Каганов Ицхак

КАГА́НОВ (Каган) Ицхак (1904, Горки, Могилевской губернии, – 1978, Ашдод), поэт и мыслитель. Писал на иврите. Учился сначала у деда-раввина, затем в хедере и талмуд-торе. В 1921 г. поступил в Петроградский университет, где проучился два года. С детства страстно увлекался ивритом и еврейской литературой. Был участником первой конференции Хе-Халуц в Харькове (15–18 января 1918). В конце 1918 г. Каганов создал в родном городке организацию Агуддат но‘ар леуммит «Ха-Тхия» (Национальная еврейская юношеская организация «Возрождение»). В начале 1920-х годов занимался распространением нелегальной сионистской литературы.

Первая и единственная в Советском Союзе публикация — мистическая поэма «Кта‘им» («Фрагменты»; в сборнике «Брешит» — «Вначале»; М.–Л., 1926) — о миссии поэта, который, жертвуя собой, освещает путь земного бытия. Автор предчувствует и предсказывает высокий трагизм своей судьбы. С середины 1920-х годов, после запрещения в СССР иврита, Каганов временно порывает с литературным творчеством. Работал учителем в еврейской сельской школе. В 1930–33 гг. учился в театральной студии Ш. Михоэлса в Москве. В 1934–36 гг. был режиссером еврейских театров в Симферополе и Днепропетровске, затем перешел в русскоязычный театр. В 1941–44 гг. Каганов — боевой офицер, командир артиллерийской батареи. В 1947 г. Каганов возвращается к творчеству на иврите. Работает над автобиографическим романом «Тахат шамаим ахурим» («Под мрачными небесами»). Рукопись первых глав, которую Каганов пытался передать для публикации в Эрец-Исраэль, попала в руки органов госбезопасности. 12 сентября 1948 г. Каганов был арестован и вместе с группой ивритских писателей и культурных деятелей (Ц. Плоткин, Ц. Прейгерзон и другие) обвинен в принадлежности к «националистической сионистской антисоветской организации» и осужден на 10 лет; впоследствии в лагере вновь судим и приговорен к расстрелу, замененному на 25 лет заключения. В 1955 г. освобожден и затем реабилитирован.

Находясь в заключении, Каганов создал 480 стихотворений на иврите, которые запоминал без записи на бумагу, а также книгу размышлений об истории, судьбе и сущности еврейского народа. Впоследствии весь этот материал был записан и лишь через 20 лет (в 1975 г.) переправлен в Израиль, где вышел в свет. Поэтический сборник «Бе-кол шофар» («Гласом шофара», Тель-Авив, 1977) состоит из десяти тетрадей, каждая с указанием места написания: Москва, Лефортовская тюрьма; Караганда, камера смертников; Тайшет; Озерлаг и т. д. Рассматривая свое вдохновение как божественное откровение, автор в соответствии с традицией придает большое значение упоминанию этих мест. В муках тюремного быта поэт не теряет светлого и одухотворенного мироощущения. Любовь и мужество, страдание и радость, природа и музыка космических сфер, тяга к Сиону и религиозное чувство, утраченные, по мнению автора, современными людьми, — мотивы его поэзии. Книга «Торат ха-тамир» («Учение о Сокровенном», Тель-Авив, 1978) состоит из трех частей. В первой части «Ха-леом» («Нация»), анализируя многовековую историю еврейского народа, рассматривая все этапы развития еврейского духа, автор пытается постичь удивительную тайну вечного существования евреев и выдвигает свою концепцию понятия «нация». «Еврейский народ сделал шаг навстречу эпопее, в которую вступит все человечество в своем земном и космическом будущем». Вторая часть «Ха-тамир» («Сокровенный») посвящена познанию Бога непосредственным жизненным опытом, мышлением и обретенными человеком знаниями. Третья, заключительная часть — «Ха-медина» («Государство») высшую задачу государства усматривает в создании Хехал ха-тамир (букв. `Храм Сокровенного`), который призван раскрепостить скрытые возможности человеческого духа, пробудить и вызвать к жизни его дремлющие силы. Возрождение Израиля, по мнению Каганова, несет в себе будущее возрождение человечества. После репатриации в Израиль (1976) Каганов до последних дней работал над мемуарной книгой «Швилин нехирин» («Разведанные тропы»; пока не опубликована).

Смотрите также

Карпелес Гершон

Касабланка

кина

Консистория

Кюрасао