Корчак Януш
КО́РЧАК Януш (псевдоним; настоящее имя Генрик Гольдшмидт; Korczak, Janusz; 1878, Варшава, – 1942, Треблинка), польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Родился в ассимилированной (см. Ассимиляция) семье, не чуждой еврейским интересам: дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846–96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871). В 1903 г. Корчак окончил медицинский институт в Варшаве. В 1903–11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов (в 1904–1905 гг. — участник русско-японской войны), воспитателем в летних детских лагерях, был членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. В 1911 г. основал еврейский Дом сирот, которым руководил (с перерывом в 1914–18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. Ввел новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д. В 1926–32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Малы пшеглёнд» (приложение для детей к сионистской газете «Наш пшеглёнд»), в котором активно участвовали его воспитанники. В 1919–36 гг. Корчак также принимал участие в работе польского интерната «Наш дом». Корчак выступал с «Беседами старого доктора» по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вел работу в суде по делам малолетних преступников.
Печататься Корчак начал в 1898 г., когда и принял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900–1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребенка», 1914, и «Право ребенка на уважение», 1929).
Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.
В 1899 г. Корчак присутствовал в качестве гостя на 2-м Сионистском конгрессе (см. Сионистские конгрессы). Преклоняясь перед Т. Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом человека. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918–19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование. С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал: «Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там — поеду, куда позовут... Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита... Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей». Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о халуцим.
В Варшавском гетто, куда был переведен в 1940 г. приют, воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма. За несколько недель до Песаха 1942 г. Корчак провел тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.
Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта (неевреев) вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Когда в августе 1942 г. пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886–1942; работала с Корчаком с 1911 г., в 1914–18 гг. руководила приютом) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898–1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык), поэма А. Галича «Каддиш» и другие. Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем.
Произведения Корчака переведены на многие языки мира, в том числе на иврит и русский.