Гуревич Арон

ГУРЕ́ВИЧ Арон Яковлевич (1924, Москва, – 2006, там же), советский историк и философ. Окончил исторический факультет Московского государственного университета (1946), аспирантуру Института истории АН СССР (1950), защитил кандидатскую диссертацию по истории английского крестьянства (1950) и докторскую диссертацию по культуре Скандинавии в средние века (1962). Во время борьбы с «космополитами» уехал из Москвы, в 1950–66 гг. преподавал в Калининском педагогическом институте, с 1956 г. — доцент. С 1966 г. работал в Институте философии АН СССР в Москве (в секторе истории культуры), печатал в журналах «Вопросы истории» и «Вопросы философии» статьи по методологии истории. В 1969 г. сектор расформировали в ходе кампании против структурализма (см. К. Леви-Строс; Этнология. Евреи в этнологии), и Гуревич был уволен. С 1969 г. работал в Институте всеобщей истории АН СССР, с конца 1980-х гг. — профессор Московского государственного университета. Член Американской академии по изучению средневековья, Королевского исторического общества Великобритании, Королевского норвежского научного общества. Гуревич — один из руководителей Научного совета по истории мировой культуры Российской академии наук, член редколлегий ряда российских и зарубежных научных изданий.

Гуревич интересовался работами французских новых историков (Люсьен Февр и др.), во многом разделяя их взгляды, стремился, по его собственным словам, дать «новое понимание средневековья». В то же время он искал методологию, которая, не отрицая марксизма, позволила бы уйти от его догм.

Научные интересы Гуревича связаны в основном со средневековым периодом в истории народов Скандинавии. В основе его работ — скрупулезный анализ источников: средневековых текстов «Хеймскринглы» («Сага о норвежских конунгах»), Старшей и Младшей Эдды, что придает его трудам филологическую ценность.

Обобщая свои исследования по истории английского и норвежского крестьянства, Гуревич пересмотрел концептуальный подход к периодизации средневековой истории. Его книга «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе» (1970) вызвала неблагожелательные отзывы советских специалистов по общественным наукам и спровоцировала дискуссию на страницах журнала «Вопросы истории». Это сблизило автора с другим свободомыслящим советским историком — А. Некричем (1920–93), пересмотревшим официальную концепцию Второй мировой войны.

Книга «Категории средневековой культуры» (1972), выдержавшая три издания в России и переведенная на многие языки, посвящена самосознанию личности эпохи феодализма, которое проявляется в восприятии времени и пространства, в отношении к праву, в трактовке труда, собственности, богатства и бедности. За этой книгой последовал ряд трудов, посвященных средневековой народной культуре, в которых Гуревич продолжал и развивал традиции культуролога и филолога М. Бахтина. Гуревич определял свое направление как историческую антропологию, «науку о человеке в истории», а изучение истории рассматривал как диалог культур. В центре его внимания было фольклорное сознание: хронотоп — специфическое сочетание пространства и времени в восприятии индивида, отношение к святости и чуду, образ потустороннего мира, дихотомия страха и смеха.

Важнейшая в этом ряду работ — книга «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» (1990). В 1992 г. была опубликована в США его книга «Историческая антропология средних веков». В 1999 г. вышли «Избранные труды» Гуревича в 4-х тт. Гуревич — автор 15 книг, среди которых наиболее известны «Походы викингов» (1966), «Свободное крестьянство феодальной Норвегии» (1967), «Категории средневековой культуры» (1972), «Проблемы средневековой народной культуры» (1981), «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» (1989), «Проблема исторического синтеза и школа “Анналов”» (1993).

Смотрите также

Галаха

Гнесин Менахем

Голиаф

Гольденберг-Гетройтман Лазарь

Гробман Михаил