Греция

ГРЕ́ЦИЯ, государство на юге Балканского полуострова. Первые достоверные сведения о евреях в Греции относятся к 3 в. до н. э. Возможно, что евреи приезжали или насильственно привозились в Элладу намного раньше. О евреях-рабах, увезенных в Грецию или ее колонии, повествует Иоэль (9 в. до н. э.): «И сынов Иехуды и сынов Иерусалима продавали сынам эллинов, чтоб удалить их от пределов их» (Иоэль 4:6). По данным приблизительно 142 г. до н. э., еврейские общины в Греции существовали во многих центрах страны (Спарта, Сикион, острова Самос, Делос, Родос, Кос, Крит; I Макк. 15:23). Из этих общин вышли еврейско-греческие историки Евполемий (2 в. до н. э.), Аристей (2 в. – начало 1 в. до н. э.), Деметрий (3 в. до н. э.), Артапан (2 в. до н. э.), автор греческих трагедий на библейские темы Иехезкель (2 в. до н. э.), философ Аристобул Панейский (первая половина 2 в. до н. э.). В перечне еврейских общин Греции, составленной Филоном Александрийским, упоминаются Фессалия, Беотия, Македония, Этолия, Аттика, Аргос и Коринф.

Число евреев в Греции, возможно, увеличилось во время Иудейской войны I (66–70 гг. н. э.) за счет еврейских пленников. Иосиф Флавий упоминает о шести тысячах еврейских юношей, отправленных Веспасианом на работы в Коринф. О существовании синагог в Греции говорится также и в Новом завете (Деян. 17:1, 17; 18:1). В синагогах пользовались греческим языком и греческим переводом Библии (см. Септуагинта; о взаимовлиянии греческой и еврейской культур в античном мире см. Эллинизм).

В период римского владычества евреи Греции не подвергались особым гонениям. Исключением были евреи Кипра, поднявшие в 116 г. восстание против римлян. Первоначальные еврейские поселения Греции послужили основой для общин византийского периода. Ограничение прав евреев Греции и попытки насильственно обратить их в христианство начались в 4 в. с крещением императоров Рима и ожесточались по мере утверждения новой религии и окончательного выделения (395) Восточной Римской империи в самостоятельное христианское государство (Византию). В рамках византийской империи евреи Греции до конца 12 в. разделяли судьбу, общую для всех евреев империи.

Путешественник 12 в. Биньямин из Туделы сообщает о существовании еврейских общин во многих городах Греции. Евреи занимались торговлей, земледелием, ремеслами (в том числе ткачеством и крашением), медициной. В Салониках проживало 500, а в других городах от 400 до 20 евреев. Крупнейшая еврейская община (две тысячи человек) находилась в Фивах (Беотия). Она пришла в упадок с занятием города в 1147 г. норманнским королем Сицилии Рожером II (1095?–1154), который увез лучших еврейских мастеров в Палермо и на остров Корфу, где они обучили своим ремеслам норманнов.

В период между четвертым крестовым походом (1199; см. Крестовые походы) и началом 19 в. разными частями Греции владели сарацины, крестоносцы, венецианцы, генуэзцы, сельджуки, болгары, куманы, османские турки и другие завоеватели. Участь евреев при любой власти была нелегкой. Правитель Эпирского государства, существовавшего между 1204 г. и 1336 г., Федор Ангел (правил в 1215–30 гг.) преследовал евреев и даже объявил иудаизм вне закона. Неустойчивым было положение евреев Греции под властью Латинской империи (1204–24; на территории Фессалии), а также в районах, захваченных Венецией (разные периоды между 1204 г. и 1797 г.), и резко ухудшилось с захватом большей части Греции в 1246 г. Никейской империей (1204–61).

Однако под властью императора Михаила VIII Палеолога (правил в 1258–82 гг.), восстановившего в 1261 г. Византийскую империю, преследования евреев уменьшились. Ослабление центральной власти в период распада Византийской империи несколько облегчило положение евреев. Дальнейшее облегчение наступило с завоеванием части Греции османскими турками (см. Турция). Их веротерпимость позволила этим районам Греции стать в конце 15 в. прибежищем для евреев, изгнанных из Испании, Португалии и Сицилии.

Сложившиеся у евреев Византии (романиотов) литургические (см. Литургия) и обрядовые традиции по мере ассимиляции греческих евреев новоприбывшими заменялись сефардскими (см. Сефарды). Многие евреи из Венгрии, бежавшие, вероятно, от «Чёрной смерти» и гонений в Восточной Европе, поселились в 1376 г. в Греции. Со временем их потомки слились с осевшими в Греции сефардами. На острове Корфу обосновалась община италоязычных евреев (потомки изгнанных из Апулии в 1540 г.). В 16–17 вв. в Греции поселились испанские марраны, а после 1648 г. — бежавшие от ужасов резни Б. Хмельницкого и гонений польские евреи.

В средние века развивалась духовная жизнь евреев Греции. Известны раввины и писатели Барух ха-Иевани (14 в.); Зхария ха-Иевани, автор «Сефер ха-яшар» («Книга праведного», 1340); Доса бен рабби Моше ха-Иевани, автор «Перушим ве-тосафот» («Комментарии и дополнения», 15 в.). Славились знанием Талмуда евреи Фив. Влияние Давида бен Хаим ха-Кохена (16 в.), верховного раввина Патраса, распространилось на Италию и на восточное Средиземноморье. Ицхак Абраванель, посетивший остров Корфу в конце 15 в., остановился там для завершения комментариев к Второзаконию и пользовался местной еврейской библиотекой.

В 16–18 вв. крупнейшая еврейская община Греции сложилась в Салониках — городе, который стал не только крупнейшим центром культуры евреев Греции, но и одним из очагов сефардского еврейства после изгнания (см. Изгнания) из Испании. К началу 20 в. евреи составляли там большинство населения. На Крите евреи играли значительную роль в транзитной торговле; остров был известен также своими раввинами и учеными. Небольшое число евреев находилось и на Кипре. После завоевания Родоса турками (1552) там поселились евреи из Салоник, занявшие ведущие позиции в торговле острова. В царствование султана Селима II (правил в 1566–74 гг.) Иосеф Наси был назначен герцогом Наксоса и соседних островов.

Основным занятием евреев Греции в 16–18 вв. было шелкопрядение, выделка шерсти, сукноделие. Они также играли видную роль в торговле, ссудном деле (см. Ссуда денежная) и в откупах налогов. Коммерсанты-евреи установили прочные связи с торговыми центрами Европы и Леванта. В то же время уровень жизни евреев Фессалии и Пелопоннеса, мелких торговцев и жестянщиков, был очень низок.

Восстание греков против Османской империи (1821) оказалось серьезным бедствием для еврейства Греции, лояльного по отношению к турецкому правительству. В городах, захваченных повстанцами, много евреев было убито. Только на Пелопоннесе погибло пять тысяч евреев. Несмотря на то, что независимая Греция провозгласила равноправие евреев, после 1821 г. они жили вплоть до конца века под постоянной угрозой погромов.

К началу 20 в. еврейское население Греции насчитывало около десяти тысяч человек; после Балканских войн (1912–13) и воссоединения с Грецией ее северных районов число евреев в пределах страны увеличилось примерно в десять раз. В 1913 г. некоторое число евреев Греции испанского происхождения переехало в Испанию, и часть их осела в Барселоне. Репатриация греков из Турции после Первой мировой войны усилила конкуренцию среди торговцев и ремесленников, и экономическое положение евреев Греции ухудшилось. В начале 20 в. Альянс поддерживал в Греции десять еврейских школ. Религиозное преподавание было поставлено на высоком уровне только на острове Корфу. В 1935 г. греческие власти заставили школы Альянса слиться с другими общинными школами. В 1939 г. в Греции оставалось четыре школы Альянса. Еврейские общины Греции имели также свои больницы. Накануне Второй мировой войны в Греции насчитывалось 77 тыс. евреев.

Нападение Италии в октябре 1940 г. на Грецию явилось для этой страны началом Второй мировой войны. К июню 1941 г. вся территория Греции была занята войсками Германии, Италии и Болгарии. Приблизительно 13 тыс. евреев служили в греческой армии, из них несколько сотен погибли в боях с оккупантами. В немецкой зоне оккупации антиеврейские репрессии начались сразу же после вступления немцев в Салоники в апреле 1941 г. В марте 1943 г. всех евреев переселили в гетто, а затем отправили в лагеря смерти (всего из этой зоны было депортировано 49 285 евреев). Положение евреев в итальянской зоне оккупации (Афины и Пелопоннес) было несколько лучше; здесь их в первые годы войны не преследовали, и расовые законы не соблюдались. Однако, когда немцы после капитуляции Италии (3 сентября 1943 г.) заняли всю Грецию, значительное число афинских евреев было отправлено в Освенцим.

В болгарской зоне (включавшей Восточную Македонию и значительную часть Фракии) более 11 тысяч евреев были депортированы властями Болгарии в Польшу, в лагеря смерти. В Освенциме 135 греческих евреев взорвали два крематория и затем в течение часа отбивали атаки эсэсовцев. Немцы вынуждены были вызвать самолеты. Сопротивление продолжалось до гибели всех повстанцев. Всего погибло в лагерях смерти 65 тысяч (то есть около 85%) евреев Греции. Во всех оккупированных районах греки укрывали евреев и помогали им бежать в горы.

Многие евреи Греции участвовали в движении Сопротивления (см. Сопротивление антинацистское). После оккупации Афин (апрель 1941 г.) в греческие партизанские отряды вступило свыше 1,3 тыс. евреев. В начале 1943 г. в Салониках и Фессалии были сформированы еврейские отряды, в которых евреи составляли большинство бойцов. Фельдмаршал Вильсон, командующий войсками союзников на Ближнем Востоке, вынес благодарность еврейским партизанским отрядам, действовавшим в Греции, за их мужественную борьбу.

Осенью 1944 г., при освобождении Греции от немцев, там насчитывалось десять тысяч евреев. До конца 1950-х гг. около 3500 из них переселились в Израиль, 1,2 тыс. — в США и несколько сотен — в другие страны. Со времени провозглашения Государства Израиль 15 мая 1948 г. до 1951 г. в страну репатриировались 2131 еврей Греции, в 1952–60 гг. — 676 евреев, в 1961–64 гг. — 166, в 1965–71 гг. — 348, в 1972–79 гг. — 326, в 1980–89 гг. — 147, в 1990–99 гг. – 121 еврей, в 2000 г. — четыре еврея. К началу 1979 г. в Греции (главным образом в Афинах и Салониках) проживало около шести тысяч евреев.

В 2000 г. еврейское население Греции составляло около 4,5 тыс. человек. Большинство еврейских молодежных, женских, спортивных, сионистских (см. Сионизм) организаций и обществ функционируют под руководством Центрального совета еврейских общин Греции. Еврейские школы с небольшим количеством учеников действуют в Афинах, Салониках и Ларисе. В Афинах с 1977 г. работает Еврейский музей Греции, в котором собрано большое количество материалов, посвященных многовековой истории греческого еврейства. В Салониках в 1985 г. был создан Научный центр по изучению истории евреев в Салониках под руководством местного еврейского историка А. Нара, действует также еврейское научное общество. В 1992 г. в Салониках прошла международная научная конференция «Еврейская община в Юго-Восточной Европе с 15 в. и до конца Второй мировой войны». Еврейские организации издают несколько периодических изданий, в том числе литературный журнал «Хроника», молодежный ежемесячник «Новое поколение», бюллетень новостей, выходящий раз в две недели, — «Луах».

Греция — единственное европейское государство, голосовавшее в Организации Объединенных Наций против раздела Палестины (см. Планы раздела Палестины). Она последовательно поддерживает позицию арабских государств против Израиля. Однако Греция и Израиль взаимно представлены дипломатическими уполномоченными и сотрудничают в области морского и авиационного транспорта и торговли. В 1990 г. Израиль и Греция договорились об установлении дипломатических отношений в полном объеме и повысили статус своих представительств до уровня посольств. В ноябре 1991 г. премьер-министр Греции К. Митсотакис посетил Израиль с официальным визитом. В начале 1990-х гг., особенно после подписания соглашения между Израилем и ООП 13 сентября 1992 (см. Государство Израиль. Внешняя политика), отношения между двумя странами улучшились. В ноябре 1993 г. министр иностранных дел Израиля Ш. Перес посетил Грецию и встретился с премьер-министром Греции А. Папандреу. Между сторонами были подписаны соглашения о сотрудничестве в различных областях. В мае 2000 г. президент Греции К. Стефанопулос посетил Израиль с двухдневным официальным визитом. Президента сопровождала представительная делегация, состоящая из 140 политических деятелей и крупнейших бизнесменов Греции, руководителей университетов. Отношения ухудшились после начала беспорядков в конце сентября 2000 г., получивших название «интифада ал-Акса» (см. Палестинская автономия).

Большое количество антисемитских инцидентов, а также опросы, проведенные среди греческого населения, доказывают наличие в стране сильных антисемитских предрассудков. На антисемитизм в Греции влияет и значительная арабская община, проживающая в стране. Так, осквернение кладбищ и памятников жертвам Катастрофы, антисемитские граффити на стенах еврейских учреждений, антиеврейские статьи в местной прессе резко возросли как во время Ливанской войны, так и с весны 2002 г. Многие греческие интеллектуалы, в том числе известный композитор М. Теодоракис, в статьях в периодической прессе, в публичных выступлениях сравнивают действия Армии обороны Израиля (см. Государство Израиль. Вооруженные силы Израиля) с действиями немецкой армии во время Второй мировой войны и обвиняют греческих евреев в ответственности за «катастрофу» палестинцев.

Экспорт израильских товаров в Грецию в 1979 г. исчислялся в 47,6 млн. долларов, а импорт из Греции — 17 млн. долларов. В 1990 г. объем израильского экспорта в Грецию достиг 104,9 млн. долларов, импорт в Израиль из Греции составлял 48 млн. долларов. В 2000 г. израильский экспорт в Грецию возрос до 167,6 млн. долларов, импорт из Греции — до 138,5 млн. долларов.

Смотрите также

Герштейн Курт

Государственная премия Израиля

Государство Израиль. Израиль и палестинская проблема

Гранада

Гуш-Халав