клезмеры
КЛЕ́ЗМЕРЫ (от כְּלִי זֶמֶר, кли-земер, `музыкальный инструмент`), еврейские народные музыканты. Играли чаще всего в бродячих ансамблях («капеллах») из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, балах, праздничных гуляньях, ярмарках. Ведущий инструмент (скрипку, реже какой-либо иной) в различных сочетаниях дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками. По некоторым сведениям, «клезмерами» впервые стали называть в 14–15 вв. музыкантов в еврейских общинах Германии и соседних стран. В Польше 16 в. клезмеров не принимали в цехи музыкантов-христиан, в 17 в. клезмеры Праги образовали свою гильдию, они сопровождали торжества (вне синагоги) в дни Симхат-Тора и Пурим, а также шествия несущих новый свиток Торы в синагогу. Привлечение клезмеров к участию в придворных церемониалах (Прага, 1678, 1716, 1741; Франкфурт-на-Майне, 1716) вызывало враждебность музыкантов-христиан, вследствие чего пражские клезмеры еще в 1651 г. были вынуждены добиваться у властей подтверждения привилегий, данных им в 1640 г. В пародии музыканта-христианина на еврейский танец (1554) и в нотных записях танцев, мелодий клезмеров, одну из которых сделал в 1724 г. хаззан Иехуда Элиас из Ганновера, а другие опубликовал Э. Х. Кирххан из Фюрта в сочинении «Симхат ха-нефеш» («Радость души», 1727), а также в «Ганноверском компендиуме» (1744, немецкий; 302 записи) наряду с явным влиянием музыки барокко имеются музыкальные обороты (идиомы), характерные для еврейских напевов. По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в Западной и Центральной Европе центр творчества клезмеров. перемещается к Востоку. Искусство клезмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии в конце 18 в. – первой половине 20 в.
Искусство клезмеров стало ветвью фольклора средне- и восточноевропейского еврейства и вошло в историю как вид светского (в отличие от хасидского) творчества. Подобно другим видам еврейского музыкального творчества, творчество клезмеров испытало влияние фольклора (а порой и профессионального искусства) народов, живших по соседству с евреями, — немцев, украинцев, поляков, румын (мелодические обороты румынской народной музыки особенно характерны для искусства клезмеров) и т. д., создавая своеобразное и самобытное искусство. Исполнительская практика и условия деятельности клезмеров определили жанры и формы, а также стиль и манеру музицирования. Выкристаллизовались жанры, соответствующие разным торжественным событиям, в частности, этапам церемоний помолвки и бракосочетания (см. Брак): «Гас-нигн» (`Уличный напев`), «Зайт гезунт» (буквально `Будьте здоровы`) и «Добранич» (по-украински `Доброй ночи`) — при встрече и проводах гостей; «Мазл-тов» (`Счастья вам`) — после помолвки (тнаим), а также после хуппы; перед хуппой — «Базецн ди кале» (`Посажение невесты`); во время свадебной трапезы — «Тиш-нигн» (`Застольный напев`), «Мехутоним-танц» (`Танец сватов`), «Бройгез-танц» (`Танец обиды`) и «Шолем-танц» (`Танец примирения`), отражавшие возможные взаимоотношения породнившихся семей. Среди других свадебных танцев — «Шер» (`Ножницы`), «Бейгеле» (`Бублик`), «Фрейлехс» (`Веселое`), «Хосид» (`Хасид`) и другие. Особые мелодии, обычно исполнявшиеся солистом-скрипачом или кларнетистом, предназначались на случай, если невеста или жених были сиротами. Различным был также репертуар для богатых, среднего достатка и бедных свадеб и других торжеств.
Несмотря на то, что большинство клезмеров не знали нотной грамоты и не записывали произведения, которые, как правило, сами сочиняли или импровизировали, их музыка с годами фольклоризировалась, а имена клезмеров (порой полулегендарных) вошли в историю еврейской музыки как имена творцов народного искусства. Так, скрипач Иосл Друкер из Бердичева, прозванный Стемпеню (1822–70), был прославленным представителем большой семьи клезмеров: его отец Шолем Берл (1798–1876?), был кларнетистом, дед Шмуэль — трубачом, прадед Файвиш — цимбалистом, прапрадед Эфраим — флейтистом, шурин Вольф Чернявский (1841–1930), скрипач, стал последователем и наследником Стемпеню. Ахарон Моше Холоденко из Бердичева, прозванный Педоцур (1828–1902), известен как скрипач-виртуоз; он был одним из немногих клезмеров, знавших нотную грамоту, благодаря чему установлено авторство ряда его сочинений, в том числе популярной поныне «Люли» («Колыбельная»). Среди других известных клезмеров были Исраэль Моше Рабинович из Фастова (1807 г. или 1810 г.–1900 г.), Аврахам Ицхак Березовский из Смелы (1844–88), Иехиэль Гозман (или Гойзман), прозванный Алтер из Чуднова (1846–1912). Как клезмер начинал свою музыкальную деятельность пользовавшийся европейской известностью М. И. Гузиков, так и не освоивший нотной грамоты.
В Иерусалиме на свадьбах и в дни Симхат-Тора в 1850–60-х гг. играли Хаим Файфер (то есть флейтист) Черновицер (видимо, выходец из города Черновцы), Моше Пойкер (барабанщик), Хаим Шиши-Кларнетист и его два сына барабанщика. По предписанию некоторых раввинов, в пределах стен Старого города в Иерусалиме не разрешалось играть, а лишь «барабанить».
Клезмерам присуща экспрессивная манера игры, неожиданные ускорения или замедления темпа, внезапные импровизированные вставки в мелодию, что повышает эмоциональное воздействие их музыки, которая (подобно языку идиш) представляет собой своеобразный музыкальный диалект, понятный и близкий слушателям.
Немало клезмеров, овладев нотной грамотой, стали играть в оркестрах (чаще всего — еврейских театров). Порой их дети и внуки, получив образование, становились солистами, дирижерами и композиторами. Из семей клезмеров вышли некоторые всемирно известные музыканты: композитор Михаил Гнесин был внуком клезмера и бадхана; скрипач М. Эльман приходился племянником скрипачу К. Каплану из Голованевска; виолончелист Э. Фойерман рос семье клезмера; в клезмерской «капелле» Я. Эвена из Вильно (см. Вильнюс), ученика и последователя Гузикова, играл отец и первый учитель Я. Хейфеца; сын клезмера из Львова Х. Вольфсталя (1853–1924) Бронислав (1883–1944) учился у отца, затем в Вене, Лейпциге и Берлине и стал дирижером и пианистом; П. Столярский, основатель одесской школы скрипичного искусства, был сыном клезмера и в начале своей музыкальной карьеры играл в «капелле»; И. Стучевский, израильский композитор, виолончелист и музыкальный писатель, был сыном руководителя клезмерской «капеллы» в Ромнах.
Среди многих клезмеров, погибших в годы Второй мировой войны в гитлеровских лагерях смерти (см. Концентрационные лагеря), наиболее известными были Саша и Меир Ступель из Вильно (погибли в лагере Дахау), братья Таубе из Лодзи, братья Кош и Оскар Шац из Львова, Миша Шабтай из Слонима.
Образы и романтизированные биографии клезмеров запечатлены в художественной литературе: героями рассказов Менделе Мохер Сфарима, Шалом Алейхема и И. Л. Переца стали Стемпеню и Педоцур. Перу И. Друкера принадлежат романы «Клезмер» (о П. Столярском) и «М. И. Гузиков». М. Береговский собрал и записал около 1500 сочинений клезмеров Украины и соседних земель и посвятил их творчеству исследования «Идише инструментале фолксмузик» («Еврейская инструментальная народная музыка», Киев, 1937) и «Идише клезмер, зейер шафн ун штейгер» («Еврейские клезмеры, их творчество и быт»; альманах «Советиш», №12, М., 1941) и на русском языке — «Еврейская народная инструментальная музыка» (1938; опубликована в Москве в 1987 г.). Обстоятельную книгу «Ха-клезмерим» («Клезмеры», Иер., 1959) написал И. Стучевский. Израильский музыкальный деятель М. Бик (1899–1979) записал и опубликовал много произведений клезмеров. Их творчеству посвящена вторая глава исследования И. Ривкинда (1895–1968) «Толдот ха-омманут ха-‘амами» («История народного искусства», Иер., 1960).
Интонация и элементы клезмерской музыки претворены в оркестровой сюите «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1929) М. Гнесина, фортепианном трио «Клезмерская свадебная музыка» (1955) И. Стучевского, в концертной фантазии для скрипки с оркестром «Стемпеню» С. Сендерея (1905–67) и других произведениях. Мотивы музыки клезмеров использовал С. Прокофьев в «Увертюре на еврейские темы» (1919), Д. Шостакович в фортепьянном трио «Памяти Соллертинского», М. Вайнберг в «Молдавской сюите» и другие.
Традиции музыки клезмеров, почти исчезнувшие в Европе, приобрели известную популярность в США в период между двумя мировыми войнами (так называемые теркише — турецкие — и булгар — болгарские — музыканты).
В Израиле музыка клезмеров получила название «Ниггуней Мерон» («Мелодии горы Мерон») из-за своей связи с традиционным паломничеством к могиле Шим‘она бар Иохая в Лаг ба-‘омер. Эти мелодии отличались от обычного хасидского репертуара влиянием музыкального фольклора нееврейского населения Эрец-Исраэль (арабов, друзов, турок). Вблизи горы Мерон, в Цфате ежегодно летом проходят фестивали клезмерской музыки.
Большую роль в популяризации клезмерской музыки сыграла деятельность кларнетиста Г. Фейдмана и его жены, композитора О. Бат-Хаим, создавшей множество переложений и клезмерской музыки для академических ансамблей и оркестров с солирующим кларнетом. Также популяризации и развитию традиций музыки клезмеров в Израиле посвящена деятельность музыкального ансамбля под руководством А. Бен-Хорина (родился в 1954 г.). В 1990–2000-е гг., в основном из числа репатриантов из СНГ, возник ряд ансамблей, играющих музыку различных жанров, из которых значительное место уделяется клезмерской музыке: «Лама ло?» («Почему нет?»), «Блеск костра», «Млечный путь» и другие.