Ивано-Франковск
ИВА́НО-ФРАНКО́ВСК (до 1962 г. Станислав; на польском Stanisławów, Станиславув), город на Украине, административный центр одноименной области. Основан в 1662 г. как город с магдебургским правом; вскоре после этого владелец Станислава, гетман С. Потоцкий, разрешил евреям беспрепятственно селиться в нем и передал им половину городской скотобойни. В Станиславе обосновались еврейские торговцы (конкурировавшие с армянами, которые появились в городе одновременно с ними), арендаторы, корчмари и ремесленники; последним предписывалось вступать в христианские цехи, но по уплате определенной суммы дозволялось не участвовать в проводившихся этими цехами религиозных церемониях. В Станиславе появилась еврейская улица, на которой не позднее 1672 г. была построена деревянная синагога.
В начале 18 в. экономика Станислава пришла в упадок из-за войн и эпидемий, начались конфликты между евреями и христианами (поляками, армянами); в результате еврейская община значительно уменьшилась. Владельцы города, стремившиеся вновь привлечь в него евреев, подтвердили около 1720 г. все привилегии, предоставленные им в 1662 г., и к 1732 г. численность еврейского населения Станислава достигла 1740 человек (44,3% всего населения). В 1745 г. архиепископ Львова разрешил евреям Станислава построить каменную синагогу (не было осуществлено), а в 1761 г. возобновил это разрешение (с некоторыми оговорками); строительство здания было завершено в 1777 г. По переписи 1765 г., в Станиславе жили 925 евреев, однако ее результаты, по всей видимости, недостоверны.
В 1772 г. Станислав перешел под власть Австрии; в конце 18 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города быстро росла: в 1793 г. она составила 404 семьи (около 45% всего населения), в 1801 г. — 2237 человек (41,5%), в 1849 г. — около шести тысяч человек (около 55%), в 1880 г. — 10 023 человека, в 1900 г. — 14 106 человек (46%), в 1910 г. — около 23 тысяч человек (около 42%). Среди евреев Станислава преобладали коммерсанты (торговавшие в основном сельскохозяйственной продукцией), финансисты и ремесленники, главным образом портные (см. Портняжное дело), слесари и столяры. В 1784 г. раввином Станислава стал Арье-Лейб Горовиц (1758–1844). Этот пост занимали также его потомки — сын Мешуллам-Иссахар (1804–88), внук Ицхак (1828–1904), правнук Арье-Лейб (1847–1909) и другие. В светском руководстве общины с начала 19 в. до 1930-х гг. ведущую роль играли представители семьи Гальперн.
В 1787 г. Н. Х. Хомберг организовал в Станиславе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке (просуществовала до 1806 г.). В 1837 г. в городе открылась еврейская больница, в 1840-х гг. — талмуд-тора, благотворительная кухня и сиротский приют; в 1848 г. начало действовать общество маскилим (см. Хаскала), в начале 1860-х гг. — еврейская школа с преподаванием на польском языке, в 1899 г. — еврейское училище, созданное фондом Мориса де Гирша (число учащихся достигало 700 человек), в 1906 г. — иешива «Ор хаим», которую основал А. Л. Горовиц, а возглавил известный галахист (см. Галаха) раввин А. Камелар (1871–1937). В конце 19 в. – начале 20 в. многие еврейские дети получали образование в польских гимназиях и реальном училище. В 1860-х гг. в Станиславе возникла реформистская община (см. Реформизм в иудаизме), в 1894–99 гг. был построен реформистский «темпель», именовавшийся «синагогой для маскилим»; при его закладке присутствовал раввин Ицхак Горовиц. В 1898 г. в Станиславе появилась сионистская организация (см. Сионизм), в первые годы 20 в. — студенческая сионистская ассоциация «Бар-Кохба»; в 1900–1909 гг. проповедником станиславского «темпеля» был лидер галицийских сионистов М. Брауде (1869–1949). В начале 20 в. в Станиславе выходили еврейские еженедельники «Станиславер нахрихтен» (1909–12), «Идишер векер» (1905–1907), «Станиславер глоке» (1909–14) и другие, ежемесячный литературный журнал на иврите «Ха-Ярден» (1906–1909; редактор Э. Роках, см. Роках, семья). С 1873 г. евреи составляли почти половину членов муниципалитета города, а пост бургомистра в 1897–1919 гг. занимал доктор А. Нимхин.
В годы Первой мировой войны русские войска дважды (в 1914 г. и 1916 г.) захватывали Станислав; город был разрушен, синагога сожжена, и многие евреи бежали в Прагу и Вену. В декабре 1917 г. Станислав стал временной столицей Западно-Украинской народной республики и местом пребывания Еврейского национального совета Восточной Галиции. В городе действовала еврейская самооборона, ядро которой составляли демобилизованные военнослужащие. В мае 1919 г. вступившая в Станислав польская армия генерала Ю. Халлера устроила еврейский погром; в июне того же года поляки сместили А. Нимхина с поста бургомистра и уволили всех евреев, работавших в муниципальных учреждениях, на почте и на железной дороге, запретили еврейским учителям преподавать как в государственных, так и в частных школах. В конце августа 1919 г., после того, как Станислав посетила комиссия во главе с Г. Моргентау-старшим (см. Моргентау, семья), дискриминационные антиеврейские установления были большей частью отменены.
В 1919–39 гг. Станислав — в составе Польши. В 1921 г. в нем проживало 15 860 евреев (30,7% всего населения), в 1931 г. — 24 823 еврея (41,3%), в 1939 г. — около 30 тысяч евреев. На выборах 1922 г. в польский сейм от Станислава прошли три еврея; в 1923 г. евреи завоевали 13 из 36 мест в муниципальном совете. Для того, чтобы уменьшить влияние евреев в местных органах власти, польская администрация присоединила к городу ряд окрестных деревень, где еврейское население почти или совсем отсутствовало; тем не менее, в 1927 г. лидер станиславских сионистов А. Риттерман стал вице-мэром. После 1922 г. экономическое положение евреев Станислава (многие из которых работали в красильной и деревообрабатывающей промышленности, на предприятиях, производивших алкогольные напитки и промышленный спирт) постепенно улучшалось. В 1922 г. вновь открылась еврейская больница и была организована школа «Сафа брура» с преподаванием на иврите, в 1924 г. начались занятия в еврейской гимназии (год спустя в ней насчитывалось триста учащихся), религиозной школе для девочек «Бет-Я‘аков» и иешиве. В межвоенный период в Станиславе выходило свыше 30 еврейских периодических изданий на идиш и польском языке; среди них выделялись сионистский еженедельник «Ди вох» (1934–39) и ежемесячный литературный журнал «Штеген» (1933–38; редактор М. Табак). Действовало 55 синагог и молитвенных домов; в 1920-х гг. в Станиславе поселилось несколько хасидских цаддиков.
В сентябре 1939 г. Станислав вошел в состав Советского Союза. Новые власти ликвидировали все еврейские организации и бросили в тюрьму их лидеров; несколько раз устраивались показательные суды над еврейскими коммерсантами. 2 июля 1941 г., вскоре после начала советско-германской войны, Станислав заняли венгерские войска; местные украинцы начали убивать евреев, грабить их имущество, издеваться над ними. В город было переселено несколько тысяч евреев из Венгрии. 26 июля Станислав перешел под управление германской администрации, которая незамедлительно создала в городе юденрат. В августе 1941 г. нацисты арестовали и убили в пригородном лесу около тысячи представителей еврейской интеллигенции; 12 октября того же года на еврейском кладбище Станислава было убито около десяти тысяч евреев. В декабре 1941 г. все еврейское население города согнали в гетто; зимой 1941–42 гг. многие его обитатели умерли от голода и болезней. 31 марта 1942 г. все венгерские евреи и около пяти тысяч человек из самого Станислава были отправлены в лагерь смерти Белжец. В августе 1942 г. нацисты заявили, что еврейский юноша избил украинского полицейского, и потребовали, чтобы юденрат выдал им тысячу евреев; когда его глава М. Гольдштейн отказался сделать это, он и все остальные члены юденрата были повешены, свыше тысячи евреев расстреляны. В сентябре 1942 г. последовала депортация пяти тысяч евреев в Белжец, многих других убили на месте. Облавы и расстрелы продолжались до 22 февраля 1943 г., когда все евреи, остававшиеся к тому времени в Станиславе, были уничтожены на еврейском кладбище. Лишь около 1500 станиславских евреев пережили Катастрофу; многие из них сражались в партизанских отрядах (см. Сопротивление антинацистское). Э. Рот (родился в 1924 г.), добровольно вступивший в 1941 г. в Красную армию, стал полным кавалером ордена Славы.
Еврейская община города была восстановлена лишь в 1990 г.; власти вернули ей здание реформистской синагоги. В Государстве Израиль и США действуют объединения выходцев из Станислава.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ
Смотрите также
Израиль — народ в диаспоре. Евреи Западной и Центральной Европы в эпоху Реформации...