Кафах Иосеф

КА́ФАХ (Капах, Кафих) Иосеф (1917, Сана, – 2000, Иерусалим), раввин, исследователь культуры йеменских евреев, переводчик. В Йемене был ювелиром и владельцем швейной мастерской. В Эрец-Исраэль с 1943 г. Работал ювелиром в Тель-Авиве, учился в Иерусалиме в иешиве «Мерказ ха-рав». В 1950 г. был назначен главой тель-авивского, а в 1951 г. — иерусалимского бет-дина. С 1970 г. был главой бет-дина при Верховном раввинате Израиля. Свою научную деятельность Кафах посвятил исследованию культурного наследия йеменского еврейства, а также новым переводам с арабского на иврит произведений еврейских средневековых мыслителей. Книга Кафаха «Халихот Тейман» («Обычаи Йемена», 1961) является важным исследованием религиозных традиций, культуры и фольклора йеменского еврейства. Среди его переводов «Эмунот ве-де‘от» («Верования и воззрения», 1970) Са‘адии Гаона, комментарий Маймонида к Мишне, его «Море невухим» («Наставник колеблющихся»), «Сефер ха-мицвот» («Книга предписаний») и «Иггерет Тейман» («Йеменское послание»), которые вышли в свет в 1971 г., и многие другие. Переводы Кафаха являются попыткой донести до читателя произведения эпохи средневековья на современном иврите.

В 1969 г. Кафаху была присуждена Государственная премия Израиля по иудаистике.

Ихье (Яхья) бен Шломо Кафах (1850, Сана, – 1932, там же), мыслитель, ученый и общественный деятель. Дед Иосефа Кафаха. Ювелир по профессии. Обладал широкими познаниями в области Галахи. Автор множества респонсов бет-дина Саны на запросы евреев Йемена и других стран. Состоял в переписке по вопросам каббалы, философии и литературы Хаскалы с А. Куком, Х. Цейтлиным и другими мыслителями. Ихье Кафах создал и возглавил движение, названное им дарда (от дор де‘а — `поколение знания`), ставившее своей целью преимущественное изучение Библии и Талмуда в противовес Зохару и другим произведениям каббалистической литературы (пользовавшимся огромной популярностью у йеменского еврейства), а также искоренение суеверий (знахарства, амулетов и тому подобного). Принципы дарда Ихье Кафах успешно применял в основанной им в 1910 г. школе нового типа, где он ввел новую систему изучения Торы, отказавшись от аллегорических и мистических интерпретаций и уделяя особое внимание простому смыслу Библии и ее философскому толкованию. Свои отрицательные взгляды на каббалу Ихье Кафах изложил в «Милхамот ха-Шем» («Войны Господа», 1931). Выступлениями против каббалы он нажил себе врагов среди иерусалимских раввинов, наложивших на него херем. Некоторые йеменские раввины также резко осуждали его взгляды на каббалу и созданное им движение дарда (см. также Йемен).

Смотрите также

казённые еврейские училища

кантонисты

Кедеш (Кедеш-ба-Галил)

Кракауэр Леопольд

Курляндия