Иссерлейн Исраэль бен Птахия
И́ССЕРЛЕЙН (также Иссерлайн, Иссерлин) Исраэль бен Птахия (Isserlein; также Isserlin, Иссерлин, Иссерлайн; 1390, Регенсбург, – 1460, Винер-Нейштадт), раввинский авторитет, один из последних ришоним. Воспитывался в доме известного австрийского талмудиста рабби Ахарона Блюмлейна (Плюмеля; умер в 1421 г.), своего дяди по матери, в Винер-Нейштадте; затем учился в иешивах Германии и Италии. Был долгое время раввином в Марбурге, с 1445 г. — в Винер-Нейштадте, где также возглавлял бет-дин и иешиву, ставшую центром еврейской учености в Австрии. Слава эрудита и тонкого аналитика привлекала к Иссерлейну множество учеников. Вел обширную переписку с еврейскими учеными многих стран.
Главный труд Иссерлейна — сборник 354 респонсов «Трумат ха-дешен» («Уборка золы», то есть обряд очистки жертвенника; числовое значение букв в слове дешен равно в сумме 354; см. Гематрия). В нем Иссерлейн в форме ответов на как бы обращенные к нему вопросы (большей частью составленные им самим) предлагает решения детально разбираемых актуальных галахических проблем (см. Галаха).
Другие труды Иссерлейна — «Псаким у-хтавим» («Решения и записки», 267 респонсов, собранные и изданные одним из его учеников в 1519 г. вместе с «Трумат ха-дешен»), «Ше‘арим» («Врата», несохранившееся сочинение о ритуальных запретах и дозволениях), «Беурим» («Разъяснения» — суперкомментарии к комментариям Раши на Пятикнижие, 1519). В своих галахических решениях Иссерлейн руководствовался главным образом постановлениями Талмуда и решениями законоучителей Франции и Германии. Из сефардских (см. Сефарды) авторитетов он ссылается на установления Ицхака Алфаси и Маймонида, изредка — на Нахманида.
В противоположность усиливавшейся в его время тенденции полагаться в основном на поздних поским, Иссерлейн стремился оживить интерес к изучению Талмуда и трудов ранних галахистов. Иссерлейн придерживался строгого толкования Галахи, особенно в тех случаях, когда она основана на прямых библейских предписаниях, склоняясь вместе с тем к умеренности в том, что касалось сосуществования с христианской средой.
Иссерлейн вел аскетический образ жизни. В известной мере его можно считать продолжателем традиции Хасидей Ашкеназ, и влияние «Сефер-хасидим» чувствуется во многих его постановлениях. Считая раввинскую деятельность призванием, Иссерлейн отказался получать плату за свой труд и требовал того же от других. Он сурово порицал раввинов, прибегавших к угрозе херема, чтобы заставить членов общины подчиняться их постановлениям.
Произведения Иссерлейна являются ценным источником для изучения общинного уклада, быта и духовной жизни евреев Германии 15 в. Иссерлейну приписывают также авторство ряда пиютов и молитв.