Краус Карл
КРА́УС Карл (Kraus, Karl; 1874, Йичин, Богемия, – 1936, Вена), австрийский писатель и публицист. Вырос в семье богатого владельца бумажной фабрики. Мать прививала Краусу любовь к культуре, с школьных лет он увлекался театром, но врожденный физический недостаток препятствовал актерской карьере. Краус изучал философию и филологию в Венском университете. С 1892 г. публиковал в австрийской и германской периодике литературные и театральные обзоры. В 1899 г. основал журнал «Факел», редактором (с 1912 г. — и единственным автором) которого оставался до конца жизни. Журнал пользовался большим успехом и принес Краусу славу «немецкого Ювенала». В литературно-политических обзорах он остроумно и язвительно высмеивал все, что считал проявлениями вырождения европейской, в том числе австрийской культуры: от лицемерия либеральной прессы до учения З. Фрейда и психоанализа.
Краус был непримиримым противником милитаризма и после Первой мировой войны обличал сторонников реванша, а также социалистов и церковь, которые предали идеалы мира. Эта позиция нашла выражение в наиболее известном драматическом произведении Крауса — драме «Последние дни человечества» (1919), проникнутой апокалиптическим предчувствием грядущей катастрофы.
Краус постоянно боролся за сохранение чистоты языка, считая его важнейшим фактором не только в эстетической, но и в этической сфере. Статьи и эссе на эту тему вошли в посмертно изданный сборник «Язык» (1937). Лирические стихотворения (девять книг) и афоризмы (четыре книги) самого Крауса считаются образцом литературного стиля. И в политике, и в искусстве Краус нередко оказывался в стороне от главенствующих тенденций времени. Так, в период господства реалистической драмы он выдвинул принципы поэтического театра, повлиявшие на творчество Б. Брехта. А. Шёнберг считал Крауса личностью, у которой больше, чем у кого-либо другого, можно учиться самобытности.
В 1898 г. Краус объявил о выходе из еврейской общины, в 1911 г. крестился, а в 1923 г. заявил об отходе от католичества. Резкие выпады против ряда выдающихся евреев и сионизма (памфлет «Одна крона для Сиона», 1898), возражения против пересмотра дела Дрейфуса, публикации в «Факеле» О. Вейнингера и Х. С. Чемберлена (см. Расизм) — все это давало основания считать Крауса антисемитом (см. Антисемитизм), стыдящимся своего происхождения. Он придерживался космополитических взглядов, был противником всякого национализма и защищал достоинство человека как личности, а не как представителя какой-либо нации. Однако, когда в 1933 г. Управление радиовещания Германии обратилось к Краусу с просьбой использовать его переводы сонетов Шекспира, он саркастически ответил, что переводил с иврита, поэтому такая передача будет противоречить «нынешним нормам» режима.
Начиная с 1923 г., Краус неоднократно предупреждал о том, как опасен Гитлер, писал об угрозе пангерманизма и аншлюса Австрии. В ярком памфлете «Почему не выходит “Факел”» (1933) Краус писал о несовместимости идеологии гитлеризма с законами немецкого языка. В последние годы жизни Краус полагал, что иудаизм и христианство должны вместе бороться против расизма.