Доктороу Эдгар Лоренс

ДО́КТОРОУ Эдгар Лоренс (Doctorow, Edgar Laurence; родился в 1931 г., Нью-Йорк), американский писатель. Вырос в небогатой семье, принадлежавшей к второму поколению выходцев из России. В воспитании мальчика еврейские традиции (в том числе празднование бар-мицвы) переплетались с социалистическими идеалами. В 1952 г. Доктроу получил степень бакалавра философии, в 1952–53 гг. изучал литературу в Колумбийском университете. В 1953–55 гг. служил в армии США в Германии, затем работал на теле- и киностудиях, в 1959–69 гг. успешно занимался редакторской деятельностью (1964–69 гг.— главный редактор издательства «Дайел пресс»). С 1969 г. преподавал писательское мастерство в различных университетах США, с 1982 г. — профессор английской и американской литературы в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах.

Уже в первом романе «Добро пожаловать в Хард-таймс» (1960), который относят к жанру антивестерна, проявились характерные черты писательской манеры Доктроу: умение выстроить увлекательный сюжет, говорить голосом далекого от автора персонажа-рассказчика, творческое использование приемов кино, ироничность, переходящая в черный юмор. Второй роман Доктроу «Колоссально, как жизнь» (1966) — неудачная, по оценке самого автора и критики, попытка использования элементов научной фантастики.

В 1971 г. вышла «Книга Даниэля», завоевавшая Доктроу признание критики и широкой читательской аудитории. Главный герой, носящий имя библейского пророка, сын казненных по обвинению в шпионаже коммунистов, вырос под влиянием пережитой в детстве травмы; разлад между самопожертвованием родителей и бездушием окружающих, включая новых левых, тяжело отразился на его психике. Ряд стилистических особенностей (переплетение повествования от первого и третьего лица, сочетание прошлого и настоящего, исторических фактов и фантазии), как и тема тяжких испытаний во имя идеала, заданная эпиграфом из одноименной книги Библии, связывают роман Доктроу с историей Даниэля. Значительное внимание в романе уделено описанию жизни еврейских иммигрантов и проблеме антисемитизма. Основываясь на реальных обстоятельствах Розенбергов дела, писатель строит, однако, не документальное, а художественное повествование, где сочетание точных исторических деталей и вымысла создает яркую картину эпохи.

Этот принцип нашел дальнейшее развитие в романе «Рэгтайм» (1975), который стал бестселлером и был переведен на многие языки (русский перевод В. Аксенова /1932–2009/ стал общественным событием). Действие происходит в начале 20 в., когда США становятся мировой державой. В романе нашли отражение жажда научных открытий и накопление богатства, вера в огромные возможности человека и социальное бесправие, коррупция и терроризм. Среди персонажей романа немало исторических фигур, в том числе знаменитые евреи: Эмма Голдман, З. Фрейд, Г. Гудини (1874–1926). Автор переосмысливает ставший каноническим образ этих и других знаменитостей, вносит в изображение истории немало скептицизма и иронии, вместе с тем выявляя параллели прошлого с настоящим. Тему скептического отношения к прошлому и критики американского капитализма продолжил роман «Гагарье озеро», посвященный периоду Великой депрессии, в том числе борьбе предпринимателей с профсоюзами. Книга вызвала резкую оценку ряда критиков; так, А. Кейзин назвал ее «левой мелодрамой».

«Всемирная ярмарка» (1985) — первый опыт Доктроу в жанре романа «воспитания чувств». Десять лет жизни юного Эдгара Альтшулера насыщены автобиографическим материалом. В романе, как в «капсуле времени», воссоздана жизнь небогатой еврейской семьи в Нью-Йорке 1930-х гг., прослежено влияние массовой культуры и убеждений родных на формирование мальчика. Билли Батгейт, герой-рассказчик следующего (1984) одноименного романа, не похож на Эдгара, хотя действие книги также разворачивается в 1930-е гг. Подросток Билли втягивается в круги мафии, которой руководит известный еврейский гангстер по прозвищу Немец Шульц. Роман относится к жанру триллера, но мастерство социально-психологических характеристик и виртуозное владение языком делает его достоянием серьезной литературы. В следующем романе «Водные сооружения» (1994) писатель, верный принципу никогда не повторяться, пытается объединить стилистику «романа ужасов» и научной фантастики.

Перу Доктроу принадлежит также ряд рассказов, в том числе сборник «Жизнь поэтов» (1984), пьеса «Выпивка перед ужином» (1979), где изображен прагматичный политик, прототипом которого послужил, видимо, Г. Киссинджер, а также сборники эссе «Джек Лондон, Хэмингуэй и конституция» (1993), «Поэты и президенты» (1994). Среди тем, волнующих Доктроу-эссеиста, — вопрос о достоверности исторической беллетристики, о соотношении литературы и истории, в которых писатель видит части единого повествования, причем литература может стать «суперисторией».

В центре художественных произведений Доктроу часто стоят социальные и этнические противоречия, которые писатель стремится изображать во всей их сложности, избегая одностороннего подхода, хотя политическая пристрастность делает его представителем «искусства протеста». С той же неоднозначностью трактуется еврейская тема, одна из сквозных в творчестве писателя. Еврейские персонажи у Доктроу чрезвычайно разнообразны: от скромных, готовых к самопожертвованию коммунистов из «Книги Даниэля» до колоритно выписанных гангстеров из «Билли Батгейта». Доктроу интересует роль евреев в истории, независимо от превращений, которые претерпели впоследствии идеи многих из них (например, Доктроу отделяет образ Иисуса от вопроса о том, «как его идеи, которые были всецело еврейскими, извращались институциями, говорившими от его имени»). Писатель не возражает против определения «радикальный еврейский гуманист», которое часто встречается в статьях критиков о его творчестве.

Произведения Доктроу переведены более чем на 20 языков, по ним снято три фильма, один из которых — «Рэгтайм» (режиссера М. Формана), пользовался большим успехом. Писатель удостоен ряда литературных премий.

Смотрите также

«Давар»

Давид бен Шмуэль ха-Леви

Деборин Абрам

Долгопольский Ахарон

Дубно