Калир Эл‘азар
КАЛИ́Р Эл‘азар (также ха-Калир и ха-Калири; 6–7 век?), еврейский литургический поэт, крупнейший из ранних пайтаним (см. Пиют). Место рождения и годы жизни Калира являлись предметом многочисленных догадок и научных гипотез. Возможно, что родным городом Калира, который он называет Кирьят-Сефер (ср. Суд. 1:11), была Тверия. Легенды о Калире слагались уже в 10 в. Согласно источнику 12 в., Калир был убит своим учителем Яннаем из зависти. Время жизни Калира датировали от 2 в. до 10–11 вв.
Са‘адия Гаон цитирует Калира как одного из ранних пайтаним. Текстуальный анализ произведений Калира дает основание утверждать, что он жил не позднее 6–7 веков, то есть до завоевания Эрец-Исраэль арабами: в его стихах оплакиваются страдания и разрушения, виновником которых является Эдом (то есть христиане), но не упоминается Исмаил (то есть мусульмане).
Калир был первым из еврейских литургических поэтов, обогативших изысканными по стилю гимнами всю литургию. Калир писал пиютим, посвященные всем главным еврейским праздникам и знаменательным дням. Его различные по назначению пиюты (йоцер, крова, шив‘ата, хоша‘на и другие), элегии (см. Кина), молитвы о ниспослании росы и дождя признаны классическими образцами еврейской литургической поэзии. Стихотворения, написанные в стиле Калира, называли в его честь калири. Использование Калиром в поэтическом творчестве элементов дидактической Аггады способствовало сохранению некоторых ее традиций.
Поэзия Калира полна заимствований из мидрашистской литературы (см. Мидраш); она изобилует смелыми неологизмами, отличается усложненностью формы (замысловатые акростихи, заимствованные из Библии и других источников образы, разные типы рифм и другие фонетические выразительные средства), а также отступлениями от установленных грамматических норм. Смысл его стихов зачастую неясен. Уже в 11 в. (а, возможно, и раньше), появились многочисленные комментарии к стихам Калира. Поэзия Калира подвергалась острой критике за свою чрезмерную усложненность и искусственность. Одним из ее критиков был Аврахам Ибн Эзра. С другой стороны, французские тосафисты оценивали ее так высоко, что отождествляли Калира с таннаем рабби Эл‘азаром бен Шим‘оном (Тосафот к Хаг. 13а).
Более 200 стихотворений Калира включены в различные виды литургии. Особенно велико было влияние Калира на ашкеназскую литургию. В Каирской генизе были обнаружены неизвестные ранее пиюты Калира, что свидетельствует об их большой популярности в прошлом. Многие литургические стихотворения Калира вошли в различные молитвенники для праздников (см. Махзор). Они публиковались также разными исследователями, однако полное собрание сочинений Калира до сих пор не появилось.