Креймер Стенли
КРЕ́ЙМЕР (Крамер) Стенли (Kramer, Stanley; 1913, Нью-Йорк, – 2002, Вудленд-Хиллз, Калифорния), американский продюсер и режиссер. Окончив Нью-Йоркский университет (1933), поступил в кинофирму Метро-Голдвин-Майер монтажером. С 1934 г. работал редактором и сценаристом. В годы Второй мировой войны ставил учебные фильмы для американской армии. В 1947 г. основал независимую фирму (Скрин Плейс, с 1949 г. — Стенли Креймер Продакшнс), социально острые фильмы которой (комедии «Вот это Нью-Йорк», 1948; «Очаг храбрых», 1949 — о расовых предрассудках в американской армии; «Чемпион», 1949 — о звериных нравах в американском спорте; «Смерть коммивояжера», 1951 — по одноименной пьесе А. Миллера; «Ровно в полдень», 1952 — четыре премии «Оскар»; «Дикарь», 1953, и другие) противостояли развлекательной массовой продукции Голливуда и стали мишенью для гонений в пору разгула маккартизма (1953–54). Как режиссер Креймер дебютировал в 1955 г. фильмом «Не как чужой». Его фильмы, направленные против расизма («Не склонившие головы», 1958, в советском прокате — «Скованные одной цепью»; «Угадай, кто придет к обеду», 1967), изобличающие корни нацизма («Нюрнбергский процесс», 1961; «Корабль глупцов», 1965 — по роману К. Э. Портер), обнажающие мрачные перспективы атомной войны («На последнем берегу», 1959 — по роману Н. Шюта «На берегу»), высмеивающие алогизм американского образа жизни («Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», 1963), киноповести об антидарвинистском «обезьяньем процессе» 1920-х гг. («Пожнешь бурю», 1960), о жизни итальянской деревни во время Второй мировой войны («Тайна Санта-Виттории», 1968), о молодежном движении («Революция в минуту», 1970), о разрыве между романтизмом детского мировосприятия и жестокой действительностью («Благослови зверей и детей», 1971), о социальных проблемах («Оклахома как она есть», 1973), о политическом терроризме («Принцип домино», 1977), о борьбе с милитаризмом («И спотыкается бегущий...», 1979) — подчеркнуто публицистичны. Креймер избегает каких-либо новаций в области формы и изобразительных решений, широко использует опыт Голливуда в построении сюжета и развитии фабулы, добиваясь максимальной доступности основной мысли своих картин, чему во многом способствует привлечение им на главные роли талантливых актеров (Ава Гарднер, Марлен Дитрих, М. Клифт, Б. Ланкастер, С. Треси и многие другие).