Козаков Михаил
КОЗАКО́В Михаил Эммануилович (1897, станция Ромодан, Полтавская губерния, – 1954, Москва), русский писатель. Окончил юридический факультет Петроградского университета (1922), в том же году начал печататься. В сказовой манере его ранних произведений ощутимо влияние так называемой орнаментальной школы (А. Белый, А. Ремизов, Б. Пильняк). Произведения Козакова 1920-х гг. посвящены быту советских мещан (сб. «Попугаево счастье», 1924; повести «Мещанин Адамейко» и «Полтора хама», обе — 1927) и еврейской жизни, выбитой из колеи революцией. Образы евреев — наводчика, братоубийцы и нэпмана Абрама (повесть «Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы», 1927), неудачливого грабителя Иоськи Каца (рассказ «Смертники», 1925), щедрого ко всем и отважного коротышки Айзика Евсеевича («Повесть о карлике Максе...», 1926) — привели к острой полемике и даже к обвинениям автора в юдофобстве. Повесть Козакова о природе антисемитизма в Советской России «Человек, падающий ниц» (1929) вызвала живой отклик как в СССР, так и за рубежом. К середине 1930-х гг. Козаков, как и большинство русских писателей-евреев, писавших на еврейскую тему, был вынужден расстаться с ней. Однако даже в наиболее известном эпическом романе Козакова «Девять точек» (кн. 1–4, 1929–37; полностью опубликован под названием «Крушение империи», ч. 1–4, 1956), над которым он работал около 25 лет, одной из основных сюжетных линий является история еврейской семьи. Козакову принадлежат также пьесы и повести на так называемые темы революционной борьбы (пьесы «Чекисты», 1939; «Неистовый Виссарион», 1948; повесть об Октябрьской революции «Петроградские дни», 1957, и другие).