Даугавпилс

ДА́УГАВПИЛС (Динабург до 1893 г., Двинск до 1920 г.), районный центр в Латвийской Республике, расположен на реке Даугава (Западная Двина). Присоединен к России в результате первого раздела Польши в 1772 г. С 1920 г. по 1940 г. — в составе независимой Латвии, в 1940–91 гг. — в составе СССР. Евреи жили в Даугавпилсе со второй половины 18 в. Тогда же была образована община. Евреи составляли значительный процент населения города. Так, в 1772 г. в Даугавпилсе проживали 136 евреев (31,3% от всего населения), в 1787 г. — 783 еврея, в 1815 г. — 1559 евреев (57%). Евреи были представлены в органах городского самоуправления. Так, в 1800 г. одним из двух бургомистров Даугавпилса был Ш. Мовшович, в 1826 г. — Н. Кобленц, в 1836 г. — М. Малкиель. В 1812 г. евреям было запрещено строить какие-либо здания внутри крепости. В 1830 г. евреи основали кожевенный и пивоваренный заводы, производство извести. В 1847 г. в Даугавпилсе жили 2918 евреев.

Город начал развиваться с 60-х гг. 19 в. вследствие роста торговли зерном, льном и лесом, и в особенности после того, как Даугавпилс стал железнодорожным узлом. Даугавпилс стал также одним из центров еврейской традиционной учености, в городе возникло несколько иешив. Около 1886 г. общину митнагдим (противников хасидизма) возглавил раввин Меир Симха ха-Кохен (1887–1926), а во главе хасидов с 1889 г. стоял раввин И. Розин. К началу 20 в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Даугавпилса, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины). По переписи 1897 г. в Даугавпилсе проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три еврейских бесплатных училища для бедных, образцовый хедер. В 1897 г. в Даугавпилсе было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты. По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения). Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и По‘алей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов. Во время Первой мировой войны Даугавпилсу был причинен сильный ущерб, и большинство жителей покинуло город.

В 1921 г. в Даугавпилсе было 11 838 евреев (40% всего населения), в 1935 г. — 11 106 евреев (25%). В 1920–30-х гг. в Даугавпилсе значительно окрепло сионистское (см. Сионизм) движение, в особенности партия Це‘ирей Цион. В начале 1930-х гг. в городе было шесть еврейских школ, из них в пяти преподавание велось на иврите или на идиш; их посещало свыше двух тысяч еврейских детей. Существовали также еврейская городская средняя школа с преподаванием на иврите, профессиональная школа ОРТ и местная еврейская спортивная организация. Общинные учреждения включали больницу, аптеку, дом престарелых, сиротский дом, библиотеку и три народных банка. Накануне Второй мировой войны в Даугавпилсе насчитывалось 13 тысяч евреев.

В конце 1940 г. – начале 1941 г. многие евреи Даугавпилса — представители буржуазии, активисты различных еврейских политических партий — были высланы в отдаленные регионы Советского Союза во время массовых ссылок части населения Латвии, к которому советские власти относились как к потенциальному врагу. 26 июня 1941 г. Даугавпилс был оккупирован германской армией. Очень незначительная часть еврейского населения успела эвакуироваться. Вскоре после оккупации началось уничтожение еврейского населения, в котором активную роль играли латышские полицейские формирования, состоящие из местных националистов. В середине июля евреи Даугавпилса были заключены в гетто, в которое были согнаны евреи из ряда близлежащих деревень и местечек. По распоряжению немецких властей был создан юденрат. В августе – ноябре 1941 г. подразделения эйнзацгруппен «А» совместно с латышскими частями осуществляли массовые акции по уничтожению еврейского населения. Так, во время последней акции 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1134 еврея. Уничтожение сопровождалось грабежом принадлежавшего евреям имущества. Так, в январе 1942 г. эйнзацгруппен «А» были отправлены в Берлин вещи, конфискованные у евреев Даугавпилса, среди которых находилось более 60 кг золота в различной форме, 155 кг золотых обручальных колец, 65 кг золотых серег и т. д. В живых после 9 ноября 1941 г. в Даугавпилсе оставалось 950 евреев, о которых было сказано в документах СС (см. СС и СД), что они «представляют собой квалифицированную рабочую силу, незаменимую для поддержки хозяйства, особенно военного хозяйства». В мае 1942 г. последние обитатели гетто Даугавпилса были расстреляны.

Часть уцелевших евреев вернулась в Даугавпилс после освобождения города в июле 1944 г.

В 1970 г. в Даугавпилсе проживало около двух тысяч евреев. В 1974 г. была открыта синагога. В конце 1960-х гг. была организована и функционировала еврейская любительская театральная труппа. В те же годы среди евреев Даугавпилса действовала группа активистов алии. После 1970 г. многие евреи Даугавпилса репатриировались в Израиль. В конце 1980-х гг. происходило восстановление еврейской жизни в Даугавпилсе. В декабре 1988 г. было открыто отделение Латвийского общества еврейской культуры (председатель А. Фишиль). В начале 1990-х гг. начали функционировать воскресная школа, спортивное общество «Маккаби», литературное общество «Круглый стол». В 1992 г. на базе отделения Латвийского общества еврейской культуры создана еврейская община (председатель Софья Меирова, родилась в 1949 г.). В 1970–80-х гг. и особенно с конца 1980-х гг. происходил массовый выезд евреев Латвии в Израиль, США, Германию и другие страны.

Смотрите также

Давичо Оскар

Дар Давид

деисты

Дойчер Айзек

Дриз Шике