крашение

КРА́ШЕНИЕ, придание пряже или ткани устойчивого цвета. О древности искусства крашения на Ближнем Востоке свидетельствуют стенные росписи Египта, где изображения человеческих фигур в цветных одеждах восходят к 3 тыс. до н. э. Двухцветные мужские наряды, изображенные на стенах дворца в Мари (18 в. до н. э.), могут служить аналогией ктонет пассим (Быт. 37:3; буквально `полосатая рубаха`, в русском переводе Библии — «разноцветная одежда»), которой, согласно библейскому сказанию, Иаков выделил Иосифа из среды прочих сыновей своих. В Песни Деборы цветные и отделанные разноцветной вышивкой одежды (Суд. 5:30) названы как богатая добыча, которую враги мечтали захватить у израильтян. В библейских текстах шерстяные, льняные и шелковые (реже) нити и ткани упоминаются большей частью без указания их окраски. Вместе с тем, три названия цвета (из 30 встречающихся в Библии) применяются как обозначения материй (видимо, шерстяных) для изготовления полотнищ скинии, парадных одежд, поясов, цицит и т. д. Это тхелет (в русских переводах Библии «шерсть голубая», «синета»), аргаман (`[шерсть] пурпуровая`, `багряница`) и тола‘ат шани, но также тола, шани, кормил (`[шерсть] червленая`, `червленица`), часто стоящие в одном ряду с шеш («виссон»; ср. Исх. 25:4 и многие другие) — тканью из крученых нитей льна, более дорогой, очевидно, чем буи (также «виссон»; ткань из отбеленного льна), и более употребительной, чем этун (египетское льняное полотно; Пр. 7:16). Для крашения тхелет лилово-черный краситель добывали из пурпурных улиток (иглянок), водившихся на побережье Средиземного моря, для крашения аргаман применяли тот же краситель с примесями, а темно-красный краситель для тола‘ат шани изготовляли из дубовой тли. Сосуд с истолченными иглянками был обнаружен в красильне 7–6 вв. до н. э., открытой в Тель-Бет-Мирсиме (20 км к юго-западу от Хеврона). Ее довольно сложное устройство, а также красильня рубежа н. э., раскопанная в северной части Ашдода (Тель-Мор), существование в Галилее города красильщиков Мигдал Цабба‘ая (разрушен в ходе Иудейской войны I; ТИ., Та‘ан. 4:8, 69а), занятия крашением, судя по данным раскопок, даже после Бар-Кохбы восстания в таких центрах ткацкого производства, как Бет-Шеан и Лод, говорят о многовековом развитии крашения в Эрец-Исраэль как специфического (возможно, наследственного) ремесла. Судя по историческим данным о крашении в смежных с Эрец-Исраэль странах, нити льна и шерсть для прядения отбеливали на солнце, смочив предварительно водой (иногда с примесью щелочи, а возможно и мыльного корня). В качестве протравы применяли (в зависимости от рода сырья и красителя) известь, квасцы, калий, органические кислоты и т. п. Процесс горячего крашения (в кипящем красителе) был кратковременным (ср. БК. 9:4), интенсивность окраски достигалась либо повторным погружением сырья в тот же краситель, либо сочетанием двух красителей. Судя по данным Талмуда, для крашения (вероятно, и домашнего) более дешевых материалов применялись красно-желтый краситель, получаемый из корней марены (ее выращиванием вплоть до начала 20 в. занимались горские евреи), синий — из листьев вайды красильной, желто-коричневый — из скорлупы ореха или кожуры граната (ср. Шаб. 9:5).

В средние века изготовление красителей и крашение считались в основном еврейским занятием. Евреи успешно развивали производство красителей в Греции и Италии, широко занимаясь также их экспортом и импортом из Индии. Биньямин из Туделы отмечал встречи с евреями-красильщиками в ряде городов Эрец-Исраэль, в том числе в Иерусалиме. Король Болдуин II выделил иерусалимским красильщикам особое здание под мастерскую. В 1231 г. германский император Фридрих II, введя монополию на шелкоткачество и крашение, поручил их внедрение евреям из Трани (Италия). Евреи были ведущими изготовителями красителей в Монпелье (Франция), а в Испании, где на существование еврейской гильдии красильщиков указывал в респонсах Шломо бен Аврахам Адрет, славились красильни Сарагосы и других городов, перешедшие при изгнании евреев (1492) в руки новых христиан. В 16 в., с превращением Цфата в центр шерстопрядения Эрец-Исраэль, оживилось и местное крашение, которое было к тому времени сильно развито в Салониках, Стамбуле и других городах Османской империи, где имелись крупные еврейские общины. Евреи сыграли заметную роль в развитии крашения в США и в странах Латинской Америки, в частности, в культивировании индиго в штате Южная Каролина. В странах Ближнего Востока крашение на протяжении 19 в. все еще оставалось еврейским ремеслом; например, в Дамаске 70 из пяти тысяч евреев были красильщиками. В Средней Азии крашением до конца 19 в. занимались главным образом евреи (см. Бухарские евреи).

Значителен вклад евреев (ученых и предпринимателей) 19 в. в создание и производство синтетических красителей. В 1856 г. в Польше Я. Натансон (1832–84) синтезировал фуксин (темно-фиолетовый краситель), в 1869 г. в Германии К. Т. Либерман (1842–1914, совместно с К. Гребе) получил синтетический ализарин, вытеснивший марену; Р. Мелдола (1849–1915) в Англии открыл голубой оксазиновый и зеленый щелочной красители. Г. Каро (1834–1910), создавший в 1860-х гг. в Англии так называемую манчестерскую желтую, стал одним из основателей производства синтетических красителей в Германии, а немецкий предприниматель Г. Левинштейн (1845–1916) основал первую в Манчестере (Англия) фабрику по их изготовлению.

Смотрите также

Кадеш

Калиш

Кафр-Кама

Киркисани Я‘куб ал-

Клайпеда