Дорфман Иосеф

ДО́РФМАН Иосеф (1940, Одесса, – 2006, Лос-Анджелес; похоронен в Тель-Авиве), композитор и педагог. В 1958 г. окончил музыкальную школу имени П. Столярского по классу фортепьяно, в 1964 г. — Одесскую консерваторию по классам фортепьяно у М. Старковой и композиции у А. Когана (1896–1980), в 1971 г. — аспирантуру московского Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (см. М. Гнесин) по классу композиции у Г. Литинского (1901–85).

В 1960-е гг. Дорфман был одним из первых в Советском Союзе музыкантов, исполнявших и преподававших современную западную музыку, а также одним из первых композиторов, использовавших в своих сочинениях различные направления музыкалного авангарда. Дорфман включал в произведения электроакустические импровизации, графические композиции, применял сочетание графической и традиционной нотации. Тогда же Дорфман увлекся еврейской музыкой — светской, литургической и фольклорной.

С 1973 г. жил в Израиле. Преподавал в Академии музыки имени С. Рубина в Тель-Авиве; в 1981–85 гг. возглавлял отделение композиции и теории музыки, в 1985–89 гг. был ректором Академии, в 2000 г. вернулся к руководству отделением. С 1982 г. работал приглашенным профессором в Университете Бар-Илан. Также в качестве приглашенного профессора преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке (1979–80), Высшей школе музыки и изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне (1984–92), университете имени И. Гутенберга в Майнце (1997–98). Дорфман, один из широко признанных преподавателей — специалистов по музыкальному авангарду, проводил множество мастер-классов по композиции и исполнению современной музыки.

В 1970–80-е гг. Дорфман был музыкальным руководителем серии концертов «Музыка 20 века», секретарем Союза композиторов Израиля, возглавлял Международный фестиваль еврейского музыкального искусства. По его инициативе была создана независимая группа «Акустик 7–11», объединившая наиболее прогрессивных современных композиторов Израиля.

Дорфман — один из ведущих израильских композиторов, в творчестве которого сочетаются традиции русской композиторской школы, еврейской литургической и фольклорной музыки и достижения современной западноевропейской музыкальной культуры. До репатриации Дорфман писал преимущественно произведения для камерных ансамблей (соната для скрипки и фортепьяно, 1970; партита для струнного квартета, посвященная Г. Литинскому, 1970; четыре баллады на стихи Ф. Вийона для голоса и фортепьяно, 1972).

В Израиле рамки творчества Дорфмана значительно расширились: он создает произведения для солирующих инструментов, камерных ансамблей и симфонического оркестра, оратории, оперы, балеты, электронную музыку. В сочинениях Дорфмана заметное место занимает еврейская тематика: «Кол нидрей» (1975) и «Каддиш» (1982) для скрипки, «Клезмериана» (1983) для виолончели, «Посвящение Шагалу» (1987) для кларнета, виолончели и фортепьяно, «Молитесь за мир в Иерусалиме» (1995) для голоса, трубы и органа на текст из пророка Иеремии и др.; в области электронной музыки — «Камни Иерусалима» на библейские тексты (1974–77), «De Profundis» на текст 130 (в христианской традиции 129) псалма (1976) и др. Дорфман является автором музыкальной композиции «12 колен Израилевых» (1975) для клавишного инструмента, шофара и ударных, сопровождающей одноименную экспозицию витражей М. Шагала в синагоге больничного комплекса Хадасса, а также монооперы «Песни Шуламит» на тексты Песни Песней (1995).

Среди других сочинений выделяются трио для фортепьяно, скрипки и виолончели памяти Д. Шостаковича (1976), где Дорфман подчеркивает связь Шостаковича с еврейской музыкой и его музыкальный протест против коммунистического режима, и опера «Дракон» (1982–84) по пьесе Е. Шварца. Дорфман активно участвовал в исполнении своей музыки и сочинений других современных композиторов в качестве солиста-пианиста, участника камерных ансамблей и дирижера.

Наряду с И. Талем, М. Копытманом, Н. Шерифом и др., Дорфман является создателем израильской композиторской школы, ставшей в конце 20 в. одной из ведущих в мире. Сочинения Дорфмана исполняются многими известными оркестрами и солистами, в том числе Иерусалимским филармоническим оркестром, Израильской симфониеттой, симфоническим оркестром университета Флориды, пианистом М. Богуславским (родился в 1941 г.), виолончелистом М. Дробинским и др.

Смотрите также

Давид бен Шмуэль ха-Леви

Дамасское дело

«Джуиш кроникл»

Доброджану-Геря Константин

Дойчер Айзек