Иерусалим. Общие сведения
ИЕРУСАЛИМ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯТопографияКлиматТерритория городаСтруктура городаПути сообщенияВодоснабжениеНаселениеЭкономическая жизньДуховная и культурная жизнь
Иерусалим — столица Государства Израиль, святыня еврейства. В древности — местонахождение Храма и столица (приблизительно с конца 11 в. до н. э.) Объединенного Израильского царства, затем (около 928 до н. э. – 70 н. э.) — Иудейского царства. Также один из святых городов христианства и ислама.
Топография. Иерусалим расположен на нешироком плоскогорье (12–15 км по оси запад — восток) в седловине Иудейских гор (так называемые Иерусалимские горы; ср. высота 800 м над уровнем моря), протянувшейся между горными узлами Бет-Эль на севере (вершина 1016 м) и Хеврон на юге (вершина 1027 м). Через территорию Иерусалима (по оси север — юг) проходит водораздел Иудейских гор, граничащих на востоке с Иудейской пустыней, которая круто спускается к Иорданской долине и Мертвому морю (около 400 м ниже уровня моря). На западе горы обрываются в сторону прибрежной равнины, простирающейся приблизительно на 35 км до Средиземного моря. Особую живописность придает ландшафту Иерусалима частое чередование возвышенностей (гора Герцль, 834 м; гора Скопус, 829 м; Ромема, 830 м; Масличная гора, 807 м; пригородные высоты Ора, 848 м; Шмуэль ха-Нави, 885 м; Гило, 923 м) и долин с отметками до 600 м над уровнем моря (Кидрон, Эйн-Керем и др.).
Климат. Сухой и жаркий летом (средняя температура +24°C), дождливый и относительно холодный зимой (средняя температура +9°), горно-субтропический климат Иерусалима отмечен резкими контрастами. Значительны различия между дневной и ночной температурами, между нагревом почвы на солнце и в тени. Среднее годовое количество осадков (большей частью ноябрь – середина апреля) около 560 мм (измерения с 1840). Почти каждую зиму бывают снегопады, но снег редко лежит более суток. Абсолютный минимум зимних температур -5°. Преимущественно весной и осенью устанавливается на несколько дней зной, приносимый ветром из Аравийской пустыни (шарав; арабское хамсин). Максимальная температура (+41,8°) зарегистрирована 22.06.1942. Среднегодовая влажность воздуха 62%.
Территория города. На начало 2003 г. муниципальные границы Иерусалима охватывают территорию в 108 кв. км (почти вдвое больше, чем в 1947 г.). Максимальная протяженность по оси север-юг (Атарот—Гило) около 20 км, по оси запад-восток (Хадасса—Талпиот-Мизрах) около 11 км. С 1967 г. в черту Иерусалима (по сравнению с 1948 г., см. ниже) входят: на севере — промышленная зона и аэропорт Атарот, арабские пригороды Ша‘фат и Бет-Ханина, по соседству с которыми осуществлена застройка жилых районов Рамот Аллон (с 1971 г.), Неве-Я‘аков (с 1972 г.), Писгат-Зеев-цафон, Рамат-Моше (Рехес Шуафат) и промышленной зоны Хар-ха-Хоцвим; на юге — арабские деревни Цур-Бахер, Умм-Туба, соседствующие с новыми районами Гило (с 1971 г.), Хар-Хома (с 2000 г.) и Талпиот-Мизрах (с 1972 г.); на северо-востоке выросли районы Ма‘алот-Дафна, Рамот-Эшкол (с 1969 г.), Гив‘ат-ха-Мивтар и Гив‘ат-Шапира (Гив‘а Царфатит; с 1971 г.), на востоке — арабские поселки Рас-эль-Амуд, Араб-ас-Сухара, Джабел-Мукаббер и еврейский район Писгат-Зеев. Из муниципальных границ исключена арабская деревня Абу-Дис (на востоке). Строится новый еврейский жилой район на западных склонах Масличной горы, планируется застройка в районе Гив‘ат-ха-Матос, в рамках старой городской черты выросли новые районы Рамат-Бет-ха-Керем, Манахат (Малха), Хар-Ноф. Некоторые арабские поселки, бывшие некогда за городской чертой 1967 г., разрослись и частично оказались внутри муниципальных границ (преимущественно на севере города, в районе Атарот — Кафр-Аккаб, Бир-Набалла, Ар-Рам). Интенсивное строительство жилых и общественных зданий во всех частях Иерусалима способствует превращению обособленных кварталов в целостный город.
Структура города. Вплоть до середины 19 в. границами Иерусалима являлись стены Старого города (длина стен около 4 км, площадь 0.85 кв. км), основная планировка которого восходит к 30-м гг. 2 в. н. э. Вне пределов этих стен остались древнейшее ядро Иерусалима — город Давида — и значительные участки территории, которые в разное время составляли части города эпох Объединенного и Иудейского царств Хасмонеев и Ирода I. Со времен Соломона Старый город включает в себя Храмовую гору, верхняя площадь которой была окончательно спланирована в царствование Ирода I. В средние века сложилось деление Старого города на четыре квартала: еврейский, мусульманский, христианский и армянский, каждый со своими культовыми центрами и сооружениями.
Развитие современного Иерусалима началось в 1855–60 гг. со строительства еврейских кварталов вне стен Старого города (главным образом вдоль дорог, идущих от его ворот). Эти кварталы были обособлены один от другого и ограждены внешними стенами плотно смыкавшихся преимущественно одноэтажных домов. Разрывы между кварталами постепенно застраивались новыми, а также отдельными группами жилых и общественных зданий, но даже в начале 20 в. Иерусалим представлял собой скорее совокупность отдельных кварталов, чем единый город. Лишь в период британского мандата, а особенно после образования Государства Израиль западный и северный районы Иерусалима в результате их интенсивной застройки приобрели характер современного города.
Возникновение после Шестидневной войны новых жилых массивов на севере, юге и востоке, планировочное решение и архитектура которых отвечают новейшим требованиям, а также строительство высотных и малоэтажных, но новых по стилю зданий в старых районах разнообразит облик города, превращая его в уникальный урбанистический комплекс, сочетающий архитектуру различных эпох. В градостроительное развитие Иерусалима заметный вклад внесли мэры города: в 1948–50 гг. — Д. Остер (1893–1962), в 1955–59 гг. — Г. Агрон (1894–1959), в 1959–65 гг. — М. Иш-Шалом (1901–91), 1965–93 гг. — Т. Коллек, 1993–2003 гг. — Э. Ольмерт, 2003–2008 — У. Луполянски (родился в 1951 г.). С 1968 г. функционирует международный Комитет Иерусалима, в который входят градостроители, архитекторы, художники, историки, социологи, религиозные деятели 15 стран (1982), собирающийся в Иерусалиме раз в два-три года.
Пути сообщения. Шоссейные дороги, обслуживаемые регулярными автобусными рейсами, связывают Иерусалим со всеми значительными городами и поселениями в Израиле и на контролируемых территориях. Два шоссе, в том числе открытая в 1978 г. автострада (длина 61 км), ведут из Иерусалима в Тель-Авив. Шоссе, проходящее через мост Алленби на реке Иордан, обеспечивает прямое сообщение между Иерусалимом и Амманом. Железнодорожное сообщение из Иерусалима в Тель-Авив, Хайфу, Беер-Шеву, Димону в настоящее время не функционирует (идет реконструкция трассы, существующей с 1898 г.). Из аэропорта Атарот до осени 2000 г. совершались регулярные авиарейсы в Лод, Хайфу, Эйлат и другие пункты; в связи с обострением арабо-израильского конфликта и близостью к арабским поселениям аэропорт не функционирует. План превращения Атарот в международный аэропорт, связывающий Иерусалим с рядом городов Европы, пока не реализован.
Водоснабжение. Снабжение водой Иерусалима, расположенного в горах, всегда было сложной проблемой. В древности для сбора зимних вод устраивались большие открытые и подземные бассейны, частично используемые и поныне, а также оштукатуренные водоемы почти у каждого дома. Первый в Эрец-Исраэль туннель-водовод (длина 533 м) был прорублен в скалах от родника Гихон к бассейну Шиллоах в городе в 10 в. до н. э. Видимо, в последней четверти 1 в. до н. э. был проложен к Иерусалиму самотечный (частью подземный) водовод (длина 85 км) от родника Эйн-‘Арув (20 км к югу–юго-западу от города) с тремя открытыми резервуарами (так называемые бассейны Соломона; около 4 км к юго-западу от Бет-Лехема), от которых римляне (возможно, в начале 2 в. н. э.) провели акведук (длина 11,5 км).
Эта система и построенный в 1923 г. водопровод из Эйн-Фара (8 км к северо-востоку от Иерусалима) снабжали город водой вплоть до 1936 г., когда их сменил водопровод от истоков реки Яркон (около 60 км к северо-западу от Иерусалима). При повреждении этого водопровода арабами во время войны в 1948 г. Иерусалим вновь пользовался целый год старыми системами водоснабжения. В 1949 г. был введен в действие новый водопровод из районов города Реховот и киббуца На‘ан, а в начале 60-х гг. Иерусалим стал обслуживаться всеизраильским водопроводом. Годовое потребление воды примерно 24 млн. кубических м (1976). Около 45% этого количества обеспечивают водопровод из Эйн-Фара и 27 колодцев в окрестностях Иерусалима, вырытые за последние десятилетия в местах, где обнаружены подземные воды.
Население. Основную часть населения Иерусалима составляют евреи и арабы (большей частью мусульмане, около 10% — христиане различных течений). Кроме них в Иерусалиме проживают численно менее значительные общины армян, греков, эфиопов, коптов, а также несколько тысяч христианских духовных лиц других национальностей. За годы существования Государства Израиль население Иерусалима увеличилось более чем вдвое. Около 60% еврейского населения — уроженцы Иерусалима.
Рост населения Иерусалима с середины 19 в. ГодОбщее населениеЕвреиМусульманеХристиане% евреев 184415 51071205000339045,9 187625 03012 0007560547047,9 189645 42028 1128560874861,9 190560 00040 000700013 00066,6 191375 20048 40010 05016 75064,3 1922¹62 57833 97113 41314 69954,3 1931¹90 50351 22219 89419 33556,6 1948165 000100 00040 00025 00060,6 1967²267 800196 50058 30013 00073,4 1971301 30022 220068 00011 00073.7 1980407 19029 2300103 89011 00071,8 2003670 00047 0000190 00010 00070,2 ¹ - перепись² - частичная перепись
В конце 19 в. отмечался рост населения Иерусалима, причем увеличивались как еврейская община города (в основном религиозные евреи старого ишува переселялись в Иерусалим из других городов Эрец-Исраэль), так и мусульманская (иммиграция арабов из Северной Африки) и христианская (религиозные миссии христиан Запада) общины. В период британского мандата город интенсивно заселялся светскими евреями — репатриантами третьей–пятой волн алии, а также арабами-мусульманами из района горы Хеврон, частично вытеснявшими арабов-христиан в северные пригороды (Бет-Ханина) и район Рамаллаха (Эль-Бира). После Шестидневной войны наметилась, а в 1980–90-е годы усилилась тенденция уменьшения доли еврейского светского и христианского населения в общем составе населения. Это явление связано как с высоким естественным приростом у религиозных евреев и арабов-мусульман, так и с другими процессами: миграция светского еврейского населения в центр страны, более промышленно развитый; репатриация в Иерусалим религиозных евреев; инфильтрация арабов — жителей контролируемых территорий (преимущественно мусульман).
Экономическая жизнь Иерусалима определяется наличием в городе правительственных и общественных национальных учреждений и организаций (в том числе Кнесет, министерства, Еврейское агентство и др.); предприятий электронной, полиграфической, легкой и пищевой промышленности; обширной сети научных, учебных и просветительных заведений: центров еврейской, христианской и мусульманской религий и связанных с ними многочисленных исторических памятников и мемориалов, что в значит, мере стимулирует развитие службы туризма, рост сети гостиниц и т. д. (в 1979–80 гг. Иерусалим посетило свыше одного миллиона туристов). В 1980 г. самодеятельного население Иерусалима (121,4 тыс. человек) распределялось (в %) по следующим отраслям занятости: государственная и общественная служба (в том числе научная, преподавательская, религиозная и т. п. деятельность) — 44,6; промышленность — 12,2; торговля, гостиничное и ресторанное дело — 13,1; финансы и коммерция (банки, внешняя торговля и пр.) — 8,6; строительство и общественные работы — 7.4; частное обслуживание и пр. — 7,3; транспорт, связь, складское дело — 5,7; электро- и водоснабжение — 0,9; сельскохозяйственные работы — 0,2.
Духовная и культурная жизнь. Положение Иерусалима как столицы государства, неоднородность национального состава его жителей, принадлежность их к разным вероисповеданиям, общественным течениям и группам, различия по мировоззрению, политическим и идейным взглядам, определяют многогранность духовной и культурной жизни города. Широкий диапазон ее форм и проявлений отражает интересы и устремления всех жителей Иерусалима — от ультрарелигиозных с крайне замкнутым бытовым укладом до поборников подчеркнуто светского образа жизни.
В Иерусалиме осуществляются важные научные исследования как в области различных аспектов иудаизма, христианства, ислама, так и во многих областях светских наук. Здесь сосредоточены Израильская академия наук, Академия языка иврит, многочисленные научные институты и научно-исследовательские центры Еврейского университета, в т. ч. Институт прикладных наук (с 1966 г.), Институт физики имени И. Раккаха (с 1969 г.), Институт международных проблем имени Г. Трумэна (с 1966 г.), Институт международных отношений (с 1972 г.), Институт экономики, социологии и политики имени Л. Эшкола (с 1971 г.), Институт по изучению наследия сефардов и восточных евреев (с 1972 г.), Центр по исследованию Советского Союза и стран Восточной Европы (с 1969 г.), Центр по исследованию и документации восточноевропейского еврейства (с 1972 г.), Центр по исследованию славянских языков и литературы (с 1976 г.), Центр философских исследований имени Ш. Х. Бергмана (с 1976 г.).
С университетом связана деятельность Института имени И. Бен-Цви по изучению еврейских общин Ближнего Востока (основан в 1948 г.). При университете в 1964 г. создана Компания по внедрению результатов научных исследований. Яд ва-Шем (мемориал и институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления; основан 1953 г.) собирает и исследует материалы о Катастрофе европейского еврейства. Наряду с университетским Институтом археологии (основан в 1936 г.) материалы раскопок исследуют иностранные научные центры: Французская археологическая школа Святой земли (основана в 1892 г.), Немецкий евангелический институт по исследованию древностей Святой земли (основан в 1898 г.), Институт археологических исследований имени У. Ф. Олбрайта (основан в 1900 г.), Археологическая школа имени Н. Глюка при Хибру юнион колледже (основана в 1963 г.).
Среди еврейских религиозных научно-исследовательских центров наиболее значительны Институт исследования Талмуда имени Х. Фишела (основан в 1933 г.). Мосад ха-рав Кук (основан в 1936 г.), Яд ха-рав Херцог (основан в 1951 г.), Научно-технологический институт по проблемам Галахи (основан в 1963 г.); среди христианских научно-исследовательских центров — Папский библейский институт (основан в 1927 г.) и Экуменический институт высших теологических исследований (основан в 1972 г.). Крупнейшие издательства Иерусалима «Магнес Пресс» (Еврейский университет; основано в 1929 г.), «Мосад Бялик» (основано в 1935 г.), «Кетер» (основано в 1959 г.) и другие наряду с изданием художественной и научной литературы готовят и издают универсальные и отраслевые энциклопедии.
В Иерусалиме воспитываются кадры значительной части израильских ученых, преподавателей, деятелей искусств. Крупными высшими учебными заведениями являются Еврейский университет (открыт в 1925 г.), Бецалель (Академия художеств; основана в 1906 г.), Академия музыки и танца имени С. Рубина (основана в 1947 г.), Учительская семинария имени Д. Елина (основана в 1914 г.), Женский (педагогический) колледж (основан в 1964 г.). Среди множества религиозных учебных заведений Иерусалима наиболее известны иешивы «Эц-Хаим», «Слободка-Хеврон», «Мерказ ха-рав» и христианская Армянская духовная семинария (основана в 1850 г.). В больших и малых концертных залах («Биньяней ха-умма», «Театрон Иерушалаим», ИМКА, аудитория Израильского национального музея и др.) систематически выступают израильские и иностранные оркестры, ансамбли и солисты. Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения (основан в 1936 г.) и Израильский филармонический оркестр постоянно проводят циклы концертов. В театре «Хан» (открыт в конце 1960-х гг.) идут спектакли местной (с 1973 г.) и приезжих драматических трупп, играющих также на сцене Иерусалимского театра («Театрон Иерушалаим»), не имеющего стационарной труппы. Миниатюрный театр «Паргод» («Ширма») предоставляет сцену для экспериментальных постановок.
В первом вне стен Старого города еврейском квартале Мишкенот-Шаананим в 1973 г. устроен Музыкальный центр с жилыми помещениями и студиями для иностранных музыкантов и музыковедов, с классами, где проводят показательные занятия с музыкально одаренной израильской молодежью в порядке обмена опытом с местными педагогами. Поселки художников образовались в кварталах Иемин-Моше и Эйн-Керем. Помимо ряда отраслевых музеев, Археологического музея имени Рокфеллера (открыт в 1938 г.), Израильского национального музея (открыт в 1965 г.), который периодически устраивает персональные и групповые выставки современных художников, Музея искусства ислама (открыт в 1974 г.), в Иерусалиме имеется сеть художественных галерей, где экспонируются живопись, скульптура, графика и произведения прикладного искусства израильских и иностранных художников.
Популярностью пользуется Библейский зоопарк (основан в 1941 г., переведен на новое место в 1990 г.), где представлены упоминаемые в Библии представители фауны. В Иерусалиме открыто множество клубов, рассчитанных на различные возрастные группы населения (в том числе особые клубы репатриантов), действуют спортивные залы и плавательные бассейны.
В Иерусалиме проводятся международные научные конференции и семинары, всемирные еврейские конгрессы и совещания, в том числе Всемирный конгресс по иудаистике (с 1947 г.). Ежегодно организуется весенний театрально-концертный фестиваль, в котором участвуют коллективы и солисты многих стран мира. Раз в два года проходит международная книжная ярмарка с участием многих крупнейших издательств мира. Одним из торжественных актов ярмарки является вручение Премии Иерусалима иностранному писателю за выдающийся вклад в утверждение свободы личности. Среди лауреатов этой премии Б. Рассел (1963), М. Фриш (1965), А. Шварц-Барт (1967), Э. Ионеско (1973), И. Берлин (1979), Г. Грин (1981).
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ
Смотрите также
Израиль — народ в диаспоре. Новейшее время (1880 г. – середина 1980-х гг.)