Дамаск
ДАМА́СК, столица современной Сирии. Первое упоминание — в списке городов Сирии, захваченных фараоном Тутмосом III (15 в. до н. э.); в Библии впервые приводится в повествовании об Аврааме (Быт. 14:15; 15:2).
В 12 в. до н. э. Дамаск становится одним из центров пришедших в Сирию арамеев. В начале 10 в. до н. э. был захвачен Давидом, назначившим в Дамаск своего наместника, но уже в эпоху Соломона (середина 10 в. до н. э.) становится столицей независимого царства Арам-Даммесек, которое постоянно угрожало Израильскому царству. После разгрома Арам-Даммесека ассирийцами в 732 г. до н. э. Дамаск входит в состав Ассирии. В последующие века Дамаск последовательно включался в сменявшие друг друга царства, владевшие Сирией: Нововавилонское, Персидское и Селевкидское. В период Хасмонеев иудейские цари пытались овладеть Дамаском: Ионатан Хасмоней предпринял несколько победоносных походов на Дамаск (I Макк. 11:62); Саломея-Александра пыталась распространить на Дамаск свою власть, но безуспешно (Флавий, Древн. 13:418). В этот период в Дамаске начинает складываться еврейская община; приток евреев в Дамаск объясняется, по-видимому, выгодным для торговли местоположением города.
В 64 г. до н. э. Дамаск был захвачен Помпеем. После раздела Римской империи на Западную и Восточную в 4 в. н. э. Дамаск входит в состав последней (см. Византия). В 613 г. Дамаском овладевают персы, а в 635 г. он переходит в руки арабов и вскоре становится столицей халифата Омейядов. Бурный расцвет Дамаска в этот период благоприятно отразился на еврейской общине города. После образования халифата Аббасидов (750) столица была перенесена в Багдад (762); евреи Дамаска в это время подвергаются экономическим притеснениям. Завоевание Дамаска Фатимидами (969), известными своей толерантностью к немусульманам, приносит еврейской общине новый период процветания; в конце 10 в. еврей Манассе ибн Ибрахим ал-Каззаз даже занимал пост главы финансового ведомства. В первой половине 12 в. еврейская община Дамаска пополняется беженцами из завоеванной крестоносцами (см. Крестовые походы) Эрец-Исраэль, и в Дамаске размещается иерусалимская иешива (см. Гаон; Иешива). В это время в Дамаске проживало около трех тысяч еврейских семей. В 1174 г. Дамаск захватывает Саладин, правление наследников которого — Айюбидов (12–13 вв.) — отмечено процветанием Дамаска и его еврейской общины. Владычество над Дамаском мамлюкских султанов Египта (1250–1571) ознаменовалось притеснениями немусульманского населения, в том числе евреев, которые становятся жертвами наветов, грабежей, погромов, насильственного обращения в мусульманство. Несмотря на это, общинная жизнь евреев Дамаска не угасала; некоторое время в Дамаске даже находилась резиденция эксилархов.
Краткое владычество Тимура, захватившего Дамаск в 1401 г., было периодом жестоких притеснений всего населения города, но особенно пострадала еврейская община, которая сумела оправиться лишь через многие годы. Во второй половине 15 в. для евреев Дамаска вновь наступает пора экономического подъема: город становится центром ремесленного производства и караванной торговли, в которых евреи принимают активное участие. В конце 15 в. в Дамаске проживало около 500 еврейских семей, не считая караимов и самаритян. В начале 16 в. в Дамаск прибывают изгнанные из Испании евреи, которые образовали отдельную общину, впоследствии слившуюся с общиной Дамаска, и оказали значительное влияние на духовную жизнь евреев города.
В 1516 г. Дамаск был покорен турками, владычество которых характеризуется высокой степенью терпимости к немусульманскому населению. Евреи Дамаска ведут оживленную торговлю со всеми частями Османской империи.
После разрушения друзами Цфата (1604), в то время важнейшего еврейского центра Эрец-Исраэль, многие евреи бежали оттуда в Дамаск, куда еще в конце 16 в. переселились выдающиеся каббалисты (см. Каббала) Моше Алшех и Хаим бен Иосеф Витал. В 1605 г. сыновья цфатского печатника Аврахама Ашкенази основали в Дамаске еврейскую типографию (см. Книгопечатание).
В 18 в. в еврейской общине Дамаска наблюдается упадок: на протяжении всего 18 в., в отличие от предшествующего периода, здесь не появилось ни одного выдающегося раввина или ученого. В конце 18 в. в Дамаске приобретает сильное влияние группа еврейских банкиров, среди которых наиболее известны члены семьи Фархи. Еврейские финансисты занимают ключевые позиции в местной администрации, оказывают материальную помощь общине и ее учреждениям. В недолгий период владычества Египта над Сирией (1832–40) еврейские финансисты были отстранены от дел, однако после восстановления турецкой власти возобновили свою деятельность. В 1840 г. возникло так называемое Дамасское дело — процесс по обвинению местных евреев в ритуальном убийстве. В 1860 г. была предпринята попытка свалить на евреев Дамаска вину за учиненную мусульманами и друзами резню христиан, что привело к аресту многих членов еврейской общины.
С открытием в 1869 г. Суэцкого канала уменьшается международное значение торговых дорог, проходивших через Дамаск, что приводит к экономическому застою города, имевшему серьезные последствия для еврейской общины. В начале 80-х гг. 19 в. Альянс открыл в Дамаске школы для еврейских мальчиков и девочек; попытка общины создать школу с преподаванием на иврите не увенчалась успехом. В начале 20 в. началась эмиграция евреев из Дамаска в Бейрут и в страны Америки, численность еврейской общины перестала расти, а затем стала быстро сокращаться: в 1907 г. в Дамаске было двенадцать тысяч евреев, в 1926 г. — столько же, в 1943 г. их было лишь шесть тысяч, в 1948 г. — около пяти тысяч, а к 1968 г. в Дамаске проживало около одной–полутора тысяч евреев. Большинство евреев переселилось из Дамаска в Бейрут сразу же после начала Войны за Независимость, другие переехали в Израиль, европейские страны и страны Америки. Пустующие дома в еврейском квартале были заняты арабскими беженцами из Израиля. Между ними и оставшимися евреями сложились напряженные отношения. Евреи преследовались сирийскими властями и часто подвергались арестам (в частности, во время суда над израильским разведчиком Эли Кохеном и в период Шестидневной войны). После массовой эмиграции евреев из Дамаска некоторые еврейские девушки перешли в мусульманство с целью вступления в брак. Единственная еврейская школа в 1970/71 учебном году насчитывала 480 учеников. К началу 1975 г. в Дамаске оставалось около трех тысяч евреев, оказавшихся, как и еврейское население других городов Сирии, в положении заложников. Выезд за границу им запрещен, и лишь немногим удается нелегально покинуть страну.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ