они не в состоянии обеспечить безопасность общины, вывезли уцелевших евреев из города (накануне погрома 1929 г. в Хевроне проживало, включая учащихся Слободской иешивы, около семисот евреев), и тем самым положили конец еврейской общине, непрерывно существовавшей в городе около трех тысяч лет; после эвакуации арабы устроили в синагогах общественные туалеты и загоны для скота.
Район южнее Бет-Лехема начал заселяться в 1927 г. с поселения Хар-Адар, затем в начале 1930-х гг. был создан Кфар-‘Эцион, названный по имени его основателя Ш. Ц. Холцмана (Эциона; 1883–1960). Еврейские деревни, расположенные на пути из Бет-Лехема в Хеврон, сразу же стали подвергаться арабским погромам. Пик конфликта наступил в 1936 г., когда еврейские жители были вынуждены оставить свои дома. В 1943 г. под эгидой Еврейского национального фонда началось новое заселение Гуш-‘Эциона (см. Кфар-‘Эцион). Были возрождены и созданы поселения Кфар-‘Эцион, Массуот-Ицхак, Эйн-Цурим и Ревадим. По плану раздела Палестины, утвержденному Организацией Объединенных Наций в 1947 г., весь район Гуш-‘Эциона, в котором на тот момент проживали 450 евреев, оказался на территории арабского государства. Жителям было предложено немедленно эвакуироваться, но поселенцы отказались, лишь позже отправив в безопасные места часть женщин и детей. Поселения Гуш-‘Эциона были осаждены войсками Арабского легиона и, несмотря на попытки бойцов еврейской самообороны прорваться к ним и помочь их жителям, сохранить их не удалось. По Родосским соглашениям 1949 г. (см. Война за независимость) этот район, как и вся территория Западного берега (Иудеи и Самарии), отошел к Трансиордании. Жесткое международное давление к концу войны, когда военное превосходство Израиля стало очевидным, не позволило руководству страны осуществить намеченное включение Хеврона вместе с Иерусалимом в еврейское государство.
2. Возобновление еврейской поселенческой деятельности в Иудее и Самарии после 1967 г.
В августе 1967 г., через два месяца после окончания Шестидневной войны, первая группа израильских поселенцев (среди которых были и будущие депутаты Кнесета Х. Порат /родился в 1931 г./ и Э. Ха‘эцни /родился в 1926 г./) прибыли в Кфар-‘Эцион. Восстановление Кфар-‘Эциона стало моделью дальнейшего заселения всей горной части Иудеи и Самарии. Почти всегда инициатива заселения исходила от самих поселенцев или от поселенческого движения, и только после этого правительство утверждало представляемые на его рассмотрение планы развития. В начале 2000-х гг. в поселениях Гуш-‘Эциона проживают более двадцати пяти тысяч человек.
Примерно через два месяца после заселения Кфар-‘Эциона по инициативе тель-авивского поэта И. Бен-Меира (родился в 1941 г.) был основан второй поселенческий объект в Иудее — Хар-Гило.
В ходе Шестидневной войны Хеврон был занят израильскими силами, после чего началось возвращение туда евреев. Правительство поначалу вовсе не выразило энтузиазма в связи с этим проектом, однако благодаря тогдашнему заместителю премьер-министра И. Аллону в конце концов проект еврейского заселения города праотцев был поддержан. Среди возвращавшихся в Хеврон были и те, кто детьми пережили страшный погром 1929 г. Первые поселенцы, поначалу снимавшие помещение в гостинице «Парк», переместились в здание военной комендатуры города, а через четыре года поселились в постоянных домах в Кирьят-Арбе, новом еврейском районе, непосредственно прилегающем к Хеврону. (В Торе Хеврон иногда называется также Кирьят-Арбой). Один из жителей Кирьят-Арбы, Б. Тавгер, приехавший в Израиль из Новосибирска, расчистил свалку, которую устроили арабы на месте разрушенной ими синагоги Аврахам-авину; впоследствии синагога была восстановлена, а затем было расчищено и еврейское кладбище. Еврейский квартал в Хевроне был восстановлен только в 1979 г., уже в период, когда у власти находилось правительство М. Бегина. Группа женщин, во главе которых стояла жена раввина М. Левингера (родился в 1935 г.) Мирьям, обосновалась в Бет-Хадассе — еврейском здании, покинутом после погрома 1929 г. Через год и это место было официально признано правительством. В начале 21 в. в самом Хевроне проживало более пятисот евреев, в Кирьят-Арбе — более восьми тысяч человек.
В отличие от Иудеи, где поселения стали возникать в первые годы после Шестидневной войны, и Иорданской долины, постепенно заселяемой в то же время на основании правительственных решений, район Самарии оставался не заселенным евреями вплоть до окончания Войны Судного дня. Правительство Голды Меир инициировало основание военных и гражданских форпостов в районе Яммита, на юге Синайского полуострова и даже в Газе (см. далее), но предпочитало не заселять горный район между Иерусалимом и Дженином. И. Аллон выдвинул план, принятый правительством в 1969 г., целью которого было формирование обороноспособной линии восточной границы государства при минимальном увеличении арабского населения Израиля; согласно этому плану, наряду с поселениями на Голанских высотах (см. Голан) и в Синае, еврейские поселения должны были быть созданы в долине реки Иордан и на восточных склонах гор Иудеи и Самарии. К Войне Судного дня (1973 г.) в долине Иордана насчитывалось двенадцать поселений, в полосе Газы — четыре и в Иудее — три сельских поселения в районе Гуш-‘Эцион. В Самарии еврейских поселений еще не было.
Более серьезная инициатива еврейского заселения Самарии возникла перед Войной Судного дня, однако была воплощена в жизнь только после нее. После прекращения боев к главе правительства Голде Меир прибыла группа молодых женщин из кругов, близких к религиозно-сионистской иешиве Мерказ ха-рав, и попросила у нее выдать им разрешение основать еврейское поселение возле Шхема; Голда Меир отказала им в этой просьбе. Через полгода после этого те же женщины вместе с мужьями предприняли «партизанскую» попытку основать поселение около Шхема. Они стали называть «Ядро Элон-Море» движения Гуш Эмуним. Армия эвакуировала их, но они прибыли еще раз и снова были насильственно эвакуированы. Только на восьмой раз, во время Ханукки 1975 г., на старой железнодорожной станции Себастии усилиями поэта Х. Гури и министра обороны Ш. Переса, которые составили договор между сторонами, был достигнут компромисс, и было получено разрешение основать поселение Кдумим. В декабре 2007 г. в нем проживало 3300 евреев. В начале 2000-х гг. поселение Кдумим состоит из десяти микрорайонов, расположенных на вершинах холмов, в нем проживают более 3200 человек.
В 1975 г. группой рабочих, прибывших возводить ограждение вокруг военной базы неподалеку и оставшихся переночевать в одном из брошенных иорданцами строений в 25 километрах севернее Иерусалима, было основано поселение Офра. В декабре 2007 г. в нем проживало 2600 евреев. Лидеры Гуш Эмуним видели в заселении евреями всей территории Иудеи, Самарии и полосы Газы важнейшую религиозно-патриотическую миссию. В рамках операции по удвоению численности еврейских поселений, которая была объявлена организацией Гуш Эмуним осенью 1978 г., когда на всей территории Иудеи и Самарии было только двадцать поселений, семьи, только недавно поселившиеся в Офре, были направлены для становления ядра нового поселения. Оно было создано в течение года и названо Кохав-ха-Шахар; в нем была создана и база Нахала. Поскольку вокруг были плодородные земли, сельскохозяйственные отрасли стали важным направлением развития хозяйства. В 1981 г. прибыли караваны для заселения и начали разрабатываться планы первых этапов постоянного строительства.
Примерно одновременно с созданием поселения Офра тогдашнее правительство во главе с И. Рабином приняло решение основать Ма‘але-Адуммим (ныне самый крупный еврейский населенный пункт в Иудее). Решение было принято в ответ на признание ООН Организации освобождения Палестины, а также вследствие давления, оказанного министром И. Галили. В декабре 2007 г. в нем проживало 32,8 тыс. человек. Правительство И. Рабина также приняло решение об основании поселения Элкана в Западной Самарии за две недели до выборов 1977 г.; им же было принято решение об основании города Ариэль — ныне самого крупного еврейского населенного пункта в Самарии. В декабре 2007 г. в нем проживало 16,6 тыс. человек.
В июле 1977 г., уже после прихода к власти правительства М. Бегина, лидеры Гуш Эмуним представили двадцатипятилетний поселенческий план, согласно которому к концу 20 в. еврейское население Иудеи (включая Иерусалим) и Самарии должно было увеличиться до миллиона человек, для чего предлагалось основать два больших города — возле Хеврона (Кирьят-Арба) и возле Шхема (с населением 60 тыс. человек в каждом), несколько средних городов (15–20 тыс. человек в каждом) и густая сеть так называемых общинных поселений (ишшувим кехиллатиим). Как только М. Бегин сформировал кабинет, руководители движения Гуш Эмуним — Х. Порат, У. Элицур, Б. Кацовер и раввин М. Левингер подали ему программу основания двенадцати новых поселений за «зеленой чертой». После долгих колебаний М. Бегин утвердил эту программу. «Будет основано еще много Элон-Море», — обещал М. Бегин во время своего первого после победы на выборах визита в Кдумим. Вскоре возникли поселения Бет-Эль, Шило, Неве-Цуф, Мицпе-Иерихо, Шавей-Шомрон, Дотан, Ткоа и другие. На первых порах поселенческие группы были размещены при некоторых военных гарнизонах в Иудее и Самарии, позднее превратившихся в поселения.
Политика интенсивного еврейского заселения Иудеи, Самарии и полосы Газы вызвала острую дискуссию в израильском обществе. Наряду со сторонниками плана Аллона, предполагавшего, что в будущем большая часть территорий Западного берега (Иудеи и Самарии) будет возвращена Иордании, против политики создания еврейских поселений в густонаселенных арабских районах выступили многие общественные деятели, требовавшие обратить средства, расходуемые на заселение контролируемых территорий, на развитие периферийных районов Галилеи и Негева, промышленной и социальной инфраструктуры городов развития и т. п.
В октябре 1977 г. движение Гуш Эмуним было признано правительством и Всемирной сионистской организацией в качестве поселенческого движения. Тогда же А. Шарон, министр сельского хозяйства в правительстве М. Бегина, выдвинул программу заселения Иудеи и Самарии, согласно которой должны быть проложены две или три автострады, пересекающие эти районы с запада на восток, вдоль которых (а также в ряде других стратегических пунктов) будут построены еврейские города и поселки; предполагалось, что в перспективе еврейское население Иудеи и Самарии достигнет двух миллионов человек. Другой план был выдвинут в середине 1978 г. тогдашним министром обороны Э. Вейцманом. Возражая против создания сети небольших поселений, Э. Вейцман предложил построить шесть крупных городов в районах с наименьшей плотностью арабского населения. В противовес планам правительства Ликкуда и Гуш Эмуним глава поселенческого отдела Еврейского агентства Р. Вайц выдвинул в августе 1978 г. поселенческую программу на период 1979–1983 гг., основанную на плане Аллона. Считая невозможным создание еврейского большинства в Иудее и Самарии и полагая, что строительство еврейских поселений в районах с высокой плотностью арабского населения приведет к политической напряженности, Р. Вайц требовал приоритета для района Яммита (Западный Синай, находившийся тогда под контролем Израиля) и долины Иордана как стратегических форпостов.
Однако в целом масштабные планы развития еврейских поселений на контролируемых территориях так и не были реализованы. В декабре 2007 г. в еврейских поселениях Иудеи и Самарии проживали 271,4 тыс. человек. Еврейский город возле Шхема так и не был создан, а число жителей Кирьят-Арбы в десять раз меньше планировавшегося идеологами Гуш Эмуним. Яммит, то он был полностью возвращен Египту, а созданные там поселения — разрушены. Поселенцам не удалось реализовать свое стремление стать духовным и политическим авангардом «нового сионистского возрождения»: поселенцев нет и не было среди депутатов Кнесета от крупнейшей партии правоцентристского лагеря — блока Ликкуд, а первым министром, проживающим в Иудее и Самарии, стал в 1996 г. представитель небольшой партии Исраэль ба-‘алия Ю. Эдельштейн, житель поселения Аллон-Швут.
Условия жизни в новых поселениях были весьма нелегкими, прежде всего — из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также давления представителей левого лагеря и международных СМИ, которые протестовали против каждого нового сборного домика на территориях. В 1978 г. в Верховный суд (см. Государство Израиль. Судебная система) была подана апелляция против факта возникновения поселения Бет-Эль, которое было основано на земле, экспроприированной у палестинских арабов, причем экспроприация мотивировалась не нуждами жилищного строительства, а соображениями безопасности. Суд вынес временное распоряжение приостановить работы по развитию нового поселения, включая прокладку канализации. По прошествии нескольких месяцев апелляция была отклонена. Однако зимой 1980 г. Верховный суд принял апелляцию, поданную совместно палестинцами и деятелями левого лагеря. Согласно решению суда группа поселенцев должна была покинуть земли деревни Руджейб в Самарии, так как речь шла о частной палестинской земле. С тех пор новые поселения возникали почти исключительно на земле, которая не находилась в частном арабском владении. Парадоксальным образом в результате этого морально-юридический фундамент деятельности поселенцев на контролируемых территориях стал едва ли не крепче, чем у жителей Израиля в пределах «зеленой черты», где множество мошавов и киббуцов были основаны на земле, покинутой арабскими беженцами во время Войны за независимость, с не оформленными должным образом правами собственности.
3. Развитие еврейского поселенчества в секторе Газа и на Синайском полуострове.
Параллельно шло развитие поселений сектора Газы и Синайского полуострова, как правило по инициативе и с разрешения правительства. Впервые Газа и Синайский полуостров были заняты Израилем в ходе Синайской кампании 1956 г., но возвращены Египту спустя менее чем полгода; в то время еврейские поселения на этих территориях не создавались. Однако после Шестидневной войны ситуация была иной, а решения Хартумской конференции сентября 1967 г. «нет — миру с Израилем, нет — признанию Израиля, нет — переговорам с Израилем» (см. Государство Израиль. Израиль и арабский мир) способствовали радикализации политических настроений и в еврейском государстве. Результатом категорического нежелания руководителей арабских стран (кроме Иордании, да и то — лишь втайне) вести диалог с Израилем стало формирование политического курса, основывавшегося на том, что будущее занятых в ходе Шестидневной войны территорий будет определяться Израилем и только им. Выражением этого политического курса стало облетевшее мир в июне 1969 г. высказывание тогдашнего министра обороны Израиля М. Даяна: «Предпочтительнее Шарм-аш-Шейх без мира, чем мир без Шарм-аш-Шейха». В этих условиях создание еврейских поселений в секторе Газа и на Синайском полуострове было естественным шагом.
Уже в 1968 г. министерская комиссия по делам поселенчества во главе с И. Аллоном рекомендовала основать два форпоста Нахала в этом районе: Нецарим и Мораг. И. Аллон способствовал также закладке Кфар-Дарома на месте одноименного поселения, основанного в 1946 г. и захваченного арабами во время Войны за независимость. И. Аллон говорил: «Строительство поселений в секторе Газы будет иметь важнейшие последствия для политического будущего данного района. Нам необходимо рассечь эту полосу к югу от города Газа израильским поселенческим клином». Потом было основано поселение Нецер-Хазани, первую мезузу в котором в середине 1970-х гг. прибил премьер-министр И. Рабин. К концу 1970-х гг. в секторе Газы было создано десять еврейских поселений.
При закладке поселений в этих районах был применен так называемый принцип «пяти пальцев», сформулированный командующим Южным военным округом А. Шароном. Чтобы не допустить сращивания арабских населенных пунктов, А. Шарон предложил протянуть из Северного Негева на юг пять групп еврейских поселков. Предназначение первого «пальца» — «отрезать» Бет-Ханун от Ашкелона; с этой целью в северной части сектора Газа были созданы поселения Алей-Синай, Нисанит и Дугит. Второй «палец» должен был «прошить» территорию между городом Газа, Дейр-эль-Балахом и лагерем беженцев Эль-Бурейдж; там, правда, было заложено одно-единственное поселение — Нецарим. Третий «палец» должен был вторгнуться в участок между Дейр-эль-Балахом и Хан-Юнесом; так появились поселения Ганней-Тал, Нецер-Хазани и Тель-Катифа. Следующий «палец» должен был стать стратегически важной преградой между Хан-Юнесом и Рафиахом; к основанным там Ацмоне, Гадиду и другим поселениям впоследствии присоединился поселок Неве-Дкалим, благодаря которому этот район, названный Гуш-Катиф, обрел территориальную целостность. И, наконец, пятым «пальцем» А. Шарон считал строившийся город Яммит и другие поселения на Синае.
4. Поселенческая деятельность на контролируемых территориях в 1980–90-е гг.
В последующие годы в Иудее, Самарии и в Газе были основаны десятки еврейских поселений; десятки и сотни тысяч евреев построили там свои дома. Поселения в Иудее, Самарии и Газе провозглашались приоритетными районами развития (с соответствующими налоговыми льготами и выделением целевого финансирования), что способствовало как притоку новых жителей, так и хозяйственному развитию. Представители правительства присутствовали на церемониях закладки новых населенных пунктов и, таким образом, вся поселенческая деятельность за «зеленой чертой» выглядела делом государственной важности. Наибольшую поддержку поселенцам оказал А. Шарон во время своего пребывания в правительстве в качестве министра сельского хозяйства и министра строительства в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Вместе с руководством поселенческого движения и движения Амана он ездил по Иудее и Самарии в поисках подходящих мест для новых поселений, составлял планы и добивался требуемого финансирования. Представители Аманы в свою очередь заботились о привлечении новых поселенцев. Целью обеих сторон было не допустить создания на территориях Палестинского государства. Места для поселений выбирались таким образом, чтобы между Иорданом и «зеленой чертой» не оставалось незаселенных евреями районов. Почти все новые поселения из соображений безопасности строились на вершинах холмов. Строительные работы в поселениях осуществлялись подрядными фирмами по заказам Министерства жилищного строительства (крупные проекты, например возведение многоэтажных жилых кварталов в Кирьят-Арбе, Ма‘але-Адуммим, Ариэле и других) и по собственной инициативе (например, строительство города Иммануэль для ортодоксальных евреев, поселение Ша‘арей-Тиква и другие); при этом было широко распространено и индивидуальное строительство, в том числе в рамках проекта Бне бетха («Построй свой дом»). Преобладающий тип жилой застройки — односемейный дом. Первичное финансирование поселенческой деятельности, как правило, осуществлялось поселенческим отделом Еврейского агентства.
Пришедшее к власти в июне 1992 г. правительство И. Рабина—Ш. Переса объявило о замораживании строительства в еврейских поселениях за «зеленой чертой». Одновременно с этим с целью предотвращения трений между поселенцами и жителями создававшейся Палестинской автономии строились новые объездные шоссе, повысившие безопасность еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы. С приходом к власти в мае 1996 г. правительства Б. Нетанияху решения о замораживании строительства поселений были отменены, вследствие чего возобновился приток новых жителей в них. Период, когда у власти находилось левоцентристское правительство Э. Барака, выражавшего готовность согласиться на массовую эвакуацию еврейских поселений за «зеленой чертой», был одним из самых благополучных для поселенческого проекта. С целью обеспечения коалиционной поддержки со стороны Национальной религиозной партии и правоцентристских кругов Э. Барак не противодействовал росту поселений на контролируемых территориях и новому строительству в них. Вопреки ожиданиям, именно правоцентристским правительством во главе с А. Шароном, где пост министра финансов последовательно занимали министры от блока Ликкуд С. Шалом и Б. Нетанияху, были введены жесткие ограничения на строительство в еврейских поселениях (которое повсеместно ограничивалось потребностями их естественного роста, причем исключительно в уже существующих географических границах), а также были отменены налоговые льготы, которые предоставлялись поселенцам как жителям районов приоритетного развития.
5. Арабский террор против поселенцев.
Почти с самого начала поселенцы в Иудее, Самарии и Газе сталкивались с враждебными действиями со стороны арабских соседей. В первые годы поселенцы еще могли свободно передвигаться по арабским населенным пунктам и даже делать покупки и открывать банковские счета в Рамалле или Шхеме, однако со временем подобная свобода передвижения стала в полном смысле слова сопряженной с опасностью для жизни. С конца 1970-х гг. еврейские машины стали забрасывать камнями. В начале 1980-х гг. местные арабы уже начали использовать против еврейских поселенцев огнестрельное оружие. Первой жертвой стал ученик иешивы из Кирьят-Арбы И. Саломе, который был убит пистолетными выстрелами на рынке в Хевроне в начале 1980 г. Через несколько месяцев в теракте около Бет-Хадассы были убиты шесть евреев. Летом 1982 г. житель поселения Ткоа был убит в Геродионе; в ответ на это на месте убийства было основано поселение Нокдим (Эль-Давид). С тех пор возникла практика создания новых поселений в тех местах, где от руки арабских террористов погибли еврейские жители. Символическое значение такой политики было очевидным: поселенцы недвусмысленно демонстрировали арабам, что их не запугать, что еврейское заселение Иудеи, Самарии и Газы продолжится, чего бы это ни стоило. Развитие еврейских поселений на занятых Израилем в 1967 г. землях приводило к острым конфликтам и вело к дальнейшей эскалации межнациональной напряженности. Евреи (в подавляющем большинстве случаев, с согласия и при поддержке официальных органов власти Израиля) создавали все новые и новые города и поселки в Иудее, Самарии и Газе; арабы протестовали против захвата земель, которые они считали и считают своими, и этот протест часто выливался в акции насилия и террора.
С начала первой волны интифады (9 декабря 1987 г.) до подписания Вашингтонской декларации о принципах палестино-израильского урегулирования (13 сентября 1993 г.) на территориях Иудеи, Самарии и Газы погибло 47 поселенцев (не считая представителей армии и сил безопасности). Начало процесса Осло не привело к прекращению или сокращению арабского террора, направленного против еврейских поселенцев (как, впрочем, и направленного против израильтян в пределах «зеленой черты»), и в период переговорного процесса, до начала второй волны интифады (то есть до 28 сентября 2000 г.), погибли еще 47 жителей Иудеи, Самарии и Газы. С началом второй интифады число жертв арабского террора среди еврейских жителей контролируемых территорий (как и среди граждан Израиля, проживающих в пределах «зеленой черты») возросло многократно; всего с 29 сентября по 31 мая 2005 г. от рук палестинских террористов погибли 218 поселенцев.
В единичных случаях поселенцы также прибегали к тактике индивидуального террора. 25 февраля 1994 г. житель Кирьят-Арбы доктор Б. Гольдштейн (1957–94) убил 29 арабов и ранил еще около 125 в пещере Махпела в Хевроне, после чего был растерзан на месте толпой. 4 августа 2005 г. находившийся в бегах 19-летний солдат Э. Натан-заде (Цубари), житель поселения Тапуах в Самарии, открыл стрельбу в автобусе, прибывшем из Хайфы в арабский город Шфар‘ам (в пределах «зеленой черты»); в результате четыре человека были убиты, еще шестнадцать получили ранения, сам Э. Натан-заде (Цубари) был забит насмерть местными жителями. 17 августа 2005 г. житель поселения Швут-Рахель А. Вайсган выхватил оружие у охранника промышленной зоны в поселении Шило и убил четырех арабов (в настоящее время А. Вайсган находится под арестом). Представители всех израильских политических партий осудили эти акты насилия в отношении арабского населения, а после событий в пещере Махпела в 1994 г. была даже создана специальная государственная следственная комиссия во главе с тогдашним председателем Верховного суда М. Шамгаром.
6. Еврейские поселения на контролируемых территориях в 2000-е гг.: демографические и социально-экономические показатели.
Несмотря на террор, а во многом — как реакция на него, численность еврейских поселений на контролируемых территориях продолжала расти: в конце 1984 г. их было 104 (еще около 35 поселений находились на различных стадиях становления), а в конце 2004 г. их число достигло 177. До реализации в августе 2005 г. правительством А. Шарона «программы размежевания» (см. далее) еврейские поселения были объединены в шесть региональных советов (см. карту): Шомрон (Самария), Мате-Биньямин (Северная Иудея), Гуш-‘Эцион (Центральная Иудея), Хар-Хеврон (Хевронское нагорье, Южная Иудея), Бик‘ат-ха-Ярден (долина Иордана) и Газа. После эвакуации в августе 2005 г. жителей всех еврейских поселений Газы и ликвидации всех существовавших в этом районе еврейских поселений соответствующий региональный совет был расформирован. На конец 2004 г. в Иудее, Самарии и секторе Газы насчитывалось 250 179 еврейских жителей, однако более девяти тысяч из них (8550 человек, проживавших в 21 поселении в секторе Газа, и 674 — в четырех поселениях Северной Самарии) в августе 2005 г. в рамках так называемой «программы одностороннего размежевания» были вынуждены покинуть свои дома. В настоящее время в Иудее и Самарии существуют 18 поселений с числом жителей более трех тысяч человек в каждом (см. таблицу 1), причем в пяти из них (в Ма‘але-Адуммим, Моди‘ин-‘Иллит, Бетар-‘Иллит, Ариэле и Гив‘ат-Зееве) число жителей превысило десять тысяч в каждом.
Самое крупное еврейское поселение на контролируемых территориях — город Ма‘але-Адуммим (основан в 1976 г.) — находится в нескольких километрах восточнее Иерусалима, по дороге к Мертвому морю. Светские жители составляют около двух третей населения города; большинство религиозного населения сосредоточено в районе Мицпе-Нево и в квартале, созданном в начале 1990-х гг. русскоязычными репатриантами — активистами организации Маханаим. В 1999 г. в Ма‘але-Адуммим был открыт большой торговый центр, а в 2003 г. — двухэтажная библиотека. В городе продолжается и интенсивное жилищное строительство.
Таблица 1. Еврейские поселения в Иудее и Самарии с числом жителей более трех тысяч человек в каждом (данные на конец 2004 г.)Ма‘але-Адуммим30 346Моди‘ин-‘Иллит27 301Бетар-‘Иллит25 020Ариэль17 555Гив‘ат-Зеев10 926Эфрата7 483Карней-Шомрон6 487Кирьят-Арба6 090Алфей-Менашше5 683Оранит5 343Бет-Эль4 858Кохав-Я‘аков4 377Ша‘арей-Тиква3 802Бет-Арье3 419Кдумим3 263Элкана3 215Аллон-Швут3 152Иммануэль3 054
Большинство жителей еврейских поселений на контролируемых территориях составляли и составляют приверженцы религиозного сионизма, в семьях которых рождаемость, как правило, значительно выше, чем в среднем по стране (на одну тысячу поселенцев рождается 34 ребенка в год, тогда как в среднем по стране — 21). По данным на конец 2003 г., средний возраст жителей еврейских поселений в Иудее, Самарии и Газе составлял 20,3 лет, в то время как по стране в целом — 27,7.
Уровень участия жителей поселений в трудовой деятельности весьма высок; 64 процента поселенцев в возрасте от 15 лет и старше работают — на десять процентов больше, чем в среднем по стране. Поселенцы трудятся как в сфере услуг и в образовательных учреждениях, так и в сельском хозяйстве и промышленности. Сельскохозяйственные поселения сосредоточены в основном в долине Иордана (овощеводство, садоводство, полевые культуры) и в Гуш-‘Эционе (полевые культуры — хлопок, зерновые, подсолнечник; садоводство, молочное хозяйство, птицеводство). В Иудее и Самарии, где пригодные для сельскохозяйственного использования земли обрабатываются арабскими крестьянами, сельскохозяйственные поселения немногочисленны (виноградарство, садоводство, овцеводство и птицеводство). Во многих поселениях также находятся небольшие электронные, электротехнические и металлообрабатывающие предприятия и лаборатории. Значительные по размерам индустриальные зоны существуют рядом с Ма‘але-Адуммим (промзона Мишор-Адуммим, около 50 предприятий, включая завод Та‘асия авирит; см. Государство Израиль. Экономика. Промышленность), Кирьят-Арбой (металлообрабатывающие, деревообрабатывающие, стройматериалов, пластмасс и электронные) и Ариэлем (промзона Баркан, предприятия в сферах электроники, металлообработки и других; общая площадь индустриальной зоны — 18 га). Вместе с тем, большинство жителей несельскохозяйственных поселений работает в близлежащих городах в пределах «зеленой черты».
Наряду с общеобразовательными учебными заведениями в поселениях Иудеи и Самарии действуют десятки иешив различных типов, в Офре — Институт высших еврейских наук, в Аллон-Швут — Институт исследований в области технологии и Галахи, в Кдумим — Мидрешет Эрец-Исраэль (национально-сионистский образовательный центр), а в Ариэле — Колледж Иудеи и Самарии. Этот колледж был основан в 1982 г. при деятельном участии и под эгидой Университета Бар-Илан, хотя впоследствии и приобрел академическую самостоятельность. Сегодня в Колледже Иудеи и Самарии существуют девятнадцать кафедр и подготовительное отделение, на которых учатся восемь с половиной тысяч студентов (среди них и 320 арабов — граждан Израиля). Колледж Иудеи и Самарии имеет право присуждать своим выпускникам степень бакалавра по биотехнологии и химической инженерии, электронике, инженерии и менеджменту, физиотерапии, гражданской инженерии, архитектуре, экономике и управлению бизнесом, социальной работе и управлению медицинскими учреждениями. В 1990 г. в нем было создан департамент по научно-исследовательской работе, в 1992 г. под эгидой колледжа возникла так называемая «Технологическая теплица», с 1994 г. выпускаются научные периодические издания в области естественных и гуманитарных наук. В колледже есть большая библиотека.
7. Противоречивые тенденции развития поселенческого движения в условиях неурегулированности юридического статуса контролируемых территорий.
С начала поселенческого движения и до настоящего момента на него влияла неурегулированность юридического статуса контролируемых территорий, и, как следствие, постоянная вероятность того, что органы власти Израиля могут, по тем или иным причинам, принять решения об эвакуации поселенцев и разрушении (или передаче под контроль другой страны) построенных ими городов и деревень. Право Израиля на создание гражданских поселений на контролируемых территориях не признается структурами ООН и государствами-членами организации; призывы к эвакуации всех уже созданных на этих землях поселений повторяются в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Проблема осложняется еще и тем, что статус этих территорий не урегулирован и в израильском законодательстве. Поскольку кроме Голанских высот и Восточного Иерусалима никакие из занятых в 1967 г. земель не были аннексированы Израилем, сохраняя на протяжении десятилетий проблематичный статус «удерживаемых» (штахим мухзаким), но не «присоединенных» территорий, социально-политические тенденции развития поселенческого движения во многом определял и определяет постоянный (и весьма значительный) рост числа поселений и их жителей. Политика же израильских руководителей в этом вопросе не отличалась последовательностью.
Так, еще в декабре 1972 г. тогдашний министр обороны М. Даян говорил о необходимости создания крупного поселения на Синайском полуострове. Первые жилые дома в Яммите были заложены в мае 1974 г. План строительства был рассчитан на население до 250 тысяч человек, и уже в сентябре 1975 г. первые жители приехали в Яммит. В ноябре 1976 г. тогдашний премьер-министр И. Рабин отметил: «Яммит должен быть присоединен к территории Израиля для обеспечения безопасности границ страны». Однако после визита А. Садата в Иерусалим (см. Государство Израиль. Израиль и арабский мир) и начала израильско-египетских мирных переговоров на повестку дня встал вопрос о возвращении Синая Египту. Хотя еще в январе 1978 г. отдельные члены правительства декларировали, что «Яммит никогда не будет оставлен Израилем», 17 сентября того же года были подписаны соглашения в Кемп-Дейвиде, по которым Синай должен был быть полностью возвращен Египту. Жители Яммита (которых насчитывалось к тому времени четыре тысячи человек) начали серию акций протеста, однако решение о разрушении Яммита и эвакуации всех его жителей было утверждено премьер-министром М. Бегином. Яммит был разрушен 23 апреля 1982 г. В ходе эвакуации около двухсот активистов правых движений забаррикадировались на крышах домов, используя мешки с песком и пену огнетушителей для противостояния солдатам и представителям сил безопасности. Несколько протестующих и несколько солдат получили ранения и были госпитализированы. Эвакуация жителей Яммита и разрушение городской инфраструктуры были проведены строго согласно первоначальному плану и без задержек.
Операцией по разрушению Яммита и других еврейских поселений, созданных на Синайском полуострове, руководил тогдашний министр обороны А. Шарон, который отметил: «Пусть эти руины будут вечным доказательством того, что мы сделали все и даже невозможное для того, чтобы выполнить наши обязательства по мирному договору — чтобы наши дети не обвиняли нас в том, что мы упустили подобный шанс. Не арабская армия — им никогда такого не удастся — уничтожила город. Только мы, своими собственными руками, уничтожили Яммит. Мы вынуждены были стереть этот город с лица земли ради выполнения условий мирного договора, ради того, чтобы не проливалась еврейская кровь».
18 декабря 2003 г. в своем выступлении на конференции в Герцлии ставший к тому времени премьер-министром А. Шарон заявил, что «Израиль инициирует ... одностороннее размежевание», при котором «часть поселений будет перемещена». В той речи А. Шарон не назвал поселения, которые будут «перемещены» (то есть разрушены), ограничившись фразой, что речь идет о тех населенных пунктах, «которые при любом возможном раскладе будущего окончательного соглашения не будут включены в территорию Израиля». Спустя несколько месяцев А. Шарон обнародовал детали своей программы, из которой следовало, что планируется эвакуировать все еврейские поселения, созданные в секторе Газа (их число достигло к тому времени 21), а также четыре еврейских поселения из района Северной Самарии. Речь шла не об эвакуации поселений в рамках мирного договора с соседней арабской страной или с палестинцами, а об односторонней инициативе израильского правительства, согласованной исключительно с администрацией США. Многочисленные акции протеста, проводимые под руководством Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы, не повлияли на политику правительства, и в августе 2005 г. так называемая «программа размежевания» была реализована в полном объеме, положив конец еврейским поселениям в секторе Газа. После ухода израильских поселенцев и войск все находившиеся в этом районе синагоги (из которых были заблаговременно вывезены свитки Торы и молитвенники) были разгромлены и сожжены местными арабами при попустительстве властей Палестинской автономии.
Демографические изменения, происходящие на Западном берегу (в Иудее и Самарии), — несмотря на различия в их оценке — являются фактором, который сыграет существенную роль в процессе принятия решений о будущем статусе контролируемых территорий и созданных на них поселениях. Вопреки тому, что казалось очевидным ранее, эти решения совсем не обязательно станут результатом переговоров Израиля с руководителями Палестинской автономии и соседних арабских стран; вполне возможно, что эти решения будут приняты израильским руководством и согласованы только с администрацией США как с главным внешнеполитическим и военным союзником еврейского государства. Строительство Израилем, начиная с 2003 г., так называемого «забора безопасности» фактически означает определение в одностороннем порядке контуров будущих восточных границ еврейского государства.
См. Израиль. См. Государство Израиль.