кнесет-Исраэль

КНЕ́СЕТ-ИСРАЭ́ЛЬ (כְּנֶסֶת-יִשְׂרָאֵל; буквально `собрание Израиля`; `собор`), община Израиля в широком смысле, еврейский народ в целом. Понятие кнесет-Исраэль часто встречается в раввинистической литературе и близко по смыслу к понятию клал-Исраэль (буквально `весь Израиль`). Оба они отражают общность судьбы, родство и взаимную ответственность, существующие в еврейском народе. Утверждение «Все в Израиле ответственны друг за друга» часто встречается в Талмуде (например, Санх. 27б; Шву. 39а). Единство еврейского народа рассматривалось законоучителями не только как историко-социальный факт, но и как метаисторическая действительность.

Термин кнесет-Исраэль имеет и мистическое значение, часто встречаясь в аггадической литературе (см. Аггада) как персонификация Израиля в диалоге с Богом и как символ верности Всевышнему. Согласно традиционной интерпретации, Песнь Песней является аллегорическим диалогом между Богом и кнесет-Исраэль. Кнесет-Исраэль восхваляет Всевышнего, а Всевышний восхваляет кнесет-Исраэль за преданность Ему (Танх., Ки Тисса 18). Иногда кнесет-Исраэль представляется в образе матери Израиля, а Бог — в образе отца (Бр. 35б). Женское начало в кнесет-Исраэль получило дальнейшее развитие в каббале, в частности в Зохаре, где кнесет-Исраэль символизирует один из аспектов Шхины (например, Зохар, Мишпатим, 125а), а воссоединение кнесет-Исраэль с Богом должно осуществиться по возвращении Шхины и кнесет-Исраэль из галута в Святую землю и восстановить гармонию как в высших Божественных сферах, так и в материальном мире (Зохар, Эмор 93б). По преданию, весь Израиль, включая все будущие поколения, а также вероотступников, присутствовал на горе Синай во время получения Моисеем Торы, навеки приняв на себя таким образом обязательство верности Богу и Его Закону (Шву. 39а).

В подмандатной Палестине (см. Израиль. Эрец-Исраэль. Исторический очерк. Период британского мандата) название кнесет-Исраэль стало официальным наименованием признанной мандатными властями еврейской общины Эрец-Исраэль, получившей право на создание собственных демократических органов правления (1927). Выборным представительством кнесет-Исраэль было Собрание депутатов (Асефат ха-нивхарим), исполнительным органом которого был Ва‘ад леумми.

См. также Великий собор, Синагога.

Смотрите также

Калвин Мелвин

Катовицкий съезд

кашер

Кордоверо Моше бен Я‘аков

Кутаиси