Каверин Веньямин
КАВЕ́РИН Вениамин Александрович (псевдоним; настоящая фамилия — Зильбер; 1902, Псков, – 1989, Москва), русский писатель. Сын военного музыканта. Брат Л. Зильбера. Окончил в Петрограде Институт восточных языков (1923), историко-филологический факультет университета (1924) и аспирантуру при нем (диссертация — «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», издана в 1929, переработанное издание — 1966). В литературе выступил (совместно с Л. Лунцем, М. Слонимским /см. Х. З. Слонимский/ и другими) в групповом альманахе «Серапионовы братья» (1922). Ранние произведения Каверина отмечены тягой к композиционному эксперименту и обновлению стилистики, а также к фантастике и авантюрной фабуле, к которой он часто обращается и в более поздних сочинениях. В первом романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1929) прототипами некоторых героев были Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум и другие университетские преподаватели Каверина. К теме ученого-исследователя, смысл существования которого составляет отстаивание своей идеи, Каверин постоянно обращается и позже (роман «Исполнение желаний», кн. 1–2, 1934–36; трилогия «Открытая книга», 1949–56).
Порой в числе героев Каверина появляются евреи (рассказ «Инженер Шварц», 1923), в его произведениях проступают черты еврейского быта. Так, еврейская тема доминирует в повести «Конец хазы» (1925), присутствует в повести «Черновик человека» (1931) и романе «Художник неизвестен» (1931), полном библейских реминисценций. Описание обряда еврейских похорон в блокадном Ленинграде органически вошло в самый популярный роман Каверина «Два капитана» (кн. 1–2, 1938–44, Сталинская премия 1946; к 1980 г. — свыше 50 изданий). В годы Второй мировой войны Каверин по поручению Еврейского антифашистского комитета написал очерки о Герое Советского Союза И. Фисановиче (1914–44; издание на идиш, Москва, 1944) и «Восстание в Собибуре» (совместно с П. Антокольским; журнал «Знамя», №4, 1945) для «Черной книги» (издано в Иерусалиме, 1980).
Отношение Каверина к нравственным проблемам советского общества, нашедшее выражение в повестях «Семь пар нечистых» и «Косой дождь» (обе — 1962), особенно рельефно проявилось в «Речи, не произнесенной на 4-м съезде писателей» (1967, ходила в самиздате), направленной против засилья цензуры в Советском Союзе, и в подписании им протестов против процессов над диссидентами (конец 1960-х гг.). В автобиографической трилогии «Освещенные окна» (1970–75) и цикле воспоминаний и портретов (1959–87) Каверин пишет о Л. Зильбере, о встречах и дружбе с Л. Лунцем, Ю. Тыняновым, В. Шкловским, Б. Эйхенбаумом, Ю. Оксманом (1895–1970), Г. Гуковским, Лидией Гинзбург, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, Е. Шварцем, Э. Казакевичем, Л. Первомайским, И. Эренбургом, М. Светловым, Ш. Михоэлсом, А. Ф. Иоффе, Л. Зенкевичем и другими.