Краков
КРА́КОВ, город на юге Польши, в 11–16 вв. ее столица. Впервые упомянут в 965 г. в записках на арабском языке еврейского купца Ибрахима Ибн Я‘куба из Тортосы. Евреи жили в Кракове очевидно уже в 12 в. и управляли монетным двором, о чем говорят монеты с надписями еврейскими буквами «Мешко, король Польский» и «Крк» (Краков). В документах 1304–50 гг. упомянуты «еврейские ворота» и Еврейская улица (ныне улица Святой Анны), а также синагога, микве и еврейское кладбище. Согласно документам 14–15 вв., в Кракове были две синагоги, школа, свадебный зал и баня и уже тогда некоторые евреи жили вне отведенной им улицы, так же как немногие христиане имели дома в еврейском районе города. В конце 14 в. в Кракове жил богатый еврей Левко, ссужавший деньги королям Казимиру III, Людовику Венгерскому, Ядвиге и Владиславу II Ягайло. На площади при пересечении нынешних улиц Святой Анны и Ягеллоньской, согласно хроникам, устраивался еврейский торг.
Несмотря на то, что Казимир III предоставил евреям право (неоднократно подтвержденное Ягеллонами, 1386–1572) приобретать недвижимость, заниматься торговлей и ремеслами, а также гарантировал им самоуправление под руководством раввинов, уже в 1392 г. христианское население (в основном немецкого происхождения) добилось, чтобы городские власти запретили евреям, купившим недвижимость у христиан, перепродавать ее единоверцам. Кровавые наветы вызвали погромы в 1407 г. и 1423 г. В 1453 г. Казимир IV под давлением церковников отменил дарованные евреям привилегии, а в 1454 г. и 1464 г. произошли новые погромы. Юдофобские настроения подогревались литературой, привозимой из Германии монахами и апостатами. Особенно свирепую антиеврейскую пропаганду развернул в 1453–54 гг. францисканский монах-проповедник Джованни Капистрано, пробывший в Кракове восемь месяцев. В 1469 г. евреям была навязана «торговая сделка», по которой им пришлось переселиться на другую улицу — Спигальскую, где к тому времени уже жили евреи. Здесь община построила новую синагогу, вокруг которой разместились еврейские учреждения, частные дома, лавки и склады. В 1485 г. евреи Кракова были вынуждены подписать договор, ограничивающий их экономическую деятельность.
После пожара в 1494 г. евреи Кракова, обвиненные в поджоге, подверглись кровавому погрому, а в 1495 г. были изгнаны из города. Они поселились в основанном в 1335 г. Казимиром III пригороде Казимеже (с 1801 г. часть Кракова), куда раньше уже бежали евреи из Чехии, Венгрии и Австрии от «чёрной смерти» (1348–49), а в 1389 г. — от резни в Праге. К концу 14 в. они образовали там общину и построили синагогу крепостного типа («Алте шул», самая древняя из сохранившихся в Польше; разрушена нацистами в 1943 г., восстановлена в 1959 г.; ныне Музей еврейской истории и искусства). Евреи Казимежа пользовались полной автономией. Их квартал, включавший четыре улицы, обнесенные стеной с тремя воротами, где евреи жили до середины 19 в., был тесным для объединившихся общин, а в начале 16 в. к ним присоединились еще и многие евреи из Чехии, Моравии, Италии, а также изгнанники из Испании и Португалии, после чего община выросла до двух тысяч человек. В 1533 г. был куплен участок земли для увеличения кладбища, но расширения квартала община добивалась с большим трудом, а запрет категории de non tolerandis Judaeis на проживание в Кракове был подтвержден в 1543 г. С другой стороны, в 1564 г. христианам запретили селиться в еврейской части Казимежа.
16 в. считался золотым веком евреев Кракова. Король Сигизмунд I Старый в 1528 г. и 1530 г. восстановил торговые права евреев, ограниченные в 1453 г. В центре города евреи владели множеством лавок, и это продолжало вызывать ненависть нееврейского населения. В 1552 г. Исраэль Иссерлес, отец М. Иссерлеса, построил синагогу, названную «Рамо шул». С конца 16 в. до конца 17 в. в Казимеже были построены еще четыре синагоги. В 16 в. Краков стал крупным центром еврейской учености, а его община — одной из самых значительных в Польше. Еще в 1503 г. Я‘аков Поллак (родился в 1460 г. или 1470 г. — умер не ранее 1522 г.) основал в Казимеже иешиву и ввел в ней методы изучения Талмуда, принятые в иешивах Германии. Король Александр Казимирович назначил его также раввином Кракова с правом ведать судопроизводством и налогообложением. Казимежская иешива стала центром еврейской духовной жизни не только Польши, но и Центральной и Восточной Европы. Среди возглавлявших ее в 16 — 17 вв. были видные галахисты (см. Галаха) и каббалисты (см. Каббала), большинство которых служили и главами краковского бет-дина. Из них особенно известны: Моше Иссерлес, Натан Нета Шапиро (1585–1633), Иоэль Сыркес и Иом-Тов Липман Геллер. В 16–17 вв. в Казимеже жили знаменитые еврейские врачи, обучавшиеся за границей, например, Шмуэль бен Мешуллам — личный хирург королевы Боны Сфорца (жены Сигизмунда I Старого), Моше Фишл (умер в 1542 г.), Шломо Ашкенази из Удины — личный врач Сигизмунда II Августа, а также Шломо Калахора из Испании — врач Стефана Батория. С 1534 г. Краков стал одним из важных центров еврейского книгопечатания.
В 1630-х гг. во время Тридцатилетней войны в Краков бежало много евреев из Германии, а в 1648–49 гг. — в годы резни Б. Хмельницкого — с Украины. После перенесения столицы Польши из Кракова в Варшаву (1596) община постепенно приходит в упадок. Возобновляются кровавые наветы (1631, 1637). При захвате Кракова шведами (1655) погибло около 2,5 тысяч евреев, но оставшиеся в городе, тем не менее, были обвинены поляками в измене. В 1657 г. Ян Казимир обложил евреев высокими налогами «за измену и действия против церкви». В 1663 г. был сожжен врач Маттитьяху Калахора «за хулу на Деву Марию». В 1670 г. община увеличилась за счет евреев, изгнанных из Вены.
Брожения, вызванные саббатианским движением (см. Саббатай Цви), отразились и на жизни еврейской общины Кракова. Книги, печатавшиеся в 1666 г. в Кракове, обозначались эквивалентными дате выхода словами (см. Гематрия), указывающими на богопризванность лжемессии. Видимо, из-за смут, порожденных движением, материальное положение евреев так пошатнулось, что Ян Собеский несколько раз объявлял отсрочку выплаты долгов еврейскими торговцами. Даже в 1710-х гг. община Кракова еще не могла решить, как относиться к членам группы Иехуды Хасида, осевшим в Кракове, и запросила об этом амстердамского раввина Цви Хирша Ашкенази.
В 1677 г. около тысячи евреев Казимежа погибли от чумы, и еврейский квартал был временно покинут большинством обитателей. К 1680 г. многие из них вернулись на свои места, и вновь открылась Казимежская иешива. В 1682 г. вернувшиеся подверглись погрому.
В 18 в. продолжалась борьба христианского населения Кракова против евреев; в 1761 г. был спровоцирован погром. Однако при поддержке короля и магнатов община выстояла, и ее члены развивали торговлю и ремесла. В 1768–72 гг. евреи Казимежа страдали от постоев как польской, так и русской армии. После первого раздела Польши (1772) Казимеж отошел к Австрии, а Краков остался польским, что усложнило положение евреев. В 1776 г. им было запрещено торговать в Кракове; запрет оставался в силе и после возвращения Казимежа Польше в том же году. В 1795 г. Краков отошел к Австрии. С образованием в 1815 г. Краковской республики положение евреев Кракова начало постепенно улучшаться.
В 80-х гг. 18 в. в Краков начал проникать хасидизм. Цаддик Калонимус Калман Эпштейн (умер в 1823 г.), последователь Элимелеха из Лежайска и Я‘акова Ицхака ха-Леви Горовица, прожил в Кракове около 40 лет, вербуя приверженцев. Местный бет-дин в 1786, 1787 и 1797 гг. подверг хасидов отлучению от общины (см. Херем). Сын Эпштейна Ахарон (умер в 1883 г.) основал первый хасидский молитвенный дом (клойз) в Кракове. В 19–20 вв. видными деятелями хасидизма в Кракове были представители различных его династий: Иеша‘я Гальберштам (сын Х. Гальберштама), Моше из Бояна (умер в 1943 г.) и другие. С 1861 г. до конца 19 в. в Кракове жил Ахарон Маркус (1843–1916), один из немногих немецких талмудистов, примкнувших к хасидизму.
Правительство Краковской республики (1815–46) предприняло шаги к ассимиляции евреев в польском обществе. Вместо общинной организации был учрежден комитет по еврейским делам во главе с чиновником-неевреем; раввину, избиравшемуся на три года, предписывалось знать польский и немецкий языки. В 1830 г. была открыта начальная еврейская школа, в которой общеобразовательные дисциплины преподавали неевреи. В 1843 г. община Кракова насчитывала около 13 тысяч человек (при общем населении около 30 тысяч). В 1844 г. республиканские власти ввели сложную систему ограничительного контроля над еврейскими браками.
Экономическое положение евреев Кракова стало критическим после того, как правительство Австрии, в состав которой Краков вошел в 1846 г., обложило евреев контрибуцией и тяжелыми налогами. В начале 60-х гг. 19 в. среди высших кругов краковского еврейства усилилось стремление к ассимиляции. В 1860 г. открылась реформистская синагога «Темпл» (см. Реформизм в иудаизме).
После эмансипации евреев Австрии в 1867–68 гг. им было разрешено селиться в любом районе Кракова. Еврейский религиозный совет возглавили маскилим (см. Хаскала) и представители интеллигенции. В 1867 г. в городе был основан филиал Альянса. В 1876 г. в Кракове была открыта первая публичная еврейская библиотека. В 1876–81 гг. действовала талмуд-тора. К концу 19 в. в Кракове существовали, кроме хедеров и иешивы, также начальные и средние школы с преподаванием на польском и немецком языке. В народных массах было сильно влияние как хасидизма, так и Хаскалы и ассимиляторских тенденций, а в польско-немецкой культурной и общественной жизни Кракова выделились многие евреи (в 1900 г. из 248 врачей 52 были евреями; из 110 адвокатов — 47).
В конце 19 в. в Кракове усилился антисемитизм. В то же время наметилось стремление к еврейскому национальному возрождению. Возникли кружки Ховевей Цион, еврейские культурные общества. С 1897 г. появились сторонники политического сионизма, одним из главных деятелей которого был Ш. Р. Ландау (1870–1943). Ахад-ха-‘Ам печатал в краковской типографии И. Фишера ежемесячник «Ха-шиллоах» (1903–1905), редакция которого находилась в Одессе. Там же печатались публикации издательств «Ахиасаф» и «Тушия» из Варшавы, «Мория» из Одессы и других. В 19–20 вв. Краков был важным центром еврейской учености, культуры и искусства. В Кракове прожил всю жизнь народный поэт (на идиш) М. Гебиртиг, творил художник М. Готлиб, около 40 лет действовал общественный деятель, писатель и лидер польского сионизма раввин И. Тон. В 1917 г. в Кракове были заложены основы сети религиозных школ для девочек «Бет-Я‘аков», инициатором которой была уроженка города Сара Шнирер (1883–1938).
В 1930-х гг. в Кракове действовали еврейская гимназия, профессиональные и торговые школы, средняя школа «Тахкемони» сети Мизрахи, школы «Иесодей ха-Тора» и «Бет-Я‘аков» сети Агуддат Исраэль, национальные молодежные организации, женский центр профессионального обучения («Огнеско»), ферма для подготовки халуцим к сельскохозяйственному труду в Эрец-Исраэль (хахшара) и еврейская больница. В 1925 г. был создан еврейский театр.
В 1930 г. в Кракове было около 60 тыс. евреев (около 23% населения), из которых 31% были заняты в промышленности и ремеслах, 46% в торговле и страховом деле. В период между двумя мировыми войнами в Кракове как центре политической и общественной жизни Польши выходили сионистская газета «Новы дзенник» (1918–39) и бундовский журнал «Валка» (1924–27).
В канун Второй мировой войны в Кракове жили около 56 тыс. евреев. Вскоре после нацистской оккупации (в сентябре 1939 г.) начались преследования евреев. В марте 1941 г. было учреждено гетто, куда загнали около 20 тыс. человек; их физическое истребление началось в июне 1942 г. Расстрелы проводились в лагере смерти Белжец и в самом гетто. Окончательная ликвидация гетто началась 13–14 марта 1943 г. После ликвидации гетто шесть тысяч евреев были переведены в созданный в Кракове лагерь Плашув, а остальных вывезли в Освенцим.
В Кракове действовали две самостоятельные группы еврейского Сопротивления (с 1942 г.), которые участвовали в диверсиях, вооруженных нападениях на оккупантов и поддерживали связь с еврейскими партизанскими группами и Варшавским гетто. После освобождения Кракова туда вернулись считанные евреи из лагерей, а также успевшие бежать в Советский Союз (всего около одной тысячи человек). После войны евреи Кракова, опасаясь погромов, больше не селились в районе бывшего Казимежа. Новая еврейская община Кракова пользовалась четырьмя древними синагогами. К середине 1980-х гг. в Кракове проживало около 500 евреев (большей частью пожилых), в городе действует только синагога «Темпл».
Еврейская община Кракова в начале 2000-х гг. насчитывала 500–600 человек и входила в Союз польских евреев. В старинной синагоге «Казимеж», здание которой было построено в 15 в., функционирует Еврейский музей. В Кракове находится Еврейский исторический институт, один из крупнейших в мире центров хранения документов и материалов по истории евреев Польши, в первую очередь периода Катастрофы. При старейшем в Польше Ягеллонском университете действует Центр по изучению иудаизма. В июле 2001 г. в Кракове состоялся 11 международный фестиваль еврейской культуры. В октябре 2001 г. Лондонский еврейский культурный центр провел в Кракове семинар по изучению Катастрофы, в котором участвовали школьные учителя из Польши и Литвы. В Кракове находится отделение фонда «Лаудер», которое оказывает финансовую поддержку ряду еврейских программ в Польше.
Хотя еврейское присутствие в Польше вообще и в Кракове в частности незначительно, в городе происходят антиеврейские выступления. Так, в 1999 г. еврейское кладбище Кракова было осквернено три раза, 30 мая были повреждены 30 надгробных памятников.