Кауфман Исидор
КА́УФМАН Исидор (Kaufman, Isidor; 1853, город Арад, Австрийская империя, Венгрия, ныне Румыния, – 1921, Вена), еврейско-австрийский живописец. Родился в семье офицера австрийской армии. Барон Акцель, губернатор Арада, в 1874 г. отправил Кауфмана учиться в рисовальную школу в Будапеште, затем в 1875 г. — в Венскую академию изобразительных искусств, которую Кауфман сначала посещал как вольнослушатель. Два года Кауфман брал частные уроки у известного в то время портретиста Й. М. Айгнера; в 1878 г. он был зачислен в Академию и окончил ее в 1882 г. Учился также у исторического живописца Й. Тренквальда, академиста, последователя так называемой назарейской школы (см. Искусства пластические. 19 в. – начало 20 в.). Сразу после окончания Академии Кауфман познакомился с известным венским торговцем картинами Ф. Шварцем и по его заказу написал множество небольших жанровых картин, которые охотно покупали. С 1886 г. Кауфман регулярно участвовал в ежегодных выставках венского Дома художников, был также участником многих крупных выставок за пределами Вены: Берлин (1887); Мюнхен, Франкфурт (1888); Чикаго (1893); выставка «Еврейские художники», Берлин (1907) и др. В 1891 г. Кауфман был награжден Государственной серебряной медалью Австро-Венгрии.
Ранние произведения Кауфмана написаны исключительно для заработка; это были галантные сцены в духе французского рококо. В конце 1880-х гг. Кауфман перешел к жанровым картинам в голландском стиле («Помощь на кухне», не датирована, частная коллекция, Лондон). В это же время появились первые работы Кауфмана на еврейские темы, созданные в рамках академической традиции. Персонажи Кауфмана вполне соответствовали сентиментально-шаблонному стилю, который был принят в искусстве 19 в. при обращении к еврейской теме («Две пары башмаков», конец 1880-х гг., частная коллекция, США; «Визит рабби», около 1886 г., частная коллекция, Англия).
В 1894 г. Кауфман отправился в Восточную Европу, с тех пор каждый год ездил в Словакию, Галицию, Польшу, Чехию, на Украину, где делал этюды и зарисовки с натуры, на основе которых создавал свои картины. Он открыл для себя поразивший его мир восточноевропейского еврейства — повседневную жизнь местечка, лица, казавшиеся ему «библейскими», необычные костюмы, расписные деревянные синагоги, предметы иудаики. В живописи Кауфмана безличный жанровый «анекдот» на еврейскую тему сменился сценами жизни реальных людей. Присущая Кауфману тщательность проработки деталей сохранилась, и это придавало особую достоверность его образам.
Кауфман создал галерею портретов («Портрет молодого хасида», не датирован, Музей искусства в Тель-Авиве; «Портрет рабби», не датирован, Еврейский музей, Прага; «Портрет рабби перед занавесом Торы», не датирован, коллекция Дж. и А. Фурман, Сантьяго, Чили; «Портрет мальчика», не датирован, Еврейский исторический музей, Амстердам). Часто он писал композиционные портреты, в которых человек был органичной частью красочного пространства еврейского мира. Тщательно выписанная одежда, орнаменты синагог и другие детали делают эти работы Кауфмана не только художественными произведениями, но и ценными этнографическими документами («Рабби перед деревянной синагогой в Яблонове», 1897/98, коллекция М. Штернберга, Чикаго; «Портрет женщины в праздничной одежде», не датирован, собрание Дж. и А. Фурман, Сантьяго, Чили).
По сравнению с ранним периодом изменилась и живописная манера Кауфмана: соотношения цветов определялись колористической гаммой изображаемых предметов иудаики — теплые желтовато-коричневые тона старого дерева, палевые или глубокие фиолетовые и темно-красные оттенки тканей и вышивок, тускло мерцающая бронза подсвечников («Суккот», не датирована, частное собрание, Великобритания). Жанровые композиции Кауфмана после 1894 г. представляют собой сцены религиозной еврейской жизни, в основном — в интерьере синагоги или жилого помещения («Субботний день», около 1911–12, частное собрание, Нью-Йорк).
Кауфман был далек от авангардистских идей искусства своего времени, но некоторые его поздние произведения говорят о несомненном влиянии художников Венского Сецессиона («Благословение субботних свечей», не датирована, коллекция Б. Гольдберг, Нью-Йорк; «Вечер пятницы в Бродах», около 1903–1904, коллекция Б. Е. Перл, Лондон). В 1925 г., уже после смерти художника, был издан альбом репродукций 16 лучших работ Кауфмана с предисловием главного раввина Вены. Одновременно была выпущена серия почтовых открыток, где воспроизводились эти произведения
Сын Кауфмана, Филипп Фридрих (1888–1969), художник, пользовался успехом как великосветский портретист; в 1938 г. эмигрировал из Австрии в Англию.