Израильский музей
ИЗРА́ИЛЬСКИЙ МУЗЕ́Й (מוּזֵיאוֹן יִשְׂרָאֵל, Музейон Исраэль) в Иерусалиме, музей искусств и археологии. По уникальности обширных коллекций и разностороннему характеру экспозиционной научной и просветительской деятельности является ведущим музеем Государства Израиль и всего еврейского мира. Открыт 11 мая 1965 г.; наделен статусом публичной корпорации во главе с общественным советом директоров. Согласованием планов работы во многом автономных отделов Израильского музея, а также определением общей направленности его деятельности ведают дирекция и научное руководство музея.
Идея создания центрального музея страны, которую высказали в середине 1950-х гг. разные общественные деятели, развилась из мысли объединить два музея Иерусалима: Национальный музей Бецалель (основан в 1906 г. Б. Шацем в рамках созданной им Школы искусств и ремесел Бецалель; с 1925 г. — самостоятельный музей, подведомственный Еврейскому агентству) и Центральный музей древностей Израиля (основан в 1948 г. отделом древностей и музеев Министерства образования и культуры). Центральный характер музея был подчеркнут выбором места для него близ здания Кнесета и нового в то время университетского комплекса в Гив‘ат-Раме. На средства, поступившие от правительств Израиля и США, а также от многих частных лиц, в 1959–65 гг. были осуществлены основные работы по строительству и оборудованию Израильского музея.
Проект музея архитекторов А. Мансфельда и Доры Гад (1912–2003; архитектура интерьера) занял первое место на конкурсе иерусалимских архитекторов; авторы проекта в 1966 г. были удостоены Государственной премии Израиля. Подчиненная холмистому рельефу плотная расстановка кубических зданий, возведенных из иерусалимского серого песчаника, придает ансамблю органическое единство и живописность. Переходы между зданиями обеспечивают непрерывность осмотра экспозиции, а единая система модулей и унифицированное оформление интерьеров — свободу и гибкость в использовании залов для разных экспозиционных задач. Композиция ансамбля допускает значительное развитие и увеличение всего комплекса. Уже в период строительства в него был включен «Сад скульптуры» (1965, проект американского скульптора и паркостроителя Исаму Ногучи), названный именем Билли Роза (1899–1966) и созданный для экспонирования на открытом воздухе подаренной им музею коллекции статуй (от О. Родена до произведений середины 20 в.), которая была пополнена произведениями израильских скульпторов и еврейских ваятелей стран диаспоры. В особом павильоне собрано несколько десятков бронзовых отливок и эскизов Ж. Липшица, завещанных им музею.
В 1966–67 гг. по проекту Ф. Дж. Кислера (1896–1965) и А. П. Бартоса был построен Храм Книги (Хехал ха-сефер) для хранения Мёртвого моря свитков и писем периода Бар-Кохбы восстания, названный именем Д. Готтесмана (1884–1956), основателя фонда, от которого в музей поступили четыре свитка и часть средств на строительство хранилища.
На протяжении 20 лет к комплексу зданий Израильского музея почти ежегодно добавлялись новые постройки, что позволяло постоянно расширять тематику экспозиций и увеличивать их масштабы. Так, только в 1985 г. были открыты обширная экспозиция по этнографии еврейских общин, в том числе Марокко, Курдистана и Афганистана, залы дальневосточного искусства, дополнительные залы израильской живописи и скульптуры.
Экспонаты археологического отдела, названного именем С. Бронфмана, последовательно представляют развитие и смену культур на территории Эрец-Исраэль и смежных стран от доханаанейского периода до крестовых походов. Коллекции Центрального музея древностей, которые с 1948 г. составлялись из различных находок и материалов раскопок (большинство экспонатов и ныне являются собственностью отдела древностей и музеев Министерства образования и культуры), пополнили новые археологические находки из Арада, Иерусалима и других мест, а также приобретения (например, коллекция М. Даяна). В целом этот раздел музея представляет собой крупнейшую в мире коллекцию археологических находок Святой Земли.
В отделе Бецалель основные собрания бывшего музея значительно пополнились новыми произведениями израильских художников, поступлениями художественных произведений из еврейского имущества, оставшегося в годы Второй мировой войны без владельцев и переданного Израилю в порядке реституций, приобретениями (коллекция старинных печатей и другие коллекции Г. Фейхтвангера; собрание предметов быта евреев Северной Африки З. Шульмана; материалы, приобретенные после экспедиций по исследованию еврейства Курдистана, Афганистана и т. п.). Представлены, помимо произведений израильского искусства, произведения еврейских и нееврейских художников Европы и США, прикладного искусства разных еврейских общин, художественной культуры ислама и стран Дальнего Востока, первобытного искусства, культуры доколумбовой Америки, народов Африки и т. д. В экспозицию Израильского музея включены сукка 19 в. из Германии (см. Суккот) и интерьеры синагог начала 18 в. из Италии и Южной Германии, интерьеры французских и английских особняков 18 в. Имеется также раздел дизайна. Состав коллекций Израильского музея определяет его характер как еврейского, израильского и универсального музея, что позволяет показать своеобразие еврейской художественной культуры в Израиле и в странах диаспоры, а также многообразие ее связей и взаимодействий с искусством многих народов мира и аналогий с ним. Всего собрание музея включает более 500 тысяч предметов искусства, археологии, этнографии и иудаики.
Большую просветительскую и воспитательную работу проводит юношеский сектор, возникший еще в рамках Национального музея Бецалель и организующий для школьников и молодежи творческие занятия разными видами искусства, беседы об искусстве, выставки их произведений, летние лагеря. Разнообразными видами деятельности охвачены около 100 тысяч детей ежегодно. В лектории музея проводятся концерты израильской и европейской музыки, показ художественных кинофильмов и фильмов об искусстве, циклы лекций и т. д.
В Израильском музее ведется интенсивная и динамичная исследовательская работа, результатом которой становятся многочисленные публикации и выставки, представляющие значительный научный и просветительский интерес. Так, впервые были экспонированы материалы по культуре и искусству филистимлян. Выставлялись работы художников круга Школы искусств и ремесел Бецалель, был прослежен процесс зарождения в начале 20 в. израильского искусства, были сопоставлены произведения маститых и молодых израильских художников с творчеством П. Клее, П. Пикассо, Х. Миро и других мастеров 20 в.
В Израильском музее хранится богатое собрание гравюр (кабинет гравюр), есть научная библиотека, а также центральные в Израиле исследовательские лаборатории и мастерские по консервации и реставрации археологических материалов и произведений искусства. Ежегодно музей посещают около 950 тысяч человек.