Крейн Александр
КРЕЙН Александр Абрамович (1883, Нижний Новгород, – 1951, Старая Руза, Подмосковье), композитор и музыкальный деятель. Его отец, Аврахам (1838–1921), скрипач и собиратель еврейского музыкального фольклора, прививал свое увлечение синагогальной и светской еврейской музыкой семерым сыновьям, ставшим профессиональными музыкантами. А. Крейн в 1908 г. окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у А. Глена, брал уроки композиции у Л. Николаева и Б. Яворского. В 1912–17 гг. преподавал в Народной консерватории (Москва), с 1913 г. был активным членом московского отделения Общества еврейской народной музыки; в 1918–27 гг. работал в государственном музыкальном издательстве и в музыкальном отделе Народного комиссариата просвещения.
Музыкальное творчество Крейна, в котором ощутимо влияние А. Скрябина, французских импрессионистов и ориентализм композиторов «Могучей кучки», долгое время было связано преимущественно с еврейским фольклором и тематикой. Среди сочинений Крейна по еврейским литературным программам и на еврейские музыкальные темы: «Поэма» для виолончели и фортепиано (1909), «Поэма-квартет» (1910), две сюиты для кларнета и струнного квартета «Еврейские эскизы» (1910, 1911), «Еврейский каприс» для скрипки и фортепиано (1917), «Песни гетто» (1916–23), «Песнь Песней» (1918) для голоса и фортепиано, кантата «Каддиш» для тенора, хора и оркестра (1922; клавир издан в Вене в 1928 г., партитура уничтожена там же нацистами в 1930-х гг.; кантата публично не исполнялась), соната для фортепиано (1922) и 1-я симфония (1922–25), в которых претворены интонации «Песни Песней» (см. выше), музыкальные номера к спектаклям «Хабимы», ГОСЕТа («Ночь на старом рынке», 1925, по пьесе И. Л. Переца) и Киевского еврейского театра («Саббатай Цви», 1927, по пьесе Ш. Аша), опера «Загмук» (1930; о восстании рабов в Вавилоне), «Десять еврейских песен» (1937), шесть романсов на стихи И. Эренбурга из сборника «Война» (1944), ранние романсы на стихи Х. Н. Бялика, А. Эфроса и другие. Вторая симфония (1944–46) была задумана как музыкальное претворение истории еврейского народа от глубокой древности до трагических событий в годы Второй мировой войны.
Из произведений Крейна на нееврейские темы большую популярность приобрели балет «Лауренсия» (1939) и музыка к спектаклю «Учитель танцев» (1945) по Лопе де Вега в Центральном театре Красной армии, построенные на испанском музыкальном наследии и окрашенные ориентальными интонациями. Крейн — автор статей о И. Энгеле, Л. Пульвере и других.
Давид Крейн (после крещения в конце 19 в. — Сергеевич; 1869, Курляндия, – 1926, Москва), брат Александра, скрипач, педагог. С 1900 г. был концертмейстером оркестра Большого театра, с 1918 г. также профессор Московской консерватории. В 1894–1924 гг. участник «Московского трио» (пианист Д. Шор, виолончелист М. Альтшулер /1873–1963/, которого после его эмиграции в США в конце 1890-х гг. заменил Р. Эрлих), одного из первых в России постоянных ансамблей, который сыграл важную роль в пропаганде камерной музыки.
Григорий Крейн (1879, Нижний Новгород, – 1955, Репино, Ленинградская область), брат Александра, композитор. Учился в Московской консерватории (1900–1905) по классам скрипки у И. Гржимали и композиции у Р. Глиэра (1875–1956) и в Лейпцигской консерватории (1907–1908) по классу композиции у М. Регера. Его творчество во многом сродни по направленности и по испытанным им влияниям творчеству Александра Крейна, но отличается большей тягой к эксперименту в области музыкального языка. Многие из его произведений построены на еврейских интонациях, в частности — струнный квартет (1915), две сонаты для фортепиано (1906, 1924), «Еврейская рапсодия» для кларнета и оркестра (1926), симфонические поэмы «Давид и Саул» (1928) и «Песнь Давида» (1928).
Юлиан Крейн (1913, Москва, – 1996, Москва), сын Григория, композитор и музыковед. Учился под руководством отца, который сопровождал его в период командировки для совершенствования в Вену (1926–27) и Париж (1928–34), где до 1932 г. Юлиан занимался у П. Дюка. В ранних произведениях обращался к еврейскому мелосу (симфоническая прелюдия «Разрушение», 1929). Его балет «Галатея» (1934), симфонические поэмы, камерные и вокальные сочинения отмечены романтической настроенностью, тонким вкусом и изяществом. Автор статей о П. Дюка, Д. Мийо, М. Равеле, К. Дебюсси и других, монографии «Александр Крейн» (1964, совместно с Н. Рогожиной), книги «Стиль и колорит в оркестре» (1967).