Копленд Ахарон
КО́ПЛЕНД Ахарон (Эйрон; Copland, Aaron; 1900, Нью-Йорк, – 1990, Норт-Тарритаун, штат Нью-Йорк), американский композитор, дирижер, педагог и музыкальный деятель. Родился в семье эмигрантов из России (прежняя фамилия — Каплан). Обучался игре на фортепиано; с 1917 г. — композиции у Р. Голдмарка (1872–1936) в Нью-Йоркском музыкальном колледже, в 1921–24 гг. у Нади Буланже и П. Видаля в Париже. По возвращении в Нью-Йорк сочетал творчество с общественной и просветительской деятельностью — участвовал в работе композиторских ассоциаций США, преподавал в Новой школе социальных исследований, организовывал лекции и концерты новой американской музыки. В 1940–65 гг. был заместителем директора и профессором композиции летней школы для талантливых студентов (Беркширский музыкальный центр в Танглвуде, штат Массачусетс), созданию которой содействовал С. Кусевицкий. В 1941 г. и 1947 г. гастролировал в странах Латинской Америки как пианист, дирижер и пропагандист новейшей американской музыки, дирижировал исполнением собственных произведений во многих странах, в том числе в Израиле (неоднократно) и в Советском Союзе (1960).
Стремясь совмещать авангардистскую композиторскую технику, в том числе в 1950–60-х гг. додекафонию (см. А. Шёнберг), с доступностью, Копленд широко использовал в своих произведениях американский музыкальный фольклор (ковбойские песни, новоанглийские гимны), мексиканские напевы, джазовые интонации (опера «Ласковая весна», 1954; балеты «Парень Билли», 1938, «Родео», 1942, «Аппалачская весна», 1944; поэма «Портрет Линкольна» для чтеца и симфонического оркестра, 1942; симфоническая сюита «Музыка для Большого города», 1964, и многое другое). Некоторые сочинения Копленда основаны на еврейской музыкальной тематике (трио «Витебск», 1929).
Копленд — автор пяти книг о музыке, в том числе «Музыка и воображение» (1952), «Как писать музыку» (1963), «Новая музыка 1900–1960» (1968).