Кугель Александр
КУ́ГЕЛЬ Александр (Авраам) Рафаилович (псевдоним Homo novus и другие; 1864, Мозырь, – 1928, Ленинград), театральный критик. Сын раввина. В 1886 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1882 г. выступал в печати, особенно интересовался театром. В 1897–1918 гг. был издателем (совместно с актрисой З. В. Холмской) и главным редактором иллюстрированного еженедельника «Театр и искусство», имевшего ряд приложений, в том числе «Словарь сценических деятелей» (1898–1916, 16 выпусков, буквы А—М), сборники пьес, театральных мемуаров и нот. Кугель создал театр пародии и сатиры «Кривое зеркало» (1908–31), которым руководил до самой смерти (в 1918–22 гг. театр не функционировал). В остро полемичных и блестящих по стилю статьях о театре, которые выделялись глубиной поставленных проблем и независимостью мысли, Кугель последовательно отстаивал идею примата актерского искусства, второстепенного значения всех других компонентов спектакля. Особенно непримиримой была борьба Кугеля против режиссерского диктата, который неизбежно ведет к превращению актера в безличного исполнителя чужой воли, к нивелировке творческой индивидуальности.
Кугель считал себя деятелем русской культуры, но всегда остро реагировал на правительственный антисемитизм и его проявления в театральной среде. Проблемы права на жительство актеров-евреев, их положения в русских труппах, факты самоуправства властей постоянно привлекали его внимание. Так, чрезвычайно резким было выступление Кугеля на 2-м Съезде сценических деятелей (1901, Москва) против известной актрисы П. Стрепетовой, призывавшей ограничить жительство артистов-евреев чертой оседлости. Его волновало правовое положение еврейских трупп, низкий уровень их искусства. Кугель принимал участие в основании Еврейского театрального общества (1917).
Чрезвычайную важность имела для Кугеля проблема национальной сущности еврейского искусства: еврейский театр должен, прежде всего, передавать специфичность народного духа. Признавая поставленный в театре «Хабима» Е. Б. Вахтанговым спектакль «Диббук» интересным с точки зрения режиссерской, а игру Ханны Ровиной и Н. Цемаха выдающейся, Кугель категорически возражал против применения к пьесе С. Ан-ского методов условного театра и превращения половины персонажей в фигуры символические. Еще резче критиковал Кугель спектакль «Вечный жид» (автор Д. Пинский), ставший в «Хабиме» внебытовым, внеисторическим и вненациональным (режиссер В. Мчеделов, художник Г. Якулов), а также постановку в Петербурге оперы М. М. Мильнера «Небеса пылают» (1923, по пьесе «Диббук»). Лучшие свои статьи об актерском искусстве Кугель объединил в сборники «Утверждение театра» (1922), «Театральные портреты» (1923), «Профили театра» (1929).