Иудейской пустыни пещеры
ИУДЕ́ЙСКОЙ ПУСТЫ́НИ ПЕЩЕ́РЫ, ряд пещер, обнаруженных в основном в обрывах ущелий восточного склона Иудейских гор между Эйн-Геди и Масадой. Интерес к пещерам Иудейской пустыни пробудился после обнаружения Мертвого моря свитков, — главным образом, в пещерах Кумрана. Проведенное в 1960–61 гг. под руководством Н. Авигада, Иоханана Ахарони, И. Ядина и Песаха Бар-Адона (1907–85) обследование пещер Иудейской пустыни показало, что пещеры были обитаемы или использовались в различных целях уже в эпоху энеолита (4 тыс. до н. э.). К этой эпохе относится клад из 429 предметов, по-видимому, культового характера, обнаруженный в пещере вади Мишмар. Среди них — выполненные из бронзы, слоновой кости и клыков гиппопотама жезлы, венцы, наконечники для булав, топорики, сосуды и т. п. Изделия высокого качества обнаруживают влияние культур Месопотамии и Ирана. К эпохе Судей (см. Судей Израилевых книга) и первым векам эпохи царств (1200–800 гг. до н. э.; см. Царей книга) относятся два укрепления и два жилых строения, обнаруженные в районе вади Цеелим, а также керамика из района вади Мишмар.
Наиболее многочисленные находки относятся ко времени Бар-Кохбы восстания, когда в пещерах Иудейской пустыни скрывались последние повстанцы. В некоторых пещерах сохранились высеченные в скалистом грунте водоемы для сбора зимних вод. На обоих берегах вади Хевер (около 7 км к югу от Эйн-Геди) были обнаружены остатки двух римских лагерей, в которых располагались части, осаждавшие укрывавшихся в пещерах повстанцев. Одна из пещер, вход в которую находится примерно в 80 м под краем почти отвесного обрыва, названа «пещерой ужасов» из-за многочисленных человеческих останков, обнаруженных в ней (около 40 скелетов мужчин, женщин и детей). В этой пещере, уходящей на 65 м вглубь скалы, обнаружены, кроме керамических изделий, разные предметы домашнего обихода — корзины, веревки, деревянные расчески, гвозди, игральные кости, а также фрагменты пергамента и папируса с греческими переводами из книг Хошеи, Амоса, Иоэля, Нахума, Зхарии и Ионы. Тексты представляют собой еврейскую редакцию перевода Септуагинты (см. Библия. Издания и переводы). Тетраграмматон начертан другим еврейским шрифтом. Многочисленные скелеты свидетельствуют о том, что осажденные предпочли смерть от голода и жажды сдаче римлянам.
В одной из пещер вади Цеелим, где также скрывались повстанцы, был найден запас стрел, принадлежавших еврейским бойцам, а также обрывки папирусов со списками еврейских имен на арамейском (см. Арамейский язык) и греческом языках, видимо, часть официального архива повстанцев. В другой пещере, названной «пещерой писем», было обнаружено 15 писем Бар-Кохбы руководителям повстанцев в Эйн-Геди. Здесь же найден архив Бавты, дочери Шим‘она, включающий 35 документов (три на арамейском, шесть на набатейском и 26 на греческом языке), относящийся к периоду между 93 г. и 132 г. н. э. Наряду с ктуббой и брачным обязательством самой Бавты, архив содержит деловые и судебные документы, касающиеся собственности Бавты и ее семьи. Наиболее старые из документов написаны по-набатейски и проливают свет на еврейское население царства набатеев и на принятые у последних способы земледелия. Еще шесть документов, найденных здесь, названные «архивом жителей Эйн-Геди», касаются вопросов аренды государственных земель (написаны на арамейском языке и на иврите) и позволяют составить представление об административной системе Бар-Кохбы. Документы датированы соответствующим годом от начала восстания Бар-Кохбы.
Находки пещер Иудейской пустыни экспонируются в Израильском музее в Иерусалиме и в Храме книги при нем.