Кабаков Илья
КАБАКО́В Илья Иосифович (родился в 1933 г., Днепропетровск), русский художник. В 1951–57 гг. учился на отделении графики Московского художественного института имени В. Сурикова, в качестве дипломной работы сделал иллюстрации к роману Шалом Алейхема «Блуждающие звезды». С 1956 г. иллюстрировал книги для издательств «Детская литература» и «Малыш», занимался также журнальной графикой. В 1963 г. был принят в Союз художников СССР. В тот же период вошел в круг нонконформистских художников второго русского авангарда, участвовал в неофициальных выставках (например, в кафе «Синяя птица» в Москве, 1968, и др.). В 1965 г. работы Кабакова впервые экспонировались (вместе с произведениями других московских авангардистов) за рубежом на выставке «Альтернативная действительность II» (Аквила, Италия). Затем Кабаков постоянно участвовал в выставках авангардного русского искусства за рубежом (Венеция, 1977; Тель-Авив, 1988; Бонн, 1994; Нью-Йорк, 1996, и др.). В 1993–94 гг. в Кельне состоялась выставка под названием «От Малевича до Кабакова. Русский авангард в 20 веке». Персональные выставки Кабакова проходили в Берне (1985), Лондоне (1985; совместно с Э. Булатовым), Тель-Авиве (1989; совместно с М. Гробманом) Амстердаме (1993), Хельсинки (1994) и др. С конца 1980-х гг. Кабаков постоянно живет на Западе, в основном в Нью-Йорке и Париже.
Кабаков был одним из создателей так называемого московского концептуализма, причем именно того направления, из которого впоследствии возник соц-арт. Его работы 1960-х гг. построены на использовании элементов абсурдного быта советского обывателя («В квартире 16», 1968, коллекция Дины Верни, Париж; «Проезд до станции Линьки», 1969, музей Людвига, Кельн). Органическая часть произведений Кабакова — слова, включенные в структуру изображения, и тексты — комментарии автора к произведениям. В середине 1980-х гг. Кабаков начал делать так называемые инсталляции («Мальчик», 1972, «Перед ужином», 1988; оба произведения — музей Людвига, Кельн).
В поздних инсталляциях Кабаков стремится перевести опыт абсурдной советской жизни на язык универсальных метафор. Он строит конструкции, в которых воссоздает типичную советскую среду — коммунальную квартиру или учреждение, заполняет их комбинациями разных вещей: рисунками, картинами, документами, мебелью («Коммунальная квартира», «Корабль», обе — 1989, Кунстхалле, Цюрих). Одна из главных идей Кабакова — человек погружен в быт, который представляет собой нечто иррациональное.
В последние годы концепции Кабакова становятся более сложными и более абстрагированными; существенную роль в них играет проблема взаимоотношения человека и общества с искусством («Неповешенная картина», 1982–92, музей Людвига, Кельн; «Нома, или Московский концептуальный круг», 1993, Кунстхалле, Гамбург).