Ибн Эзра Моше бен Я‘аков
ИБН Э́ЗРА Моше бен Я‘аков (Абу-Харун; Ibn Ezra, Moshe [Moses]; 1055?, Гранада, – 1135?), выдающийся еврейский поэт и философ средневековой Испании. Ибн Эзра получил всестороннее еврейское и арабское образование и занимал видное положение в еврейской общине Гранады. Он поощрял первые поэтические опыты Иехуды ха-Леви, с которым состоял в многолетней дружбе. Завоевание Гранады Альморавидами (1090), повлекшее за собой разгром местной еврейской общины, вынудило Ибн Эзру покинуть город. Вторую половину жизни Ибн Эзра провел в скитаниях по христианской Испании. Вынужденный искать покровительства богатых меценатов, Ибн Эзра сильно страдал от своего зависимого положения и низкого (сравнительно с мусульманской Испанией) культурного уровня еврейских общин в христианских государствах; тоска по родному городу не покидала Ибн Эзру до конца жизни.
Ибн Эзра был одним из наиболее талантливых средневековых поэтов, писавших на иврите, и крупнейшим авторитетом своего времени в области теории поэзии и риторики. Написанный Ибн Эзрой на склоне лет по-арабски трактат «Китаб ал-мухадара в-ал-музакара» («Книга беседы и воспоминания») был первым в средние века сочинением по еврейской поэтике (первый перевод на иврит Б. Ц. Халпера «Шират Исраэль», Лейпциг, 1924; новый перевод А. Галкина, изданный вместе с арабским оригиналом, Иер., 1975).
Для стихотворений Ибн Эзры характерно педантичное соблюдение правил просодии. Поэзия Ибн Эзры отличается орнаментальностью языка, сложностью и изысканностью композиции. Ибн Эзра писал стихотворения как на религиозные, так и на светские темы. Светская поэзия Ибн Эзры многообразна. Созданные в гранадский период стихотворения посвящены традиционным темам арабской и еврейской средневековой поэзии — дружбе, вину, любви, природе. В период скитаний к стихотворениям на традиционные темы прибавляются стихотворения об одиночестве в «стране Эдома» (название христианской Испании в еврейской средневековой литературе) и о тоске по родному городу; эти стихи отмечены глубокой искренностью поэтического чувства. Светские стихотворения составляют значительную часть сборника «Сефер ха-‘анак» («Книга ожерелья»), известного также под названием «Таршиш» («Перламутр»), числовое значение букв которого соответствует количеству стихотворных строк сборника — 1210. Несущая на себе печать высокого поэтического мастерства религиозная поэзия Ибн Эзры получила широкую известность благодаря слихот (молитвенные песнопения), метрическое разнообразие, музыкальность и богатство рифмы которых снискали Ибн Эзре прозвище Ха-Саллах (`мастер слихот`). Значительное число литургических стихотворений Ибн Эзры (см. Пиют) было включено в средневековую синагогальную литургию многих еврейских общин.
Философские воззрения Ибн Эзры обнаруживают сильное влияние неоплатонизма Ибн Габирола, «Мекор хаим» которого Ибн Эзра многократно цитирует в написанном по-арабски философском трактате «Ал-макала би-л-хадика фи ма‘на-л-маджаз ва-л-хакика» («Райский трактат о значении сокрытого и истинного смысла»; анонимный перевод некоторых его частей на иврит был впервые опубликован в 1842 г. под названием «Аругат ха-босем» — «Гряда благовоний»). В этом произведении Ибн Эзра через рассмотрение метафорики языка приходит к обсуждению философских проблем. В центре внимания Ибн Эзры стоят отношение человека к универсуму и непознаваемость Бога.
Трехтомное научно-критическое издание светских стихотворений Ибн Эзры было подготовлено Г. Броди (Иер., 1935, 1942, 1977).