дёнме
ДЁНМЕ́ (на турецком — буквально `перевернутый`, `обращенный`), секта, образованная в Турции небольшой группой приверженцев лжемессии Саббатая Цви, которая вслед за своим учителем приняла ислам. Внешне соблюдая предписания Корана, дёнме, однако, исповедовали саббатианство и считали себя носителями истинного иудаизма. Дёнме верили в божественность Саббатая Цви, следовали мистическому учению о «трех узах веры» и отвергали практические предписания Галахи; отмечали Девятое ава как день рождения своего учителя, а 22 адара праздновали свой оргиастический хаг ха-кевес (`праздник овцы`), сопровождавшийся обменом женами, которому они придавали мистический смысл.
К концу 17 в. большая часть дёнме сосредоточилась в Салониках, образовав там самостоятельную замкнутую общину, члены которой избегали вступать в брак как с мусульманами, так и с евреями. Численность дёнме постоянно росла: в 1683 г. к ним примкнули 250 семей салоникских саббатианцев (к концу 17 в. численность дёнме составляла три тысячи человек), а в последующее столетие — многие саббатианские группы, главным образом из Польши.
Внутренние конфликты в конце 17 в. — начале 18 в. привели к расколу дёнме на группировки Измирлар (выходцы из Измира) и Якоблар (от имени шурина лжемессии Я‘акова, провозглашенного духовным наследником Саббатая Цви). В 1716 г. часть измирларов, объявив главу группы Брухью Руссо (он же Осман Баба) воплощением (см. Гилгул) Саббатая Цви, выделилась в группировку Каракашлар (на турецком — `чернобровые`), а в 1720 г. возникла группировка Капанджилар (буквально `владельцы весов`), прокламировавшая возврат к «чистому саббатианству» и отвергавшая как авторитет Я‘акова, так и мессианство Брухьи. Группировки дёнме питали взаимную неприязнь и не роднились одна с другой.
В 19 в. начался быстрый процесс ассимиляции дёнме в турецкой среде. К началу первой мировой войны численность дёнме составляла 10–15 тыс. человек. В 1923 г., после того как дёнме (вместе с изгнанным турецким населением) переселились из Салоник в Турцию, произошел фактический распад общины.
Многие члены секты принимали активное участие в движении младотурок; в состав революционного правительства, сформированного в 1909 г., вошли несколько дёнме, а министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875–1926).
Отношение ортодоксального еврейства к учению дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Существовала, однако, и более умеренная точка зрения, согласно которой следует помогать дёнме в ситуациях, связанных с соблюдением еврейского религиозного закона (например, обрезания).
Немногие семьи дёнме и поныне помнят о причастности к секте и воспринимаются мусульманским окружением как ее члены.