Казань

КАЗА́НЬ, город на Волге, столица республики Татарстан (в составе Российской Федерации). Евреи появились в Казани после императорского указа от 26 августа 1827 г. о введении рекрутской повинности для евреев (см. Россия. Евреи России в первой половине 19 в. Царствование Николая I). Так как действие указа было распространено на еврейских мальчиков, начиная с 12-летнего возраста, то их отправляли в школы кантонистов (см. Кантонисты), в том числе в казанский батальон кантонистов. В 1860–70-х гг. еврейское население Казани состояло из бедных ремесленников и потомков николаевских солдат. К концу 19 в. в городе появились состоятельные промышленники и купцы — евреи. Евреям принадлежал ряд крупных промышленных предприятий: заводы Готлицера, Зальма, лесопилки и лесоторговые склады Персона. Увеличилось количество представителей еврейской интеллигенции.

До конца 19 в. в городе не было официально зарегистрированной еврейской общины. Только 18 марта 1897 г. евреи получили разрешение устроить «молитвенный дом с хозяйственным при нем правлением». Была зарегистрирована еврейская община. Но из-за различных проволочек, создаваемых властями, еврейский молитвенный дом был открыт только 12 марта 1915 г., а до этого община арендовала для проведения религиозных служб частный дом. В конце Первой мировой войны раввином Казани стал Б. Циони (Зильбер; 1870–1944), которого в 1944 г. сменил Б. Столов (умер в середине 1960-х гг.).

В 1861 г. в городе жили 184 еврея, в большинстве ремесленники и отставные солдаты с семьями. К 1897 г. численность евреев в Казани возросла до 1467 человек (приблизительно 1% населения). В октябре 1905 г. в городе произошел погром. В 1915 г. при выселении евреев из прифронтовой полосы значительное число их (в основном из Литвы) поселилось в Казани. В 1926 г. в городе жили 4156 евреев (2,3% населения). 3 апреля 1929 г. президиум ЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил: «...учитывая ряд ходатайств общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги... договор, заключенный с еврейской религиозной общиной, расторгнуть, синагогу закрыть, а здание передать Казгорсовету под культурные учреждения трудящихся евреев». После закрытия синагоги в городе до 1962 г. еще собирались официально разрешенные миньяны. Существовало еврейское кладбище, а до середины 1960-х гг. действовала хевра каддиша. В годы индустриализации еврейское население Казани продолжало расти, а в период Второй мировой войны увеличилось за счет беженцев, часть которых после войны осела в городе.

В 1970 г. в Казани проживало около восьми тысяч евреев. В 1989 г. был создан Клуб еврейской культуры «Менора» при Татарском отделении Всероссийского фонда культуры, который с 1993 г. называется Казанский культурный центр «Менора». Религиозная община была зарегистрирована в марте 1990 г. После долгой борьбы общине вернули здание бывшего молитвенного дома, в котором в течение многих лет размещался Дом учителя. После ремонта в декабре 1996 г. казанская синагога была открыта.

С 1991 г. в Казани работает филиал Еврейского агентства. Функционируют различные учреждения просвещения: с 1995 г. — воскресная школа, с 1998 г. — средняя общеобразовательная еврейская школа №12; с начала 2000 г. — центр ОРТ (директор С. Вайнер), еврейский детский сад (директор Людмила Шеина). В июне 1997 г. был официально зарегистрирован еврейский общинно-благотворительный центр «Хесед Моше», в котором в конце 1990-х гг. получали помощь около двух тысяч человек. С 1994 г. действует общество «Маккаби», с ноября 1994 г. — клуб «Золотой возраст». Руководит еврейской жизнью в Казани общественный совет (председатель Л. Сонц), который контролируется попечительским советом (председатель Ю. Плинер). Раввином казанской иудейской общины является представитель хасидов Хабада И. Горелик. «Хесед Моше» издает газету «Еврейская улица» (редактор М. Лившиц).

В конце 1980-х – начале 2000-х гг. многие евреи Казани репатриировались в Израиль или выехали в другие страны мира. Так, в 1996 г. из Казани выехало на постоянное жительство в Израиль 166 человек, в 1997 г. — 114, в 1998 г. — 102 человека, в 1999 г. — 262, в 2000 г. — 155 человек, в 2001 г. — 126, в 2002 г. — 64 человека, в 2003 г. — 57 человек.

Смотрите также

Кашер Менахем

Кельце

книгопечатание

концентрационные лагеря

космогония