Кагановский Эфраим
КАГАНО́ВСКИЙ Эфраим (Kaganowski, Efraim; 1893, Варшава, – 1958, Париж), еврейский прозаик. Писал на идиш. Тяга к изобразительному искусству привела Кагановского в рисовальную школу (1905), но через полгода, не имея возможности платить за учебу, он прервал занятия и обратился к словесным зарисовкам. Его этюд «Байнахт ин дорф» («Ночью в деревне») был напечатан в 1909 г. в варшавском еженедельнике Х. Эпельберга (1861–1927) «Ди театер-велт» (редактор Н. Прилуцкий), а в 1910 г. его новеллу «Ин дер алтер мил» («На старой мельнице») И. Л. Перец включил в изданный им сборник «Юдиш», что утвердило Кагановского в решении стать профессиональным писателем. В 1914 г. Кагановский издал первый сборник новелл «Мейдлех» («Девушки») об окрашенных эротизмом юношеских медитациях. При подходе немецких войск к Варшаве эвакуировался с родителями в Одессу, где вошел в местный круг еврейских писателей.
В 1921 г. вернулся в Варшаву. В том же году вышел его сборник «Тирн ун фенстер» («Двери и окна»), в котором Кагановский одним из первых в литературе на идиш изобразил в несколько элегичных тонах, но с живым юмором и глубоким лирико-психологическим подтекстом мир бродяг, воров и т. п. В композиции новелл, в их колоритном афористичном языке сказалось влияние И. Л. Переца, Г. Мопассана и А. Чехова. Вскоре Кагановский опубликовал цикл зарисовок и рассказов о гражданской войне и о еврейских погромах в России, в том числе новеллу «Ин дер одессер чрезвычайке» («В одесской чрезвычайке /ЧК/», 1922), затем часто выступал в еврейской периодической печати с юморесками, эссе, фельетонами, выпустил в свет сборники новелл «Лайб ун лебн» («Плоть и жизнь», 1928), «Фигурн» («Образы», 1937). В 1939 г. бежал из Польши в Советский Союз.
С 1949 г. жил в Париже. Писал главным образом воспоминания: «Идише шрайбер ин дер хейм» («Еврейские писатели дома», Париж, 1956), «Пойлише йорн» («Польские годы», Варшава, 1956) и изданные посмертно «А штот ойф дер Волге» («Город на Волге», Варшава, 1961), «Ди тункеле дире /майн киндхайт/» («Сумрачное жилище /мое детство/», Тель-Авив, 1961). В своих произведениях Кагановский избегал сугубо еврейских проблем, отдавая предпочтение общечеловеческим аспектам судьбы своих героев, однако его творчество в целом образует красочную панораму исчезнувшей ныне жизни различных слоев польского еврейства.