Италия
ИТА́ЛИЯ, государство на юге Европы. Первое достоверное указание на пребывание евреев в Италии относится к 161 г. до н. э. Это были послы Иехуды Маккавея, заключившие с сенатом Римской республики договор о дружественном нейтралитете. Дипломатические миссии от правителей династии Хасмонеев направлялись в Рим также в 146-м, 139-м и 133-м гг. до н. э. Посланникам, возможно, предшествовали отдельные торговцы-евреи, которые временно или постоянно проживали в городе.
Ядром еврейской общины на территории Италии стали пленники, уведенные Помпеем из завоеванной им в 63 г. до н. э. Эрец-Исраэль, а затем освобожденные купившими их римлянами или выкупленные единоверцами. Юлий Цезарь, считавший евреев одним из связующих элементов Римской республики, освободил их от некоторых ограничений, общих для представителей чужих культов, и разрешил им соблюдать религиозные обряды. При императоре Августе, тоже благожелательно относившемся к евреям, еврейское население Италии (главным образом община Рима), по-видимому, насчитывало несколько тысяч человек
В 19 г. н. э. император Тиберий, следуя совету Сеяна, префекта преторианцев, изгнал на остров Сардиния четыре тысячи молодых римских евреев. Однако постановление сената об изгнании из Италии всех евреев, не желавших отступиться от своей веры, было отменено после казни Сеяна в 31 г. Из-за частых столкновений евреев с соплеменниками, принявшими христианство, небольшое число евреев было изгнано из Рима в 49 г. императором Клавдием, который, впрочем, относился к ним терпимо.
Численность еврейского населения Италии значительно возросла в результате Иудейской войны I. Согласно некоторым источникам, из множества евреев, уведенных в плен Титом, полторы тысячи были привезены в Рим, а пять тысяч — в Апулию, на юго-востоке Италии. Как и пленники Помпея, они были через некоторое время освобождены и остались жить в Италии. В результате мер Веспасиана, обложившего евреев Римской империи особым налогом (fiscus judaicus), Домициана, который взимал его с неслыханной жестокостью, и Адриана, свирепо преследовавшего еврейскую религию, положение евреев Италии, видимо, ухудшилось. Однако крушение Бар-Кохбы восстания, насколько можно судить, не повлекло за собой прямых тяжелых последствий для них. Императоры, вплоть до начала превращения христианства в господствующую религию Римской империи, относились большей частью терпимо или даже благожелательно к евреям. Эдикт Каракаллы (212), предоставивший римское гражданство всем свободным жителям империи, распространялся и на евреев.
К началу 2 в. н. э. численность еврейского населения Римской империи достигла, по некоторым оценкам, пятьдесят тысяч человек; более половины их проживало в Риме (главным образом в районах бедноты) и его окрестностях. Средоточием общинной жизни были синагоги, которых в одном Риме было в этот период (хоть и не одновременно) около 12-ти. Вне Рима евреи первоначально селились в портовых городах Остия, Порто, Поццуоли, Помпеи, Таранто и Отранто. Позднее они обосновались и в других областях страны и к началу 4 в. проживали в Кампании (Неаполь, Капуя и Салерно), Базиликате (Веноса), Апулии (Бари, Таранто и Отранто), Калабрии (Реджо-ди-Калабрия), на острове Сицилия (Сиракуза, Катания и Агридженто). На севере Италии еврейские поселения существовали в городах Чивитавеккья, Феррара, Бреша, Милан, Пола и Аквилея. О хозяйственной деятельности и занятиях евреев Италии в разных областях страны в эту эпоху почти ничего не известно. Сохранилось очень мало достоверных данных и о научной и литературной деятельности евреев Италии в первые века н. э. Известно, что Иосиф Флавий завершил свои основные исторические труды при императорском дворе в Риме. Известно также, что во 2 в. танна (см. Таннаи) Маттия бен Хереш основал в Риме широко известную уже в его время иешиву. Доктрины и обрядность еврейской религии иногда привлекали последователей из числа неевреев, часть которых становилась прозелитами, о чем свидетельствуют многочисленные надписи в еврейских катакомбах.
Положение евреев Италии значительно ухудшилось с провозглашением в 313 г. христианства терпимой, затем предпочтительной, а впоследствии и господствующей религией в пределах Римской империи. По настоянию отцов церкви издавались законы, которые ограничивали свободу соблюдать обряды иудаизма, ущемляли гражданские права и подрывали общественное и экономическое положение евреев Италии. Проповеди высокопоставленных церковных деятелей против иудаизма и его носителей-евреев нередко имели характер открытого подстрекательства к беспорядкам и, по крайней мере в двух случаях, привели в 388 г. к поджогу и разрушению синагог (Рим, Аквилея).
Политические последствия распада Западной Римской империи во 2-й половине 5 в. по-разному повлияли на положение евреев в разных областях Италии. В 507–519 гг. король остготов Теодорих заступился за евреев Милана, Генуи, Рима и Равенны, притесняемых христианами. С завоеванием Италии Византией во 2-й половине 6 в. на еврейское население страны распространились постановления так называемого Кодекса Феодосия II (438) и Свода гражданского права Юстиниана I (529–534), согласно которым евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали им доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься определенными профессиями. Особенно значительное влияние на судьбу евреев Италии в этот период оказал папа Григорий I, требовавший, с одной стороны, чтобы евреев не притесняли и позволяли им соблюдать предписания их религии, а с другой — лишивший их одинакового с христианами гражданского статуса, а также всех привилегий, кроме признанных за ними законами Римской империи после утверждения христианства.
Положение евреев южных областей Италии резко ухудшилось при императоре Василии I в 873–874 гг. и Романе I Лакапине в 932–936 гг., которые издали ряд ограничительных законов и понуждали евреев принять христианство (см. Крещение насильственное). Об отмене указа о насильственном крещении, видимо, ходатайствовал перед женой императора Константина VII Багрянородного Хисдай Ибн Шапрут (сохранилось приписываемое ему письмо). В Сицилии под властью сарацин (827–1061) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.
В конце 11 в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке; основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. Из весьма скудных данных, восходящих к этому времени, известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. Более подробные сведения сохранились об их религиозной и культурной жизни. В Риме, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы. Среди наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени были литургический поэт Шфатия бен Амиттай из Ории (умер в 866 г.), астроном и медик Шабтай Донноло, летописец и поэт Ахима‘ац бен Палтиэль и Натан бен Иехиэль Римский — автор известного талмудического лексикона «Арух», а также члены известной семьи Калонимус, впоследствии переселившейся (видимо, по приглашению императора Оттона II) в Германию: галахисты (см. Галаха) и литургические поэты Моше бен Калонимус (9 в.), Калонимус бен Моше и Мешуллам бен Калонимус из Лукки (10 в.) и Калонимус бен Шабтай из Рима (11 в.).
На протяжении 12 и 13 вв. евреи Италии в общем жили зажиточно, вели интенсивную интеллектуальную деятельность и, когда позволяла политика правящих пап, поддерживали хорошие отношения с христианской средой, в том числе и с представителями высших слоев общества. По словам Биньямина из Туделы, еврейское население Палермо насчитывало во второй половине 12 в. около 1500 человек; столько же евреев жили и в городах Апулии и Кампании. Эти общины достигли значительного расцвета при императоре Священной Римской империи Фридрихе II, который в своих владениях лично покровительствовал евреям и обеспечил им монополию на шелкопрядение, красильное дело и внешнюю торговлю. Покровительствующей евреям политике Каликста II (первая четверть 12 в.) следовал ряд глав католической церкви вплоть до Иннокентия III, с правления которого в первой четверти 13 в. началась полоса преследования евреев.
С переходом в 1265 г. южных областей Италии под власть Анжуйской династии, зависимой от папского престола, положение евреев на юге Италии крайне ухудшилось. Неоднократные кровавые наветы в городе Трани повлекли за собой кампанию за обращение всех евреев юга Италии (двенадцать–пятнадцать тысяч человек) в христианство. К 1294 г. половина еврейского населения была вынуждена отступиться от иудаизма, и ряд еврейских общин был уничтожен. Большинство не принявших христианство евреев бежали в другие области страны. Еще в 30-х гг. 13 в. инквизиция стала преследовать иудаизм в Италии, а разыгравшаяся в 1240 г. во Франции неистовая борьба церковных властей против изучения Талмуда вскоре распространилась и на Италию. С 1278 г. евреев Ломбардии принуждали присутствовать на миссионерских проповедях.
Из итальянских евреев, прославившихся в 12–13 вв. трудами в области Галахи и философии, а также переводами с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известны галахист и философ Хиллел бен Шмуэль из Вероны (1220? — 1295?), комментатор Мишны Ицхак бен Малкицедек из Сипонто (1090?—1160), комментатор Талмуда и посек (см. Поским) Иеша‘яху бен Мали (Старший) из Трани (родился, по-видимому, в 1200 г. – умер не позднее 1260 г.), его внук, талмудист и толкователь Библии Иеша‘яху бен Элияху из Трани (Младший; умер, по-видимому, в 1280 г.), проповедник Я‘аков бен Абба Мари Анатоли из Неаполя, галахист и философ Ахитув бен Ицхак из Палермо, философ Зрахия бен Ицхак бен Шалтиэль Грациан (Хен) и Фарадж бен Шломо из Агридженто. Многие из них занимались также врачебной деятельностью. Долгое время жил в Италии Аврахам Ибн Эзра. Библейскому экзегету Менахему бен Шломо (первая половина 12 в.) приписывается окончательное оформление молитвенного ритуала итальянских евреев, так называемый минхаг роми (римский уклад), который восходил к традиции Эрец-Исраэль и был принят в большинстве общин Италии (см. Литургия). Еврейско-итальянский язык, вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в 14–16 вв. распространился среди евреев всей Италии.
Наличие капитала у бежавших из южных областей Италии евреев и наложенный на христиан церковными властями запрет давать деньги в рост к началу 14 в. в городах Северной и Центральной Италии побудили евреев заняться мелкими ссудами денежными. Этим занялось и значительное число евреев, бежавших в Италию от гонений из Германии и Франции. Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов малосостоятельным классам населения (например, Реджо-нель-Эмилия, Падуя); приглашая еврейских финансистов открывать конторы на их территориях, они в особых договорах (так называемая кондотта) гарантировали им как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них черни.
14–15 вв. были периодом расцвета принадлежавших евреям ссудных банков. Еврейские банкиры стремились подражать образу жизни «людей Ренессанса», увлекались литературой и искусством. Небывалого расцвета достигла и духовная жизнь евреев Италии. В это время здесь жили: известный каббалист (см. Каббала) Менахем бен Биньямин Реканати (конец 13 в. – начало 14 в.); поэт Иммануэль Римский; философ и переводчик Иехуда бен Моше Романо; Калонимус бен Калонимус (родился в 1286 г. – умер в период после 1328 г.), автор сатир «Массехет Пурим» («Трактат Пурим») и «Эвен бохан» («Пробный камень»); Шмарья бен Элияху (1275–1355), автор философского комментария к Библии; поэт и медик Моше бен Ицхак Риети (родился в 1388 г. – умер в период после 1460 г.), автор «Микдаш ме‘ат» («Святилище малое») — поэмы на иврите по образцу «Божественной комедии» Данте; Овадия Бертиноро, комментатор Мишны; философ Ицхак Абраванель, его сын, поэт Иехуда Абраванель; философ и талмудист Элияху Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья) и гуманист Иоханан Алемано (родился, возможно, в 1435 г. – умер в период после 1504 г.), которые были близки к кружку итальянского философа-гуманиста Пико делла Мирандола, глубоко интересовавшегося и еврейским мистицизмом; галахист Иосеф бен Шломо Колон (1420?–1480); философы Иехуда бен Иехиэль (15 в.) и его сын Давид бен Иехуда Мессер Леон (1470?–1526?); путешественник (см. Путешественники) Мешуллам бен Менахем из Вольтерры (15 в.). Танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте был Гульельмо да Пезара (Гульельмо Эбрео), принявший после 1475 г. христианство.
Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, со стороны проповедников-францисканцев, требовавших их изгнания, в 15 в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако возглавляемая монахом Бернардино да Фельтре кампания антиеврейской пропаганды францисканцев (которая инспирировала обвинение в 1475 г. евреев Тренто в ритуальном убийстве) вызвала ряд временных изгнаний евреев из Бреши (1463), Бассано (1468 г. или 1481 г.), Пармы (1488) и других городов.
Эдикт 1492 г. об изгнании евреев из Испании распространялся также на ее владения в Италии — Сардинию и Сицилию. Большинство изгнанников перебралось в материковую Италию, главным образом на территорию Неаполитанского королевства, часть переселилась в Северную Африку, Грецию, Турцию и Левант. В Неаполитанское королевство прибыло также около девяти тысяч изгнанников из Испании; их хорошо принимали и в других государствах Италии, в том числе и в Папской области. Но после перехода Неаполитанского королевства во владение Испании (1504) и здесь в 1510 г. был издан эдикт об изгнании евреев, выполнение которого, однако, растянулось на много лет. Лишь в 1541 г. все многотысячное еврейское население королевства (в том числе и несколько сот зажиточных семейств, пользовавшихся покровительством властей), а также так называемые новые христиане и их потомки были изгнаны из его пределов. Закон, запрещающий пребывание евреев в областях Южной Италии, еще долгое время оставался в силе.
Положение евреев в Северной Италии, где после изгнаний из Сицилии и Неаполитанского королевства образовался центр итальянского еврейства, а также в Центральной Италии было иным. Папы Юлий II, Лев X, Климент VII и Павел III благожелательно относились к находящимся под их юрисдикцией евреям. Хорошо относились как к старожилам, так и к новоприбывшим евреям также правители из рода Медичи во Флоренции, д’Эсте в Ферраре и Гонзага в Мантуе. К началу 16 в. немного мягче стала политика сената Венеции, который на протяжении 15 в. сильно преследовал евреев. Но именно здесь в 1516 г. было учреждено первое в Италии гетто, послужившее стимулом к их устройству и в других городах. Однако культурная и религиозная жизнь евреев Италии, несмотря на стесненность жизни в рамках гетто, не угасла. В каждом значительном городе была иешива. Особой известностью пользовалась иешива в Падуе под руководством Иехуды Минца (1408?—1506), его сына Аврахама (умер в 1525 г.) и Меира Каценеленбогена (1473–1565). Известным успехом у евреев Италии пользовались приезжавшие туда Давид Реувени и лжемессия Шломо Молхо. В конце 15 в. и в 16 в. в Италии творили философ и комментатор Библии Овадия Сфорно (1470?–1550?), автор первого труда по географии на иврите Аврахам бен Мордехай Фариссол (1451?–1525?), писатель и лексикограф Элияху Левита, летописцы Шломо Ибн Верга, Гдалия бен Иосеф Ибн Яхья (см. Ибн Яхья, семья) и Иосеф ха-Кохен, историк Азария деи Росси и лингвист, врач и философ Давид де Помис (1525–99). Более 15 лет жил в Италии Аматус Лузитанский, внесший значительный вклад в развитие медицины. Шмуэль Сарфати (Галло; умер, по-видимому в 1519 г.) был врачом Юлия II, Я‘аков бен Шмуэль Мантино (умер в 1549 г.) — Павла III. Семья Сончино и многие другие евреи играли видную роль в развитии не только еврейского, но и итальянского книгопечатания. Итальянские драмы писал Иехуда (Леоне) де Сомми Порталеоне (1527–92), руководивший театром герцога Гонзага в Мантуе.
Контрреформация середины 16 в. сопровождалась жестокими гонениями на евреев. Папа Юлий III приказал сжечь все экземпляры Талмуда по всей Италии (1553). Папа Павел IV предписал в 1555 г. евреям Папской области запираться на ночь в гетто, запретил им заниматься какой-либо торговлей, кроме торговли обносками, принуждал их продавать свои дома, подверг еврейское население всем наиболее тяжким ограничениям, установленным в предыдущие века, а также предал в Анконе сожжению 25 марранов, выходцев из Португалии. Папа Климент VIII приказал в 1593 г. в трехмесячный срок изгнать евреев из папских владений (исключая Рим, Анкону и Авиньон). Ограничительные антиеврейские законы, изданные папами, действовали в папских владениях более двухсот лет и были приняты почти без изменений рядом государств Италии. В 1597 г. из Миланского герцогства (с 1535 г. владение Испании) были изгнаны 900 евреев.
До конца 18 в. евреям Италии, число которых в этот период оценивается примерно в тридцать тысяч (четыре–семь тысяч в Риме, немного менее того в Ливорно, остальные — приблизительно в 70 разных местностях), разрешалось жить только в гетто. Вне их стен евреи были обязаны носить отличительный знак поверх одежды. Им был закрыт доступ ко всем свободным профессиям, кроме медицины (и то не без строгих ограничений). Многие врачи-евреи бежали от гонений Павла IV в Турцию. Евреям требовалось особое разрешение для междугородных поездок. Почти повсюду их принуждали слушать миссионерские проповеди. Особенно тяжким было положение римской общины. Однако в других городах папских владений, например, в Анконе и (с 1598 г.) в Ферраре, притеснение евреев было менее суровым. В небольших общинах, в частности Пьемонта, власти оказывали помощь евреям, способствовавшим в 18 в. экономическому развитию области. Евреям Ливорно, где гетто было фикцией, предоставлялась полная свобода применять свои коммерческие способности.
Культурная жизнь евреев Италии конца 16–18 вв. была гораздо беднее, чем в 13–16 вв., однако не заглохла вследствие оторванности от современных интеллектуальных течений внешнего мира. Значительное развитие получила апологетическая литература, представителями которой были Л. Модена, Симоне Луццатто (1583–1663), Ицхак Кардозо (см. Михаэль Аврахам Кардозо). В этот период творили поэт и драматург Моше Хаим Луццатто, поэты братья Я‘аков (1615–67) и Иммануэль (1618–1710?) Франсис, видный талмудист и энциклопедист Ицхак Лампронти. Главным образом к 18 в. относится творчество писавшего на иврите и итальянском языке поэта и путешественника Ш. А. Романелли (1757–1817) и итальянского поэта-лирика Саломоне Фьорентино (1743–1815), который перевел на итальянский язык молитвенник сефардов. У Галилея учился математике и астрономии живший семь лет в Италии раввин и философ Иосеф Шломо Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья). Леоне Модена и Саломоне деи Росси — наиболее известные из композиторов-евреев, часто пользовавшихся в 16–17 вв. покровительством местных правителей. Музыку для синагогального богослужения иногда писали и композиторы-неевреи. Влияние синагогальной музыки сказалось на творчестве итальянского композитора конца 17 в. – первой трети 18 в. Б. Марчелло. В 16–18 вв. действовали еврейские художественные мастерские (например, майолика семейств Азулай и Кохен), изготовлявшие праздничную посуду (для Песаха, субботы), ритуальные предметы и т. п.
После завоевания Италии революционной Францией (1796–98) стены гетто были снесены. Евреи получили равноправие, но утратили его в 1799 г., когда французскую армию изгнали из Италии русско-австрийские войска, и вновь получили в 1800 г. от Наполеона, вступившего в Италию. Равноправие евреев было почти полностью отменено после реставрации Бурбонов (1815).
Многие евреи принимали активное участие в национально-освободительном движении итальянского народа, которое с конца 18 в. боролось за избавление страны от иноземного гнета и реакционных режимов, в том числе и за отмену дискриминации евреев. Одним из видных лидеров революционного движения в Италии в 1848 г. был Даниэле Манин (1804–57). В 1830 г. и 1848 г. даже самые реакционные правительства делали евреям кое-какие уступки. Попытка восстановить антиеврейские законы после реставрации в конце 1849 г. режимов, свергнутых революцией, натолкнулась на оппозицию широких слоев народа. Тем не менее в Риме, Анконе, Ферраре и других папских владениях, особенно в Болонье, где в 1858 г. разыгралось нашумевшее Мортары дело, евреи подвергались жестоким притеснениям.
В этот период в среде итальянского еврейства распространяются идеи Хаскалы и зарождается Виссеншафт дес юдентумс, что сказалось на взглядах и творчестве Шмуэля Давида Луццатто и И. Ш. Реджио (1784–1855), которые были в числе основателей раввинской семинарии в 1829 г. (Иституто конвитто раббинико в Падуе, ныне Колледжио раббинико итальяно в Риме) и перевели на итальянский язык молитвенники итальянского и ашкеназского ритуала, Пятикнижие, ряд других книг Библии и трактат Мишны Пиркей авот. Знаменательно появление в этот период еврейской поэтессы, друга Шмуэля Давида Луццатто, Рахель Морпурго (1790–1871). Во второй половине 19 в. принимают активное участие в культурной и политической жизни поэт Дж. П. Ревере (1812–89), актер Г. Модена (1803–61), майор в армии Дж. Гарибальди и член парламента с 1865 г. Э. Гуасталла (1828–1903). С получением евреями полного равноправия после объединения Италии в 1870 г. из их среды выдвигаются многие видные политики, ученые, писатели, художники. Русская народница Анна Кулишова (Розенштейн; 1853–1925, в Италии с 1878 г.) была среди основателей Итальянской социалистической партии в 1892 г. Почти 20 лет был министром финансов, а в 1910 г. стал премьер-министром Л. Луццатти, военный министр в 1902–1903 гг. — Дж. Оттоленги (см. Оттоленги, семья), министр финансов в 1901 г. — Л. Волемборг (1859–1932), министр юстиции в 1919 г., а затем член сената — Л. Мортара (1855–1937), член парламента с 1882 г., а в 1920 г. сенатор — глава еврейской общины Падуи Л. Романин-Якур (1847–1928). Приобретают известность криминолог Ч. Ломброзо, физик А. Артом (1867–1927), лингвист Г. И. Асколи (1829–1907), историки географии Г. Узиэлли (1839–1911) и картографии Р. Альмаджья (1884–1962), математик Т. Леви-Чивита (1873–1941), скульптор Э. Глиценштейн (1870–1942), живописец А. Модильяни, писатель Итало Свево и многие другие. В первой половине 20 в. важный вклад в исследование истории итальянского еврейства и Библии внес У. Кассуто. (О роли евреев в вооруженных силах Италии см. Военная служба. Италия.)
Видное положение евреев Италии конца 19 в. во всех сферах государственной, научной и культурной жизни страны и быстрая ассимиляция создали неблагоприятную почву для сионизма в первые годы развития этого движения. Многие итальянские евреи сулили ему «колоссальный провал». Однако еще до созыва 2-го Сионистского конгресса (1898) некоторые раввины и молодые интеллектуалы — юрист Ф. Равенна (1869–1937), журналист Д. Латтес (1876–1965) и другие — в еврейской газете Триеста (тогда в составе Австрии) «Иль коррьере исраэлитико» активно выступили с пропагандой сионистских идей, и вскоре кружки сионистов возникли в Риме, Анконе, Ливорно, Флоренции и Неаполе. В сентябре 1899 г. в Анконе состоялся первый съезд сионистов Италии, а 20 октября 1901 г. в Модене была создана Итальянская сионистская федерация, стали выходить ежемесячники «Л’идеа сиониста» (1901–11) и склонявшийся к социализму «Л’эко сионистика д’Италиа» (1908), уделявшие наряду с освещением практической культурной и филантропической работы итальянских сионистов в Эрец-Исраэль много места проблемам политического сионизма. Со временем центром сионистского движения в Италии стала Флоренция, где тогда находился Колледжио раббинико итальяно, преподаватели которого — Ш. Х. Маргулиес (1858–1922), Ц. П. Хайес и другие — и многие ученики вели деятельную сионистскую пропаганду. В 1916 г. там начал выходить под редакцией Д. Латтеса и А. Пачифичи (1889–1974) сионистский еженедельник «Исраэль». Сильный толчок развитию движения в Италии дала публикация Бальфура Декларации. Итальянское правительство проявило интерес к движению, и в состав сионистской комиссии (1918), отправившейся в Эрец-Исраэль во главе с Х. Вейцманом, были включены капитан флота А. Леви-Бьянкини (1887–1920) и Дж. Артом как представители итальянского еврейства. Во главе Итальянской сионистской федерации в 1921 г. стал К. А. Витербо (1889–1974). В 1924 г. состоялся конгресс итальянской сионистской молодежи, из рядов которой вышли такие активисты движения, как Э. Серени и Ш. У. Нахон (1905–74). Итало-палестинский комитет (основан в 1927 г.), в работе которого участвовали видные личности Италии, способствовал укреплению связей между Италией и Эрец-Исраэль, а также положительному отношению правительственных кругов к сионизму.
С приходом к власти Б. Муссолини в 1922 г. фашистское правительство формально не нарушало равноправия евреев (многие из них даже были членами фашистской партии). Хотя некоторые лидеры партии (в том числе и Муссолини) утверждали, что «чужаки»-евреи угрожают национальному единству, фашистский режим хотел заручиться поддержкой «международного еврейства», преследуя конкретные политические цели, в частности проникновение в Левант. Фашистское правительство поддерживало хорошие отношения со Всемирной сионистской организацией, в 1934 г. оно разрешило лидеру итальянских сионистов-ревизионистов открыть в Чивитавеккья морскую школу для членов Бетара, обучением в которой руководил офицер итальянского флота. В Италии были созданы также сельскохозяйственные фермы для подготовки еврейской молодежи из Германии и других стран Западной Европы к поселению в Эрец-Исраэль.
После установления тесных связей с нацистской Германией (конец 1936 г.) итальянский фашизм перешел на позиции воинствующего антисемитизма. Антиеврейские законы, изданные в 1937–38 гг., вводили тяжелые гражданские и экономические ограничения, в том числе запрещали браки между евреями и «арийцами», службу евреев в армии и на флоте, в государственных, муниципальных и общественных учреждениях; было также запрещено нанимать «арийских слуг»; еврейское имущество подлежало конфискации. В последующие годы эти ограничения стали еще более суровыми. Сионистская федерация и ее печать, уйдя в подполье, вели борьбу за усиление алии из Италии. Эту борьбу возглавляли Ада и Э. Серени.
Вступление Италии в июне 1940 г. во Вторую мировую войну на стороне Германии вначале не ухудшило существенно положения большинства итальянских евреев. И хотя несколько тысяч иностранных и около двухсот итальянских евреев были интернированы, условия их жизни в лагерях были сравнительно терпимыми. Поворотный момент наступил после падения фашистского режима 25 июля 1943 г. и капитуляции Италии в сентябре 1943 г. Южная Италии оказалась в руках войск союзников, а Центральную и Северную Италию захватили немцы. Большинство еврейского населения страны, в том числе тысячи евреев из Франции и Югославии, бежавшие в Италию в первые годы войны, очутились на территории марионеточной «Итальянской социалистической республики» во главе с Муссолини, провозглашенной немцами после капитуляции, где нацисты начали осуществлять «окончательное решение». Министерство внутренних дел издало приказ о заключении всех евреев в концентрационные лагеря и о конфискации их имущества, а немецкие власти приступили к организации систематического выселения еврейского населения. В течение трех месяцев (сентябрь — ноябрь 1943 г.) евреи Мерано, района Лаго-Маджоре, Рима, Триеста, Генуи, Флоренции, Милана, Венеции, Феррары и ряда других крупных городов были заключены в лагеря, устроенные главным образом в Фоссоли и Больцано, а затем депортированы в лагеря смерти, в частности в Освенцим. Незначительной части евреев удалось бежать в Швейцарию, около двух тысяч вступили в ряды партизан-антифашистов, некоторые участвовали в итальянском движении Сопротивления (Л. Гинцбург, 1909–44, и другие), многие нашли убежище среди итальянского населения, как правило, охотно помогавшего евреям, несмотря на тяжелые наказания, которым немцы подвергали тех, кто их укрывал.
В период Катастрофы численность итальянского еврейства уменьшилась на 40%. К концу войны в Италии оставалось около 29 тыс. итальянских евреев и около 26 тыс. беженцев из Центральной и Восточной Европы. Италия служила главным сборным пунктом для еврейских беженцев, легально или нелегально направлявшихся в Эрец-Исраэль (см. Бриха; Иммиграция «нелегальная»). С согласия итальянского правительства в 1950-х гг. в Израиль было перевезено убранство и утварь нескольких синагог уничтоженных еврейских общин.
По окончании войны возродилась легальная деятельность Итальянской сионистской федерации и других еврейских организаций. Евреи также вновь получили доступ к участию в политической и культурной жизни Италии. Антифашист-социалист В. Э. Модильяни (1872–1947), брат художника (см. выше), вернувшись в 1945 г. из эмиграции, возглавил Социалистическую партию Италии и в 1947 г. был избран депутатом Учредительного собрания, председателем которого стал У. Э. Террачини. Видным лидером нелегальной Коммунистической партии Италии был Эмилио Серени (см. Э. Серени), командир партизан Ломбардии и министр в правительствах Италии после Второй мировой войны. Заметное место в развитии итальянской литературы заняли К. Леви, А. Моравиа, П. Леви (родился в 1919 г.) и другие, музыки — композитор М. Кастельнуово-Тедеско, науки — Э. Сегре и Б. Понтекорво.
В 1982 г. в Италии жили около 32 тыс. евреев, в основном в Риме, Милане, Флоренции, и Триесте. В больших городах республики, где существуют сравнительно крупные еврейские общины, значительная часть евреев сохраняет связь с еврейской традицией и культурой и обладает, в той или иной степени, национальным самосознанием. Однако и здесь происходит интенсивный процесс ассимиляции. Особенно быстро ассимилируются евреи в мелких итальянских городах и общинах. Процент смешанных браков в Риме выше 40%, а в других городах еще выше. Уровень рождаемости среди евреев Италии весьма низок. С другой стороны, наблюдаются случаи перехода итальянцев-христиан в иудейское вероисповедание. Так, например, в 1949 г. в Израиле поселилась группа принявших иудаизм жителей Сан-Никандро (см. Иудействующие).
Финансовое положение большинства итальянских евреев удовлетворительно. Экономические трудности, переживаемые страной, почти не повлияли на благополучие еврейского населения, занятого большей частью в сферах торговли и услуг, а также свободными профессиями. Культурная и общинная жизнь евреев Италии весьма интенсивна. Вышли в свет книги, посвященные еврейским темам (романы Дж. Бассани, Наталии Гинцбург и других). Еврейские темы нашли отражение в кино (фильм В. де Сики «Сад Финци-Контини», 1971, по роману Дж. Бассани; фильм Р. Бениньи «Жизнь прекрасна», 1997, сценарий Р. Бениньи, Большая премия на Международном кинофестивале в Канне, 1998) и других видах искусства.
В современной Италии активно действуют разные еврейские организации — международные и итальянские, в том числе ВИЦО, ОРТ, Керен ха-иесод, Еврейский национальный фонд, Союз молодых сионистов, Итальянская еврейская молодежная национальная федерация, Итальянская сефардская федерация и другие. Существует система еврейского образования. Начальные и средние школы действуют в Риме (две), в Милане (две), во Флоренции, Генуе, Ливорно, Триесте. Науку о еврействе изучают в высших учебных заведениях в Риме, Милане и Турине.
В Италии функционирует ряд еврейских музеев, в том числе музей, расположенный в Большой синагоге Флоренции; Еврейский музей Рима; Музей еврейской общины Триеста имени Карло и Веры Вагнер; Еврейский музей Венеции, расположенный в бывшем венецианском гетто.
Еврейская община Италии, итальянское правительство, различные международные еврейские организации прилагают большие усилия для сохранения культурного наследия итальянского еврейства. Для этой цели в 1986 г. в Риме был открыт Национальный еврейский библиографический центр. Были восстановлены в первоначальном виде старинные синагоги в Риме и Венеции, реставрированы старые синагоги и кладбища в небольших общинах, как например, синагога в маленьком тосканском городе Ритидлиано (восстановлена в 1995 г.). Начались работы по восстановлению и реконструкции района римского гетто.
Центральной организацией итальянского еврейства является Объединение еврейских общин. Выходит ряд еврейских периодических изданий: ежемесячник «Шалом» в Риме; «Боллетино делла комунита» в Милане. Сионистские организации ведут активную работу в среде итальянского еврейства. Идеи сионизма пользуются особым успехом у еврейской молодежи. В первые 25 лет существования Государства Израиль из Италии репатриировалось 2770 человек, в 1973–84 гг. — 916 человек, в 2000 г. — 42 человека, в 2001 г. — 22 человека, в 2002 г. — 29 человек, в январе-июле 2003 г. — 16 человек.
В 2000 г. еврейское население Италии составляло тридцать две тысячи человек. Крупные еврейские общины существуют в Риме (пятнадцать тысяч человек), Милане (десять тысяч), Турине (1,2 тыс.), Флоренции (1,1 тыс.). Небольшие общины находятся в Ливорно, Болонье, Генуе, Триесте, Венеции и в других городах.
Италия была одной из первых стран, в которой Государство Израиль учредило дипломатическое представительство (поддерживающее контакты и с Ватиканом). С течением времени связи Израиля с Италией расширились и окрепли, но отношение итальянского правительства к ближневосточному конфликту в значительной степени определялось зависимостью Италии от арабской нефти. Кроме того, стремление Израиля присоединиться к Европейскому экономическому сообществу не вполне соответствовало интересам Италии. Во время Войны Судного дня итальянские средства массовой информации иногда стояли на откровенно проарабской позиции. Главный раввин римской общины Элио Тоафф (родился в 1915 г.) и некоторые другие еврейские деятели, несмотря на неблагоприятную атмосферу, неуклонно защищали позиции Израиля в своих выступлениях по радио и телевидению. В защиту евреев на страницах как еврейской, так и нееврейской печати выступил также ряд видных деятелей итальянской культуры.
В 1984 г. израильский экспорт в Италию составил 212 млн. долларов, а импорт из Италии в Израиль — 403,3 млн. долларов. В 1990 г. израильский экспорт возрос до 500,5 млн. долларов, импорт из Италии вырос до 934,8 млн. долларов. В 2000 г. размер израильского экспорта составил 806,3 млн. долларов, а размер импорта из Италии составил 1720,7 млн. долларов.
В последние десятилетия в Италии активно распространяются антисемитские идеи. Антисемитские взгляды выражают, с одной стороны, многочисленные правые группы и организации, включая профашистские партии, представленные в парламенте страны. С другой стороны, левые круги активно выступают с позиции «антисионизма» и поддержки «справедливой борьбы палестинского народа». Правые стремятся всячески преуменьшить Катастрофу. Так, в марте 1995 г. 11 итальянских историков написали открытое письмо в газету «Ла стампа», отстаивая свое право пересматривать значение Катастрофы и даже вовсе отрицать факты геноцида евреев. В ноябре 1992 г. в Риме фашиствующие молодчики на стенах магазинов, принадлежащих евреям, изобразили маген-Давид и написали лозунг «Сионисты, вон из Италии!».
Пересмотр отношения к Муссолини, который затронул в Италии широкие правоцентристские круги, воспринимается итальянскими евреями резко отрицательно. Еврейская община была шокирована положительной оценкой Муссолини, данной премьер-министром Италии С. Берлускони в сентябре 2003 г. Премьер-министр посетил главу еврейской общины Италии А. Луццато и принес свои извинения за высказывание о Муссолини.
В ноябре 1999 г. неофашистская группа «Антисионистское движение» взорвала бомбу у Музея освобождения и у крупнейшего кинотеатра Рима во время демонстрации израильского фильма о процессе Эйхмана. Местом проведения массовых антисемитских демонстраций стал римский стадион, где во время проведения футбольных матчей болельщики клуба «Лацио» поддерживают свою команду, размахивая плакатами с изображением свастики и антисемитскими лозунгами.
В 1970–90-х гг. в Италии наблюдался усиленный рост левого антисемитизма, выступающего с позиций «антисионизма». В его разжигании активную роль играют посольства арабских стран и различные арабские, в первую очередь, палестинские организации. В 1970-х — начале 1980-х гг. осуществлялось тесное сотрудничество ультралевых итальянских и арабских террористических организаций. Так, боевики «Красных бригад» и «Пролетарской акции» проходили подготовку в тренировочных лагерях ООП в Ливане. Итальянские террористы получали оружие со складов ООП. В 1982 г. палестинские террористы при активном участии итальянских помощников из ультралевых кругов осуществили террористический акт в Риме. Боевики открыли огонь из автоматов по собравшимся на праздник в римской синагоге: был убит двухлетний ребенок и 40 человек были ранены.
Как правило, средства массовой информации, интеллектуальные круги настроены резко антиизраильски. Во время Ливанской войны, как и во время первой интифады, а также «интифады ал-Акса», начавшейся 28 октября 2000 г. (см. Палестинская автономия), в Италии большинство средств массовой информации во всем обвиняли Израиль. Некоторые итальянские левые интеллектуалы повторяют палестинские обвинения, сравнивающие действия израильских войск на контролируемых территориях с преступлениями нацистов. Так, в 2003 г. в одном из римских музеев среди фотографий жертв Катастрофы были помещены фотографии палестинских женщин. В середине апреля 2003 г. на еврейском кладбище в Риме были осквернены тридцать еврейских могил.
Во второй половине 1980-х гг. между Италией и Израилем было заключено соглашение о борьбе с террором, которое подписали министр полиции Италии и министр внутренних дел Израиля; в нем отмечалось, что «обе стороны стали объектами арабского терроризма». Страны договорились о том, «что будет создан совместный комитет, который разработает формы сотрудничества в борьбе против терроризма, незаконной торговли наркотиками и других видов преступной деятельности, включая организованную преступность».
Отношения между двумя государствами особенно улучшились после повторного прихода к власти в Италии в начале 2000-х гг. С. Берлускони. Италия занимает взвешенную позицию в арабо-израильском конфликте и выступает с решительным осуждением палестинского террора. Во время визита в Израиль в 2001 г. С. Берлускони отказался посетить резиденцию Я. Арафата в Рамалле. После того, как в начале 2003 г. С. Берлускони стал очередным президентом Европейского союза, он приложил большие усилия для включения Хамаса в список террористических организаций, что и было осуществлено. Берлускони является решительным сторонником вступления Израиля в Евросообщество. В Израиле удовлетворенно отметили, что после того, как премьер-министр Италии возглавил Евросоюз, эта международная организация ослабила антиизраильскую направленность в своей деятельности.