иудействующие

ИУДЕ́ЙСТВУЮЩИЕ, группы или секты, в той или иной степени отступающие от догматов христианства под влиянием иудаизма либо отождествляющие себя с евреями. Часто к иудействующим в периоды обострения религиозной и политической борьбы относили различные течения, учения которых возникли не под непосредственным воздействием иудаизма. Еще в эпоху эллинизма в районе Черного моря и восточного Средиземноморья, а затем в Риме появились склонявшиеся к иудаизму, увлеченные идеей монотеизма группы так называемых себоменой (греческое `почитатели`), число которых в 1 в. н. э. возросло, видимо, до несколько сотен тысяч (по другим данным — несколько миллионов). Они соблюдали субботу, поклонялись единому Богу и отвергали языческие культы. Боязнь подвергнуться обрезанию приводила к тому, что в их среде мужчины чаще, чем женщины, ограничивались лишь частичным обращением в иудейство. Хотя по критериям иудаизма тех лет они не признавались прозелитами, многие законоучители считали возможным приравнять их к евреям с точки зрения религиозного права. С зарождением христианства себоменой в основном растворились в среде евреев и иудеохристиан. В период борьбы церкви с иудеохристианами, являвшимися по сути иудействующими, возникает ряд нееврейских сект, склоняющихся к иудаизму. С 1 в. н. э. в Месопотамии существует секта мандеев, в учении которой смешаны элементы христианства, иудаизма и древневосточных религий (см. Иоанн Креститель). Вероятно, в среде части себоменой, сохранявшей некоторые языческие представления, в 1 в. в районе Босфора возникла секта гипсистариев (возможно, от греческого «гипсос» — `высокий`), которая прослеживается в Каппадокии (Малая Азия) до 4 в. (когда к гипсистариям принадлежал отец Григория Богослова). Она была известна среди христиан как иудействующие. Поклонялись гипсистарии «Богу всевышнему, вседержителю», соблюдали субботу и некоторые правила кашрута, но не совершали обрезания и до известной степени сохраняли элементы языческого почитания огня и света, земли и солнца (не подкрепленные какими-либо обрядами). Они, видимо, родственны мосалианам (от арамейского мецаллин, `молельники`), а также евхоменам или евфемитам, которые «поклонялись Всемогущему в пламени многих огней». К гипсистариям была близка и секта небожителей (латинское целиколе, буквально `небесники`), жившая в 5 в. в Северной Африке, где влияние иудаизма сохранялось и после распространения там христианства. Римский император Гонорий в начале 5 в. издал против них два эдикта. Небожители также упоминаются в так называемом Кодексе Феодосия (438 г.), и их обычно идентифицируют с ирей шамаим (на иврите буквально `страшащиеся небес`), сведения о которых имеются в еврейских источниках.

Уже ранние христианские иерархи считали иудействующими (иудаизаре) многих из тех, кто отклонялся от догматов господствующей церкви, даже если их «ересь» не имела связи с иудаизмом или евреями. Так, западная церковь, отмечавшая Пасху в первое воскресенье после полнолуния месяца нисан (см. Календарь), расценивала как склонность к иудаизму обычай (отменен в 325 г.) восточных церквей праздновать ее, как еврейский Песах, на исходе 14 нисана. Незначительная часть малоазиатских церквей, продолжавшая придерживаться этого обычая, была определена Антиохийским собором (341 г.) как иудействующие и отлучена. Однако в Византии 6 в. секта кваттуордецимане (от латинского кваттуордецим, четырнадцать; возможно, иудействующие) соблюдала этот осуждаемый церковью обычай. В 8–9 вв. иконопочитатели безосновательно называли иудействующими иконоборцев, которые в своих взглядах исходили из второй заповеди Декалога (см. Десять заповедей). Эти обвинения усилились при основателе новой византийской династии Михаиле II Фригийском (Косноязычном; 820–829), которого хронисты называли иудействующим, так как в молодости он принадлежал к секте, названной афингане (8–9 вв.; греческое «атинганой», возможно, `сторонящиеся`), с центром в его родном городе Аморион (Верхняя Фригия). Члены секты принимали крещение, однако жили по заветам Моисеева закона, не соблюдая лишь обряд обрезания. Ее светскими и духовными руководителями были обязательно лица еврейского происхождения. В 12–13 вв. во Франции и Италии называли иудействующими альбигойцев, хотя большинство их вообще не признавало Ветхий завет. В их среде лишь пассагии (`пасхальники`) и циркумцизии (`обрезанные`) были явно иудействующими, отрицавшими божественность Иисуса и чтившими Ветхий завет. Они были истреблены инквизицией в 13 в. – начале 14 в. вместе со всеми альбигойцами.

В первой половине 13 в. во многих городах Бургундии (восточная Франция) существовала секта иудействующих, члены которой праздновали субботу и отказывались от обряда крещения. Местные евреи, которых обвинили в появлении этой секты, подвергались преследованиям.

Ересь иудействующих, прозванных «жидовствующие», в начале 14 в. распространилась в Болгарии при царе Иване Александре (правил в 1331–71 гг.). Ее сторонники, видимо, искали поддержку у второй жены царя, Федоры (до крещения — Сара, еврейка из Тырнова). Они отвергали церковную власть, причастие, иконы, священников. По приговору собора, созванного царем, они были уничтожены, а евреи лишены права владеть недвижимостью. Ересь жидовствующих (вторая половина 15 в. – начало 16 в.) в Новгороде, а затем в Москве была также движением иудействующих, отдельные участники которого после его подавления бежали в Литву, где приняли иудаизм.

В эпоху Реформации и Контрреформации борющиеся стороны часто называли своих противников иудействующими. Как с иудействующими на протяжении столетий (конец 15 в. – начало 18 в.) расправлялась инквизиция в Испании и Португалии и их колониях с новыми христианами, потомками марранов, которых подозревали в тайном соблюдении предписаний иудаизма. Католики в Польше 16 в. называли иудействующими унитариев (социане, братья польские), отрицавших догмат о Троице и божественность Иисуса. Среди поляков в это время появились и явные иудействующие (некоторые из них становились прозелитами), известен даже случай сожжения как иудействующей знатной католички Кракова в 1539 г. Тем же прозвищем называли друг друга и различные группы сторонников реформации. Однако в их среде возникали и подлинно иудействующие течения. В 1580-х гг. в Трансильвании появилась секта сомбатош (ивритское шомрей шаббат, буквально `блюстители субботы`). Ее основатель А. Эёши (умер около 1602 г.), крайний антитринитарий, почти полностью отвергал христианские догматы, однако признавал Иисуса Мессией. Его последователи соблюдали субботу, отмечали еврейские праздники и придерживались ряда правил кашрута. С 1630 г. в секте под влиянием ее нового главы С. Печи (около 1575–1642 гг.) намечается еще более резкий отход от христианства в сторону иудаизма. Были переведены с иврита на венгерский язык многие молитвы сефардской (см. Сефарды) литургии, учение секты основывалось на Ветхом завете, соблюдении еврейских законов и традиций и полном отрицании принципов христианства. К тому времени число последователей секты сомбатош достигло приблизительно 20 тыс. человек. В 1638 г. на секту обрушились преследования, ее приверженцев лишали имущества, подвергали арестам и казни. Разгрому секты посвятил роман «Фанатики» (1858–59) венгерский писатель Ж. Кемень. Часть членов секты бежала в Турцию, где большинство их приняло иудаизм. Оставшиеся в Трансильвании, видимо, ушли в подполье. В 1868–69 гг. большинство жителей деревни Бёзёд Уйфали (ныне Безидул Ноу), сохранявших верность учению секты, под влиянием пропаганды еврейского общественного деятеля, профессора И. Баноци (1849–1926), стали прозелитами и смешались с окружающим еврейским населением. С конца 1960-х гг. к немногим последователям секты стали примыкать группы протестантов-унитариев, и к середине 1980-х гг. в Трансильвании (главным образом город Арад и его округа), а также в других местах Румынии их число превысило одну тысячу человек (по некоторым сведениям — несколько тысяч). Главный раввин Румынии М. Розен отверг их просьбу о коллективном гиюре из опасения, что они могут по ряду причин превратиться в особую секту, и предложил рассматривать дела о принятии иудаизма в индивидуальном порядке.

Изучение Ветхого завета пуританами в Англии (с 16 в.) и в Америке (с 17 в.) вызвало появление в их среде иудействующих, наиболее радикальная часть которых требовала ввести в ритуал церковной службы иврит, соблюдать субботу, воздерживаться от употребления в пищу крови, установить конституцию на основе предписаний Торы и т. д. Эти тенденции порой приводили к принятию иудаизма. Так, некоторые последователи Дж. Траска из Англии в начале 17 в. вступили в еврейскую общину Амстердама, хотя сам Траск отказался впоследствии от своих взглядов. Прозелитами-иудеями стали и некоторые члены сект богемско-моравских братьев после разгрома в 1620 г. у Белой горы близ Праги Протестантской унии войсками Католической лиги.

С 18 в. в различных странах и в разное время безосновательно называли иудействующими масонов за допуск некоторыми из них в свои ложи евреев, за требование соблюдать Ноевых сынов законы, а также за использование ими элементов еврейской символики и ивритских слов, увлечение каббалой и т. д.

С конца 17 в. – начала 18 в. в России появляются иудействующие, которых православная церковь и российское законодательство (до последней трети 19 в.) называли жидовствующими. Митрополит Дмитрий Ростовский называет иудействующими секту щельников (также селезневцев, или иконоборцев; ее иногда смешивали с молоканами), которая существовала в середине 18 в. на Дону. К началу 19 в. различные секты иудействующих были обнаружены во многих центральных губерниях России, причем некоторые сектанты заявляли, что веру свою «исповедуют издревле». В первой четверти 19 в. из иудействующей секты субботников и христианской секты молокан выделяется особая группа геров, учение которой представляло смесь элементов стихийного караимства (см. Караимы), учения субботников и раввинизма, и которая лишь к концу 19 в. – началу 20 в. полностью восприняла ортодоксальный иудаизм.

Самоназвания некоторых русских сект могут привести к ошибочному мнению, что они также относятся к иудействующим. Так, например, когда в конце 19 в. в секте хлыстов произошел раскол и из нее выделилась секта Новый Израиль, то оставшиеся начали называть себя Старый Израиль. Почти то же можно сказать о выделившейся около 1843 г. из баптистов Северной Америки секте адвентистов седьмого дня (называют также субботниками; не следует смешивать с русской иудействующей сектой субботников, см. выше), которая хотя и приняла основанное на Ветхом завете празднование субботы и запрет есть свинину, остается чисто христианской сектой, не имеющей отношения к иудействующим.

В первой половине 20 в. иудействующие появились в одной из христианских общин Южной Италии — Сан-Никандро, где виноградарь Д. Мандуцио стал около 1930 г. проповедовать «правду Закона Моисеева» и необходимость перехода в иудаизм. Принятие 23 семьями его последователей иудаизма было признано итальянским раввинатом в 1944 г., а в 1949 г. они переселились в Израиль.

В 20 в. секты иудействующих более всего распространены за пределами Европы. В США, помимо «чёрных евреев» (часть которых приняла иудаизм согласно требованиям Галахи, а большинство является христианоиудейскими сектами различных толков, претендующими на мифическое еврейское происхождение), существуют разрозненные секты, придерживающиеся некоторых обрядов и установлений иудаизма. В Мексике, где в 1960 г. было менее 30 тыс. евреев, при переписи по религиозной принадлежности в том же году было зарегистрировано 110750 исраэлитов (то есть последователей иудаизма). В это число были включены последователи различных протестантских сект, считающих себя исраэлитами, а также немногочисленные группы так называемых евреев-индейцев (считающих себя потомками марранов), часть которых признана евреями еврейской общиной Мексики. На юге Чили имеются группы иудействующих индейцев, утверждающих, что получили веру от марранов. Некоторые из них соблюдают часть предписаний иудаизма, другие же следуют только установлениям Ветхого завета, как и секта Иглесия Исраэлита де Чили в провинции Каутин (около одной тысячи человек), выделившаяся из протестантского течения фундаменталистов и соблюдающая также еврейские праздники. Секта поддерживает сионистское (см. Сионизм) движение, а некоторые ее члены переселились в Израиль. В Перу также существует протестантская секта исраэлитов (часто ошибочно принимаемых за евреев), соблюдающая субботу.

В 1920-х гг. в Уганде политическим и военным лидером С. Какунгулу была основана секта баюдая. В 1964 г. она была признана правительством Уганды как религиозная община под названием Распространение иудаизма в Уганде — синагога Моисея и насчитывала 500 человек. В 1970-х гг. при диктаторе Иди Амине ее члены подвергались репрессиям. В конце 20 в. раввины из США, представители консервативного иудаизма, провели гиюр всех членов общины. В 2005 г. их число более 700 человек.

В Японии в связи с потрясениями конца Второй мировой войны в христианской среде возникли произраильские секты иудействующих, такие как Макуя и церковь Софии (христианские друзья Израиля), члены которой ежедневно молятся «за мир в Израиле и благо еврейского народа». В штате Керала (на юге Индии) с конца 1960-х гг. среди так называемых кананаев (местные «сирийские христиане»), считающих себя потомками иудеохристиан из Каны Галилейской, возникло движение за возвращение в иудаизм. Их представители вступили в контакт с кочинскими евреями и неоднократно посещали Израиль. В других штатах Индии (Манипур, Ассам) также имеется группа лиц (самоназвания — «Колено Мазура», «Колено Менашше»; считают себя выходцами из Китая и Бирмы), заявляющая о своем еврейском происхождении. Они соблюдают часть обрядов иудаизма и стремятся вернуться в лоно еврейского народа. В 1985 г. представители Израиля установили с ними связь, часть из них после прохождения ортодоксального гиюра переехала в страну, многие учатся в иешивах Иерусалима. В Советском Союзе в начале 1970-х гг. в гагаузских селах на юге Молдавии группа православных христиан, сменив до этого ряд протестантских сект, стала склоняться к иудаизму, прошла обряд обрезания, соблюдала кашрут и ритуал, стремясь создать ортодоксальную общину. В начале 1980-х гг. под влиянием настоятельницы монастыря «Младших сестер непорочной девы» (Шалон-на-Соне, Франция) Марии Катрин Сенеш (дочь крещеных евреев) монахини начали соблюдать ряд предписаний кашрута, зажигать субботние свечи, прикрепили на дверях монастыря мезузы, вечерние молитвы завершают чтением «Шма Исраэль» на иврите и пением «Ха-Тиквы», а также посещают синагогу, смежную с монастырем.

Смотрите также

Ибн Хабиб Я‘аков бен Шломо

Ионатан Хасмоней

Иосеф ха-Кохен

Иосиф II

ияр