Гроссман Василий
ГРО́ССМАН Василий Семенович (настоящее имя — Иосиф Соломонович; 1905, Бердичев, – 1964, Москва), русский писатель. Рос в ассимилированной (см. Ассимиляция) семье. В 1929 г. окончил физико-математический факультет Московского университета, до 1932 г. работал инженером в Донбассе. Первый опубликованный Гроссманом рассказ «В городе Бердичеве» (1934) — картина смятения евреев при частых переменах местной власти в ходе гражданской войны. В том же году вышла повесть Гроссмана из жизни шахтеров «Глюкауф». В роман «Степан Кольчугин» (части 1–4, 1937–40, не окончен), посвященный описанию прихода рабочего парня к большевизму, включены любовно написанные сцены местечкового быта в период Первой мировой войны, а в числе персонажей действуют многие евреи (большевик, анархист, добросердечный врач и т. д.). В годы Второй мировой войны Гроссман был фронтовым корреспондентом газеты советской армии «Красная звезда», где была напечатана его повесть «Народ бессмертен» (1942) — первое в советской литературе серьезное художественное произведение о начале войны. В творчестве Гроссмана антифашистская тема (очерк «Направление главного удара») тесно сплетается с мотивами борьбы евреев против нацизма, трагедии еврейского народа (новелла «Старый учитель», 1943; очерк «Треблинский ад», 1945, и др.). С конца 1943 г. и до конца 1945 г. вместе с И. Эренбургом Гроссман работал над «Черной книгой» — сборником материалов, показаний очевидцев и документов об уничтожении нацистами евреев на территории Советского Союза и Польши. Книга со вступительной статьей Гроссмана была набрана, но уничтожена в 1948 г. при ликвидации Еврейского антифашистского комитета. Сохранившаяся рукопись книги издана в Иерусалиме (1980). Катастрофе европейского еврейства был посвящен также переведенный на идиш очерк Гроссмана «Украина без евреев» (газета «Эйникайт», 1943, 25.11 и 2.12), публикация которого, возможно, была прекращена из-за косвенных обвинений в адрес местного украинского населения, причастного к убийствам евреев (на языке оригинала очерк не опубликован).
После окончания войны Гроссман был подвергнут резкой критике за якобы ложное понимание истории как повторения жизненных коллизий в пьесе «Если верить пифагорейцам» (1946). Критика Гроссмана переросла в травлю после того, как он в 1952 г. начал печатать роман-эпопею «За правое дело» (отдельное издание — части 1–3, 1954), в котором автор стремится осмыслить причины и ход Второй мировой войны. Роман и его автор подверглись жестоким нападкам советской критики. Еврейская тема, явственно звучавшая в опубликованных частях эпопеи, усиливалась в последующих частях (конфискованных КГБ в 1961 г.), о чем можно судить по их фрагментам, попавшим на Запад и изданным под названием «Жизнь и судьба» (1980). С 1956 г. до самой смерти Гроссман работал над публицистической повестью «Все течет...». Эта книга — одно из самых значительных произведений в современной русской литературе, написанное без какой-либо оглядки на цензуру и продиктованное стремлением сказать то, что автор думает о пережитом. Повесть — не только трагический рассказ о сталинском времени, о голоде 1933 г., об антиеврейской кампании конца 40-х гг., ведшей к подавлению свободной мысли и уничтожению интеллигенции, к вытеснению из науки и общественной жизни ярких индивидуальностей и замене их так называемыми национальными кадрами — бесцветными и угодливыми чиновниками от науки. Это повесть, помогающая понять исторический смысл общественных процессов, происходивших в Советском Союзе в 1930–50-х гг. В 1960-х гг. она распространялась в самиздате, а в 1970 г. была опубликована на русском языке в Германии и переведена на многие языки.
В 1967 г. в Советском Союзе был опубликован со значительными цензурными купюрами лирический дневник-очерк Гроссмана о поездке в Армению «Добро вам!» (1965; журнальный вариант), в котором явственно звучит тема Катастрофы европейского еврейства.