Дов Бер из Межирича

ДОВ БЕР ИЗ МЕЖИ́РИЧА (Маггид из Межирича; 1704, Локачи, ныне в Волынской области, Украина, – 1773, Аннополь, там же), преемник основателя хасидизма Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това (Бешта). Был маггидом (проповедником) в Корце и Ровно, позднее в Межириче на Волыни, который превратился благодаря его деятельности в центр хасидского движения. В конце жизни переехал в Аннополь.

Глубокий знаток Талмуда и каббалы, Дов Бер испытал большое влияние системы рабби Ицхака Лурии. Вначале вел строго аскетический образ жизни, от которого отказался под влиянием жизнеутверждающей проповеди Бешта. Соединение в личности Дова Бера качеств вдохновенного проповедника и ученого-талмудиста привело к тому, что значительное большинство приверженцев хасидизма после смерти Бешта (1760) признало его своим вождем. Современники свидетельствуют об огромном влиянии Дова Бера на своих последователей и их преданности ему. Один из них величает Дова Бера «учителем всего рассеяния». Его целеустремленность и способность вдохновлять окружающих превратили горсточку мистиков — почитателей Бешта — в мощное движение, во главе которого стояли народные вожди, не облеченные формальным авторитетом.

Учение Дова Бера обогатило хасидизм Бешта идеями лурианской каббалы. Оно представляет собой сложную теософскую систему, изложение которой содержится в нескольких сборниках изречений Дова Бера, записанных его учениками. Система Дова Бера пантеистична в своей основе: весь мир пребывает в Боге, чья сущность присутствует во всяком творении. С помощью молитвы и созерцания праведник может достичь общения с Богом (см. Двекут). В основе развитого Довом Бером принципа «служения Господу посредством материального» (авода бе-гашмиют) лежит каббалистическая идея «высвобождения» искр (ницоцот) Божества, заключенных в материальных оболочках, путем освящения повседневных актов человеческой жизни (труд, еда, сон и т. д.). Дов Бер остерегался уделять чрезмерное внимание духовным аспектам служения Богу и постоянно подчеркивал необходимость строжайшего соблюдения нормативных требований религиозного закона. Избавление в учении Дова Бера мыслится не как событие в исторической жизни народа, но как духовный опыт личности. Важное значение Дов Бер придавал молитве совершенного праведника, способного отвлечься от всего земного и сосредоточиться на мысли о Боге. Учение и деятельность Дова Бера способствовали учреждению в хасидизме особого статуса цаддика — духовного вождя, пользующегося неоспоримым авторитетом.

Дов Бер много способствовал тому, что хасидизм стал массовым движением. В отличие от Бешта, который привлекал сторонников, разъезжая по городам и местечкам, где занимался врачеванием и чудотворством, Дов Бер всецело посвятил себя проповеди нового учения многочисленным последователям, стекавшимся в Межирич из разных областей Украины, из Польши и Литвы, а также рассылал посланцев в отдаленные еврейские общины. Благодаря его деятельности, хасидизм широко распространился не только на Украине и в Литве, но также проник в центральную Польшу.

Учение Дова Бера и некоторые его нововведения в область ритуала вызвали ожесточенное сопротивление многих раввинов и возглавляемых ими противников хасидизма (митнагдим). Митнагдим протестовали против замены Довом Бером принятого у ашкеназов молитвенника сефардским (см. Сефарды) и против введенного им нового способа заточки ножей для ритуального убоя скота (см. Убой ритуальный). Особое возмущение противников хасидизма вызывало то, что проповедь Дова Бера отвлекала молодежь от занятий в иешивах. Борьба митнагдим против хасидизма достигла кульминации, когда в 1772 г. знаменитый виленский гаон Элияху бен Шломо Залман и его последователи подвергли сторонников нового учения херему. Эта борьба подорвала здоровье Дова Бера и ускорила его кончину.

После смерти Дова Бера упроченное им движение осталось без общепризнанного главы. Сам Дов Бер намеренно поощрял децентрализацию руководства движением хасидизма, вследствие чего руководство перешло к его ученикам, которые возглавили впоследствии более или менее крупные группы хасидов и основали «династии» цаддиков. Среди многочисленных учеников Дова Бера особую известность приобрели Менахем Мендл из Витебска (1730–1788; см. Белоруссия), Ахарон из Карлина (см. Карлин), Элимелех из Лежайска, Иехиэль Михл из Злочева (около 1731–1786), Менахем Нахум из Чернобыля (см. Тверские), Зуся из Аннополя (умер в 1800 г.), братья Шмуэль (1726–1778) и Пинхас (1730–1805) Горовиц, Леви Ицхак бен Меир из Бердичева, Шнеур Залман из Ляд, Арье Лейб Сорес (1730–1791). Некоторые из них создали новые течения в хасидизме. Правнук Дова Бера Исраэль Фридман из Ружина основал династию цаддиков из Садгоры (см. Ружинский цаддик).

Смотрите также

Декларация независимости Израиля

Дикман Шломо

Диниц Симха

драш

Дюка Поль