кладбище
КЛА́ДБИЩЕ. В библейской и раввинистической лексике место захоронений носит различные названия: בֵּית עוֹלָם, бет-‘олам (`дом вечности`, Эккл. 12:5; на арамейском בֵּית עָלְמָא, бет-‘алма — ТИ., МК. 1:2, 80б или בֵּית עָלְמִין, бет-‘алмин — Плач Р. 1:4), בֵּית קְבָרוֹת, бет-кварот (буквально `дом [место] могил`, ср. Нех. 2:3; Санх. 6:5); эвфемистически — בֵּית מוֹעֵד לְכָל חַי, бет-мо‘эд ле-хол хай (`дом собрания всех живущих`, Иов 30:23), בֵּית הַחַיִּים, бет-ха-хаим (`дом жизни`). Наименования бет-кварот и бет-‘алмин вошли в современную лексику языка иврит.
Уже в эпоху Библии могилы считались ритуально нечистыми (Чис. 19:16; см. Чистота и нечистота ритуальные), и поэтому во времена патриархов и в период Первого храма места захоронений — обычно пещеры или высеченные в скалистой почве отдельные могилы или подземные склепы как на семейных участках (см. Махпела пещера), так и на участках, отведенных под кладбище «сынов народа», — находились, видимо, на некотором расстоянии от поселений или жилища (Быт. 23:19; II Ц. 23:6).
Исключением (впоследствии строго порицаемым Иехезкелем, 43:7 и 9), очевидно, являлся обычай хоронить царей в их столицах, засвидетельствованный не только многократно встречающимися в Библии применительно к царям Иудеи и Израиля выражениями «почил с отцами», «погребен с отцами» (I Ц. 11:21; 22:40 и во многих других местах), но и прямыми указаниями на захоронение Давида и его преемников в «граде Давида» (I Ц. 2:10; 11:43; 14:31 и прочие).
«Народное» кладбище, упоминаемое вскользь уже в Библии (II Ц. 23:6), появляется во всех населенных пунктах Эрец-Исраэль, как следует полагать, лишь в эпоху Мишны, когда были разработаны и правила устройства кладбища. Оно должно было отстоять на расстоянии не менее 50 локтей (около 25 м) от ближайшего дома поселения (ББ. 2:9); участок, отведенный под кладбище, следовало огораживать.
Талмуд и более поздняя раввинистическая литература строго запрещают любое действие, свидетельствующее о неуважении к усопшим (еда, питье, сон, громкий разговор, пастьба скота на кладбище, использование склепов в качестве кладовых и т. п.), или прохождение по кладбищу с целью сокращения пути (Мег. 29а; Ш. Ар. ИД. 368:1). На кладбище запрещается надевать таллит и тфиллин, вносить свиток Торы или читать из него, «дабы не устыдить» мертвых, которые уже не могут выполнять мицвот (Ш. Ар. ИД. 367:2, 3).
Превращение Иерусалимского кладбища в некрополь, впоследствии окруживший город со всех сторон, видимо, началось уже в эпоху Первого храма с захоронения членов царской семьи и знати вне семейных склепов (II Ц. 21:18, 26; II Хр. 26:23). На северо-восточном склоне долины Кидрон (в районе Кфар-ха-Шиллоах) были обнаружены наземное строение так называемой гробницы дочери фараона со следами надписи древнеивритским шрифтом, а также несколько подземных захоронений, в том числе царского чиновника «что над домом» (домоправителя).
Большинство гробниц, восходящих к эпохе Второго храма и отличающихся законченностью архитектурной концепции и декоративностью притолок, фризов и тимпанов, сгруппированы вокруг Старого города в основном на востоке (по склонам Масличной горы и горы Скопус), на севере (от так называемой Гробницы членов Синедриона до Гробницы царей, см. Елена) и юге (вдоль долины Кидрон и ее ответвлений). Обычай погребения на Иерусалимском кладбище знатных, зажиточных или особо набожных лиц, скончавшихся в диаспоре, возник вскоре после разрушения Второго храма, со временем распространился на всю территорию Эрец-Исраэль и бытует поныне.
Обширный некрополь в Бет-Ше‘ариме служил для этой цели на протяжении 2–4 вв. н. э. Известно, что даже в Химьяре (нынешний Йемен) умирающие завещали детям перевезти свои останки в Эрец-Исраэль для захоронения их в Святой земле, веруя, что этим избегнут загробных мук (хиббут ха-кевер) и предстоящего «скитания по подземным расселинам» (гилгул мехиллот) на пути в Землю Израиля, когда придет Мессия, а также в правдивость изречения «захороненный в земле Эрец-Исраэль, что захороненный под алтарем» (Кт. 111а).
К концу эпохи Второго храма относятся еврейские кладбища в районах горы Мерон (Галилея) и Кумрана (у Мертвого моря). В Риме имеется шесть еврейских кладбищ — катакомб, относящихся к 1–4 вв. Отдельные еврейские катакомбы обнаружены также в итальянском городе Веноса (4–8 вв.), на островах Сардиния, Сицилия, Мальта, в Киренаике, Карфагене и Александрии. В Эрец-Исраэль средневековые еврейские кладбища сохранились в Цфате и Кфар-Ясифе.
В христианских и мусульманских странах средневековой Европы наличие у еврейской общины участка для устройства кладбища было признаком ее жизнеспособности и признания властями. Иногда правители, заинтересованные в участии евреев в развитии экономики подвластных им городов, старались привлекать их в свои владения, предоставляя им, наряду с прочим, необходимые для кладбища участки земли. Такой участок выделил в 1084 г. из церковных земель Рюдигер, епископ Шпейера, даровавший евреям города грамоту с привилегиями. Возвышенность, на которой находилось еврейское кладбище Барселоны, носит до сих пор название Монтхуич (Еврейская гора). На кладбище в Пуэнте-Кастро близ Леона (на севере Испании) поныне находятся еврейские надгробия 11 в.
Кладбища еврейских общин средневековой Европы обычно располагались на краю гетто, и при них имелось (как и поныне на многих из них) особое строение для омовения покойников (хадар тохора). Из-за небольших размеров кладбища часто приходилось хоронить в два (а иногда и более) слоя, оставляя между ними пласт земли толщиною в шесть ладоней (около 45 см; Ш. Ар. ИД. 362:4), равный предписанному минимальному расстоянию между смежными могилами.
Часто несколько еврейских общин имели общее кладбище. Так, в Лондоне до 1177 г. еврейское кладбище было единственным на все общины Англии; в Альтоне (Германия) кладбище было общим для местной и Гамбургской общины; амстердамская община имела кладбище в Удеркерке; евреи Верхней и Нижней Баварии — в Регенсбурге; евреи Чехии (до 14 в.) — в Праге. В настоящее время хорошо сохранившееся пражское еврейское кладбище является частью музейного комплекса (см. Прага). В средние века в Вене было центральное кладбище для евреев не только австрийского герцогства, но и соседних стран; в Швейцарии центральные кладбища были в Базеле и Цюрихе. Владевшая кладбищем община порой взимала с других общин плату за право пользования им.
На некоторых небольших кладбищах могилы копали в последовательности погребений. Однако на большинстве кладбищ было принято выделять особый участок для погребения раввинов и других знатных или благочестивых членов общины, а для погребения кохенов, их жен и незамужних сестер (ср. Лев. 21:2, 3) отводить ряд у кладбищенской стены на расстоянии восьми локтей (около 4 м) от параллельного ряда захоронений, чтобы кровные родственники-кохены могли присутствовать на похоронах своих родных или посещать их могилы, находясь на разрешенном расстоянии в четыре локтя от других могил.
На многих кладбищах мужчин и женщин хоронили в разных рядах. Вероотступников, отлученных от общины (см. Херем), и самоубийц следовало хоронить в отдаленном углу кладбища или за его оградой (ср. Ш. Ар. ИД. 345:1, 4, 5). В отношении самоубийц это правило было впоследствии смягчено большинством галахических авторитетов. Враждующих запрещалось погребать рядом, так же как грешника около праведника (Ш. Ар. ИД. 362:5, 6).
Возникший у евреев в 19 в. обычай сажать цветы на могилах вызвал строгое порицание со стороны ортодоксальных раввинов (которые считали это подражанием иноверцам — хуккат ха-гой); подобная практика и поныне не допускается на кладбищах, находящихся в ведении ультрарелигиозных общин Израиля. Однако на многих других кладбищах в Израиле, в частности на военных, разрешена посадка растений на могилах и близ них.
В 19 в. во многих городах Европы возникли объединенные кладбища с отдельными участками для различных вероисповеданий. Ведущие раввинистические авторитеты требовали, чтобы такой участок находился в постоянном владении общины, был огорожен и отдален от других участков минимальным расстоянием в четыре локтя.
Во время Второй мировой войны и Катастрофы было разорено большинство старинных еврейские кладбищ на территориях Центральной и Восточной Европы. Особенно пострадали еврейские кладбища в Польше. В послевоенные годы многие еврейские кладбища в Германии пришли в запустение из-за исчезновения владевших ими общин. Интенсивное городское строительство послевоенных лет в Восточной и Центральной Европе привело к ликвидации многих старинных еврейские кладбищ, оказавшихся в центре городов.
Однако некоторые из них (например, в Кракове, Люблине, Праге, Варшаве) восстановлены и содержатся в порядке. Памятник с надписью о бывшем здесь еврейском кладбище установлен в 1952 г. на окраине города Витория в Северной Испании (Страна басков), жители которого в 1492 г., приняв этот участок (так называемый Холм евреев) в дар от изгоняемой общины, обязались 460 лет охранять находившиеся на нем могилы. Подавляющее большинство еврейских кладбищ в Испании были превращены после изгнания евреев из страны (1492) в выгоны и со временем застроены.
Посещение кладбищ в дни поста (особенно в день Ава девятого), а также в канун новомесячья, в месяц элул, в канун Иом-Киппура и в йорцайт для молитв у могил родственников, «дабы те заступились за живых» (Та‘ан. 16а), стало широко распространенным обычаем, сохранившимся во многих общинах и поныне. Во многих местах для предотвращения опасности, угрожающей всей общине (эпидемии и т. п.) или отдельной семье (например, тяжелые роды), принято обмерять кладбище по периметру и жертвовать синагоге равное число свечей; обходить (как и при освящении кладбища) вокруг кладбища несколько раз (хаккафот), читая псалмы и слихот, либо даже устраивать на кладбище за счет общины свадьбу неимущей паре (так называемая `черная свадьба`).
При посещении кладбища по истечении 30 дней после похорон читают молитву, которая завершается второй бенедикцией из Амиды. Молитвенники обычно содержат и другие специальные молитвы для чтения при посещении могил родственников и цаддиков. Могилы цаддиков до сих пор служат местом паломничества хасидов (см. Хасидизм) со всего мира (в СССР они посещались даже в советские времена).
На территории бывшего Советского Союза самые старые еврейские надгробные памятники обнаружены в Крыму и на Кавказе (в Грузии). О существовании еврейских кладбищ в Крыму уже в 1–3 вв. н. э. свидетельствуют относящиеся к этому периоду надписи на греческом языке. Еврейские надгробия, обнаруженные вблизи древней столицы Грузии — городе Мцхета (см. Грузинские евреи) и в других местах на территории Грузии, относятся ко 2–5 вв. Эти и более поздние надгробные памятники (в частности, относящиеся к 18–19 вв.) содержат ценный эпиграфический материал для изучения истории еврейских общин Грузии.
Многие надгробия, сохранившиеся на еврейских кладбищах в Галиции, в Закарпатье, на Буковине, то есть на территориях, входивших ранее в состав Австро-Венгерской империи, а затем Польши, Венгрии и Румынии, свидетельствуют о замечательном искусстве еврейских мастеров-камнерезов.
После разделов Польши (конец 18 в.), в результате которых массы еврейского населения оказались под властью Российской империи, еврейские кладбища появились и в тех городах, где евреи ранее не проживали, в том числе и вне черты оседлости. Иногда приобретение участка под кладбище предшествовало созданию еврейской общины. Так, в 1802 г. еврейская колония Петербурга (см. Санкт-Петербург) вступила в соглашение с евангелическо-лютеранской общиной города, которая отвела в распоряжение евреев участок на своем кладбище (Бретфельдское, позднее — Волково кладбище).
Этот акт символизировал основание еврейской общины Петербурга. Евангелическая община снова пришла на помощь евреям, когда в 1862 г. старое кладбище оказалось заполненным, а православное духовенство, в ведении которого находились городское кладбище, отказалось предоставить евреям другой участок. В 1874 г., когда кладбище находились уже в ведении городской управы, евреям был предоставлен особый участок в семь десятин, так называемое Преображенское кладбище, на котором погребены многие видные представители русского еврейства (например, Д. Г. Гинцбург /см. Гинцбург, семья/, скульптор М. Антокольский и другие). Во время Второй мировой войны некоторые памятники на Преображенском кладбище были повреждены (в том числе памятник М. М. Антокольскому работы И. Гинцбурга).
При советской власти наблюдалась постоянная, все усиливающаяся тенденция к ликвидации отдельных еврейских кладбищ и замене их «смешанными» кладбищами, на которых хоронят как евреев, так и неевреев. Иногда на смешанных кладбищах выделяется особый участок для еврейских могил. Так, в Москве в 1932 г. прекратились захоронения на еврейском Дорогомиловском кладбище (окончательно ликвидировано в 1941 г.). Прах некоторых евреев, погребенных на этом кладбище, был перенесен на еврейское кладбище Востряково в пригороде Москвы или на нееврейское Новодевичье кладбище.
В 1963 г. последнее еврейское кладбище Москвы (Востряково) было заполнено и закрыто. Евреев стали хоронить на смешанных участках; нередко предавать кремации. Однако евреи, сохранившие верность религиозным традициям, хоронят своих родственников на еврейских кладбищах на станциях Малаховка (недалеко от Москвы по Казанской железной дороге) и Салтыковка (Курская железная дорога).
В Киеве Лукьяновское еврейское кладбище, расположенное вблизи Бабьего Яра, было закрыто еще в конце 1930-х гг., а в 1960-е гг. его сровняли с землей (надгробные памятники были снесены, некоторые из них — проданы) и впоследствии эту территорию застроили. Еврейское кладбище на Куреневке, открытое вместо Лукьяновского, было заполнено и закрыто. В Киеве, как и во многих других городах Советского Союза, евреев стали хоронить на смешанных кладбищах (на Байковом кладбище — самом крупном и старом кладбище Киева — имеются еврейский и так называемый интернациональный участки).
Своими надгробными памятниками известны были в прошлом три еврейских кладбища Одессы, на одном из которых погребены видные деятели еврейской культуры (Менделе Мохер Сфарим, С. Фруг и другие). В советские времена еврейские кладбища оказались заброшены, памятники нередко подвергались надругательствам (например, памятники М. Мохер-Сфариму и отцу И. Бабеля с надписью в память писателя, место погребения которого неизвестно). На территории кладбища надзиратели расположенной поблизости одесской тюрьмы занимались тренировкой в стрельбе; в качестве подставок для мишеней использовались надгробные памятники. В Гродно еврейское кладбище было распахано в середине 1950-х гг., надгробия использовались при сооружении памятника Ленину.
Запустение царит на старых еврейских кладбищах местечек Западной Украины, где почти не осталось евреев после Катастрофы. Разрушению и закрытию подверглись еврейские кладбища во многих городах Советского Союза: Минске, Кишинёве, Вильнюсе, Львове, Бердичеве, Могилеве и других. Одно еврейское кладбище во Львове было разрушено во время немецкой оккупации; уцелевшие кладбища разрушились из-за отсутствия ухода. Власти проявляли демонстративное пренебрежение к проблемам еврейских кладбищ.