Индия

И́НДИЯ (на иврите הֹדּוּ, Ходду; по-арамейски הִנְדְיָא, Хиндья), государство в Южной Азии на полуострове Индостан. В Библии Индия упоминается лишь в книге Эсфирь (1:1; 8:9); в Таргумах и Талмуде применяется ее арамейское название. Бытующие в некоторых еврейских общинах Индии легенды, относящие возникновение там первых еврейских поселений к периоду правления царя Соломона, ко времени ассирийского пленения, разрушения Первого или Второго храма, гонений Антиоха Эпифана или изгнания евреев с Аравийского полуострова после возникновения ислама в 7 в. н. э., не находят документального подтверждения.

Сведения, содержащиеся в Талмуде, позволяют заключить, что торговые связи между Индией и евреями Эрец-Исраэль и Вавилонии существовали уже в период Второго храма. Так, в трактате Иома (3:7) говорится, что одно из одеяний первосвященника, надеваемых в Иом-Киппур, было изготовлено из индийской ткани (хиндуин); там же (81б) сообщается, что имбирь (зангвил или хималта) «прибывает из Индии». В Талмуде встречается также имя рабби (предположительно — прозелита) Иехуды из Индии (Кид. 22б; ББ. 74б).

Сведения об Индии содержатся также в апокрифической литературе (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) и в мидрашах. Обнаруженные в Каирской генизе документы свидетельствуют о торговых экспедициях евреев Южной Европы, Северной Африки и Адена на западное побережье Индии в 10–12 вв. Так, брат Маймонида, Давид, погиб, видимо, в 1177 г. по пути в Индию. Самым ранним документом о постоянном пребывании евреев в Индии являются тексты на медных табличках (974–1020), относящиеся к главе общины кочинских евреев. Существо­вание постоянных еврейских поселений на Малабарском берегу отмечают, начиная с 12 в., многочисленные средневековые путешественники, в том числе и Биньямин из Туделы. В начале 11 в. ученый-энциклопедист Абу Рейхан ал-Бируни указал, что немногим евреям разрешили селиться в Кашмире. Однако какие-либо сведения о наличии там еврейской общины в средние века отсутствуют.

Вскоре после захвата португальцами Гоа (1510) туда прибыло некоторое число изгнанников-евреев и марранов из Испании и Португалии, что побудило местные церковные власти требовать учреждения там инквизиции. Начавший свою деятельность в 1543 г. (официально учрежден лишь в 1560 г.) суд инквизиции до его упразднения в 1812 г. приговорил к смертной казни многих оставшихся верными еврейской религии новых христиан и некоторых видных руководителей еврейской общины. В результате продолжительных гонений община пришла в упадок и, видимо, к началу 18 в. фактически перестала существовать.

В отличие от евреев Гоа, еврейские общины, издавна обосновавшиеся в южной части западного побережья Индии (главным образом в Кочине) и находившиеся под покровительством местных правителей-раджей, продолжали заниматься торговлей и даже в период португальской колонизации княжества Малабар (1502–1663) пользовались свободой вероисповедания и культурной автономией. Под властью Нидерландов (1663–1795) эти общины продолжали расти за счет иммигрантов из Испании, Португалии, Германии, Северной Африки, Персии, Эрец-Исраэль, Сирии, Ирака и Турции.

В 16 в. в северной области Индии, находившиеся под властью Великих Моголов (1525–1858), переселяются группы евреев из Ирана, Афганистана, Средней Азии, привлеченные религиозной толерантностью первых представителей династии. Особой терпимостью отличался Акбар (правил в 1556–1605 гг.), который провозгласил принцип мира между разными религиями в своих владениях, отменил подушный налог на зимми, пытался создать новую монотеистическую религию «дин-и илахи» (`божественная вера`) и даже открыл при своем дворе синагогу. Еврейские поселения возникли в Дели, Лахоре, Агре и ряде городов Кашмира. Впоследствии большинство евреев-иммигрантов растворилось в местном мусульманском населении, хотя отдельные семьи сохраняют и поныне память о своем еврейском происхождении. Одним из ярких представителей пантеистического мистицизма был принявший ислам еврей из Ирана поэт Сармад Кашани (казнен в Агре в 1661 г.), отвергавший рамки какой-либо конкретной религии.

В 17–18 вв. евреи внесли значительный вклад в развитие сети факторий европейских Ост-Индских компаний (в Сурате, Мадрасе, Бенгалии, позднее — в Бомбее). С 1683 г. купцы из португальской еврейской общнны в Англии принимают активное участие в расширении экспорта драгоценных камней в Англию через форт Святого Георга (современный Мадрас). Многие мадрасские купцы-евреи разбогатели на торговле с Китаем, Бирмой, Филиппинами, товары из которых шли в Европу. Однако, несмотря на зажиточность большинства еврейского населения Мадраса, в нем не образовалась организованная еврейская община, и единственным памятником пребывания в городе евреев является старое кладбище, на котором сохранилось несколько надгробных плит с надписями на иврите или на английском и португальском языках. В 20-х гг. 19 в. возникает еврейская община в Калькутте, основанная переселенцами из Сурата и Бомбея; ее быстрому росту и значительному материальному расцвету способствовал приток евреев из Багдада, Йемена и Кочина, принявших активное участие в торговле и промышленности бенгальской провинции. (О еврейской общине Бомбея, возникшей во второй половине 18 в. и ставшей самой крупной в Индии, см. Бомбей.)

Еврейское население Индии (к концу первой половины 20 в. свыше 30 тыс. человек) состояло из трех основных этнолингвистических групп, которые различались как историческим прошлым, разговорным языком, религиозными обрядами, так и социально-экономическим уровнем. Главным образом в Бомбее и его окрестностях были сосредоточены Бней-Исраэль (в 1947 г. около 24 тыс. человек, разговорный язык — маратхи); в Кочине, Эрнакуламе и Паруре жили кочинские евреи (в 1948 г. примерно 2,5 тыс. человек, разговорный язык — малаялам); в Бомбее, Калькутте и Пуне жили так называемые багдадские евреи (в 1948 г. около шести тысяч, разговорные языки — английский и еврейско-арабский диалект Ирака). Небольшое число ашкеназских евреев иммигрировали в Индию из стран Европы после Первой, но главным образом в годы Второй мировой войны (в 1944–45 гг. их число превышало тысячу человек). В послевоенное время большинство их вернулись в Европу.

Община багдадских евреев, осевшая в портовом городе Сурат в середине 18 в., сыграла особую роль в истории еврейского населения страны в 19–20 вв. Значительно пополненная в начале 19 в. зажиточными переселенцами из Багдада, Басры и Халеба, она вскоре распространилась по другим городам Индии. Постепенно ее члены начали играть ведущую роль в экономике и государственном аппарате страны, а также в общественной и культурной жизни всех евреев Индии. Багдадские евреи познакомили коренное еврейское население страны с культурой евреев Ближнего Востока и Европы, создали типографии (в Бомбее, Калькутте и других городах), печатавшие книги на иврите; многие из них, в частности семьи Сассун, Иехуда, Эзра (Бахар), Габбай и другие жертвовали значительные средства на создание благотворительных учреждений, постройку синагог и содержание школ.

Ценные сведения о евреях Индии сообщают в своих записках и трудах еврейские путешественники и исследователи, посетившие страну в 19 в.: Биньямин II, Давид де-вет-Хиллел, Я. Сапир, Ш. Райнман (1815?–1880?) и другие.

Видное место в развитии и модернизации государственного аппарата Индии занимали в последние десятилетия британского владычества английские евреи, состоявшие на службе Британского или индийского правительства. Особенно важную роль сыграли Р. Д. Айзекс (маркиз Рединг), в 1921–26 гг. вице-король и генерал-губернатор Индии; Э. Монтегю (1879–1924), в 1917–22 гг. министр по делам Индии в Британском правительстве; сэр Л. Абрахамс (1869–1919), с 1902 г. секретарь по финансовым делам Индии, реорганизовавший денежную систему страны; Х. М. Киш (1850–1942), министр почт Бенгалии. Первые мероприятия по борьбе с эпидемиями холеры и чумы в Индии осуществил в конце 19 в. еврей из России бактериолог В. А. Хавкин, проведший в 1893–95 гг. вакцинацию населения разработанной им противохолерной вакциной, а в 1896–1902 гг. — противочумной. Во время индо-пакистанской войны (декабрь 1971 г.) начальником штаба восточного командования был багдадский еврей, генерал-майор Дж. Джейкоб (родился в 1923 г.).

В 1920 г. в Индии образовалась сионистская организация, развившая активную деятельность и принимавшая участие в сионистских конгрессах. В 1930–51 гг. в Индии издавался ежемесячник «Джуиш эдвокейт». С помощью сионистских кружков были созданы молодежные организации «Маккаби» и Ха-Боним (последняя в 1935 г., впоследствии переименована в Бней-‘Акива).

После провозглашения независимости Индии (1947) экономическая деятельность евреев сократилась. Причиной этому были прекращение деятельности колониальной администрации, с которой еврейская финансовая элита Индии находилась в тесном контакте, а главным образом — политика «индианизации», частичная монополизация экспорта и ограничение импорта. После создания Государства Израиль началась массовая алия евреев Индии в Израиль, где они создали несколько сельскохозяйственных поселений. К 1985 г. в Израиль репатриировалось около 25 тыс. евреев. В настоящее время подавляющее большинство Бней-Исраэль и евреев Кочина живет в Израиле. Несколько тысяч евреев эмигрировали в Англию, США, Канаду и Австралию.

В 1999 г. еврейское население Индии составляло около 4,2 тыс. человек. Большинство из них жили в Бомбее и в его пригороде Тхане. Основной еврейской организацией в Индии является Совет индийских евреев, созданный в 1978 г. Функционируют Сионистская ассоциация, Бней-Брит, общество Биккур-холим, еврейский клуб в Бомбее и другие. Действуют 18 синагог, большинство из них находится в Бомбее. В этом городе ученики посещают три еврейские школы, в которых растет процент учащихся неевреев. Так, в школе ОРТа евреи составляли в 1995 г. менее половины учеников. Две небольших еврейских школы действуют в Калькутте.

Индия признала Израиль в сентябре 1950 г., но не установила с ним дипломатических отношений. В 1951 г. в Бомбее было открыто израильское консульство, которое функционировало до 2003 г., несмотря на высылку из страны в июле 1982 г. по требованию индийских властей консула, объявленного персоной нон-грата. В 1992 г. Израиль и Индия установили полные дипломатические отношения. Было открыто израильское посольство в Нью-Дели. Консульство в Бомбее было закрыто в связи с резким сокращением бюджета израильского МИДа.

В 1980 г. экспорт израильских товаров в Индию составлял 6,3 млн. долларов, импорт из Индии — 13,4 млн. долларов. В 1984 г. экспорт в Индию снизился до 2,2 млн. долларов, а импорт возрос до 14,4 млн. долларов. В 2000 г. экспорт из Израиля в Индию достиг 557 млн. долларов, импорт из Индии в Израиль — 534,8 млн. долларов.

В арабо-израильском конфликте Индия заняла, в целом, проарабскую позицию. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. отношения между двумя странами улучшились. Укреплялись экономические, научные и культурные связи. В Индии с большим пониманием стали относиться к борьбе Израиля с палестинским и исламским террором. Улучшению отношений между двумя странами способствовал визит большой израильской делегации, в которую входили многие бизнесмены, государственные деятели под руководством премьер-министра страны А. Шарона, состоявшийся в сентябре 2003 г. Во время визита были подписаны важные соглашения о сотрудничестве в различных областях.

Смотрите также

Илия

инквизиция

Иосиппон

Иссерлес Моше бен Исраэль

иудганиты