Кармен Роман
КАРМЕ́Н Роман Лазаревич (1906, Одесса, – 1978, Москва), оператор, режиссер и сценарист советского документального кино. С 1923 г. — фотокорреспондент, с 1930 г. — кинооператор. В 1932 г. окончил Государственный институт кинематографии в Москве. На материале, снятом Карменом (совместно с Б. Макасеевым) в годы гражданской войны в Испании, созданы 22 выпуска кинохроники «К событиям в Испании», фильмы «Испания» (1939, режиссер Эсфирь Шуб), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1968, сценарии Кармена совместно с К. Симоновым). С конца 30-х гг. выступал также как сценарист и режиссер снятых им фильмов («День нового мира», 1940, совместно с М. Слуцким, 1907–59; «В Китае», 1941, и др.). В годы Второй мировой войны возглавлял фронтовые киногруппы; кадры, снятые Карменом, вошли во многие фильмы; был оператором фильма «Майданек» (1944). Руководил съемками Нюрнбергского процесса, на основе которых создал фильм «Суд народов» (1947) с включением кадров из советской и немецкой кинохроники о массовом уничтожении населения. На материале военной кинолетописи Кармен создал в 1965 г. юбилейный апологетический фильм «Великая Отечественная». Кармен снимал официозные фильмы, в которых приукрашивалась внутренняя жизнь СССР («Повесть о нефтяниках Каспия», 1953; «Покорители моря», 1959) и фальсифицировались международные события («Вьетнам», 1955; «Пылающий остров», 1961; «Пылающий континент», 1972, и др.). Фильмы Кармена вписывались в стандартную советскую документальную продукцию, самым известным создателем которой он был. В качестве официального кинопублициста Кармен был удостоен трех Сталинских (1942, 1947, 1952), Ленинской (1960) и Государственной премий СССР (1975), а также званий народного артиста Советского Союза (1966) и Героя социалистического труда (1976); с 1965 г. был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
Отец Кармена, Лазарь Осипович Корнман (литературный псевдоним Кармен; 1876–1920), русский писатель. С 1894 г. печатался в одесских газетах. Его очерки и рассказы из жизни портовых грузчиков («Дикари», 1901, и др.), беспризорников («Дети глухари», 1902), одесских люмпенов («На дне Одессы», 1904), рабочих каменоломен («Сын колодца», 1905; «Цветок», 1909, и др.) написаны со знанием среды и с симпатией к «отбросам общества». Событиям революции 1905 г. и погромам «дней свободы» посвящены рассказы «За что?!» (1906), «Потемкинские дни» (1907) и др. По рассказу «Сон вехтера. Из жизни палестинских рабочих» (журнал «Еврейский мир», 1910), посвященному С. Ан-скому, можно заключить, что автор побывал в Эрец-Исраэль. Регулярно печатался в еврейских периодических изданиях «Новый восход» и «Рассвет». После революции 1917 г. писал о новой жизни трудящихся («На пятом этаже», 1918; «Воскресший очажок», 1919, и др.).