Дон Аминадо
ДОН АМИНА́ДО (псевдоним; настоящее имя Аминодав Пейсахович /Аминад Петрович/ Шполянский; 1885, Елисаветград, Херсонская губерния, ныне Кировоград, Украина, – 1957, Париж), русский поэт, сатирик, мемуарист. В 1906 г. после окончания классической гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета (Одесса), а в 1910 г. получил диплом юриста в Киевском университете. В том же году переехал в Москву, где в 1912–15 гг. был помощником присяжного поверенного. С 1910 г. сотрудничал в периодической печати (с 1914 г. — член Общества деятелей периодической печати и литературы). В начале Первой мировой войны был мобилизован, в 1915 г. — ранен. Вернулся в Москву, целиком посвятил себя литературной деятельности. Публиковал стихи, литературные пародии, фельетоны, очерки в журналах «Новый Сатирикон» (1914–15), «Красный смех» (1915), «Будильник» (1916–17), в московских газетах «Раннее утро» (1914–16), «Утро России» (1916) и др.
В 1914 г. вышел первый сборник Дона Аминадо «Песни войны» (М., 2-е издание, М., 1915) — лирические стихотворения, проникнутые патриотическим пафосом и предчувствием грядущей гибели мировой культуры. Этот сборник, как и другие лирические стихи в дальнейшем, поэт выпустил под своей настоящей фамилией в отличие от сатирических, которые публиковал под псевдонимами (основной — Дон Аминадо). В политическом памфлете (пьеса в стихах) Дона Аминадо «Весна Семнадцатого года» (М., 1917; постановка Новый театр П. Кохмановского, 1917) представлены последние дни царизма и первые дни свободы после Февральской революции.
Октябрьский переворот Дон Аминадо не принял и после 1918 г., когда были закрыты все газеты, в которых он печатался, покинул Москву и уехал в Киев. В 1918–19 гг. сотрудничал в газете «Киевская мысль», «Утро», «Вечер», в одесской газете «Современное слово». В январе 1920 г. (из Одессы) эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1920-х – 40-х гг. регулярно публиковал стихотворные фельетоны в газете «Последние новости»; был редактором детского журнала «Зеленая палочка» (1920–21), печатался в газете «Свободная мысль», в журналах «Иллюстрированная Россия», «Сатирикон» (1931, фактически соредактор), альманахе «Сполохи» и др. В Париже были изданы сборники его стихотворений «Дым без отечества» (1921), «Накинув плащ» (1928), «Всем сестрам по серьгам» (1931), «Нескучный сад» (1935), «В те баснословные года» (1951), сборник рассказов «Наша маленькая жизнь» (1927), книги на французском языке «Смех в степи» (1927, предисловие М. Декобра), «Огненные точки. Сборник максим» (1939, предисловие Т. Бернара).
Дон Аминадо был одним из самых популярных в эмиграции («России, выехавшей за границу») фельетонистов, «королем юмористов», высмеивавшим нелепые стороны эмигрантского быта, обанкротившуюся либеральную идеологию и т. п. Успехом пользовались его «утренние фельетоны», афоризмы («Новый Козьма Прутков», «Философия каждого дня»).
И. Бунин считал Дона Аминадо выдающимся русским юмористом, чьи строки «дают художественное наслаждение». Творчество Дона Аминадо также высоко ценили М. Горький, З. Гиппиус, М. Цветаева («самосуд эмиграции над самой собой»), А. Седых («Дон Аминадо продолжил... классическую традицию русского юмора, пропитанную гуманностью и жалостью к человеку») и многие другие современники.
Во время Второй мировой войны Дон Аминадо был вынужден покинуть Париж и перебраться на юг Франции, в «свободную зону» (Монпелье, Экс-ле-Бен). После войны поселился под Парижем в Йере. В 1954 г. в Нью-Йорке опубликовал книгу литературных мемуаров «Поезд на третьем пути», ценную не только ярким описанием атмосферы дореволюционной России и эмиграции, но и блестящими портретными зарисовками И. Бунина, А. Куприна, А. Толстого, О. Дымова и др.
Еврейские темы не занимали в творчестве Дона Аминадо заметного места. За исключением библейских ассоциаций и сатирических травестий ветхозаветных источников, они изредка появлялись как сатирические выпады против антисемитов, Евсекции и т. п. и кроме того присутствовали в воспоминаниях. Дон Аминадо публиковался в журнале М. Винавера «Еврейская трибуна» (Париж) и в парижском «Рассвете» В. Жаботинского, о котором он написал не опубликованный при жизни очерк («Слово о В. Е. Жаботинском», «Русское еврейство в зарубежье», т. 3 /8/, Иер., 2001).