маггид
МАГГИ́Д (מַגִּיד, в буквальном переводе с иврита — `рассказывающий`).
1. Проповедник, чаще всего странствующий. Такие проповедники известны в еврейской истории задолго до появления термина маггид. Жизнь странствующих проповедников вели некоторые таннаи и амораи. Первые сведения о проповедниках такого рода в средние века относятся к 11 в., однако действительно широкий размах это явление получает в 12–13 вв. с возникновением и распространением мистического движения Хасидей Ашкеназ, члены которого вели жизнь нищенствующих странников. В последующие столетия деятельность странствующих проповедников — даршаним — все более тесно сочетается с талмудической ученостью и раввинским статусом. Типичным представителем и, возможно, наиболее значительным проповедником такого рода был Эфраим Шломо бен Ахарон Лунчиц (16 в.), который славился своим риторическим искусством, увлекавшим аудиторию, опирался в своих проповедях на толкования Святого Писания, Аггаду и широко использовал притчи и иносказания. Этот метод получил широкое распространение начиная с 18 в., когда термин маггид вошел в обиход, обозначая проповедников, как странствующих, так и постоянно живущих в одной общине и зачастую получающих жалованье. Маггиды приобретали все большее влияние на народные массы. С возникновением хасидизма как сторонники этого учения, так и его противники (см. Митнагдим) широко использовали это влияние в своих целях, и среди руководителей обоих течений были в высшей степени влиятельные маггиды, как, например, Дов Бер (Маггид из Межирича) — в хасидизме и Я‘аков Кранц (Маггид из Дубно) — в движении митнагдим. С течением времени функции маггида в хасидизме частично заняли духовные руководители хасидской общины (см. Цаддик), в то время как должность маггида в общинах митнагдим сохранилась по сей день. Должность маггида иногда совмещалась с обязанностями даяна, откуда пошло название маггид мейшарим у-море цедек — `проповедник праведности и учитель справедливости` (море цедек — синоним слова даян). Иногда маггид назначался общиной и ему присваивалось звание маггид де-мата (на идиш — штотмаггид). Продолжателями традиции народной проповеди были Виленский штотмаггид (Ицхак Элия Ландау [?], 1801–76), Маггид из Кельма (Моше Ицхак Даршан, 1828–99), Маггид из Слуцка (Цви Хирш Дайнов, 1832–77). В их проповедях обличение социальных пороков и недостатков сочеталось с позитивными идеями достижения более гармоничного и морального существования. Непосредственными преемниками этой традиции были «сионистские маггиды». Многие из посланцев Эрец-Исраэль на практике выполняли обязанности маггидов митнагдим в иешивах различных общин. В ряде общин Израиля и США традиция маггида жива до сих пор.
2. В каббале — небесная сила, открывающая каббалисту тайны, говорящая его устами и водящая его пером. Согласно еврейской мистической традиции, некоторые лица удостоились услышать великие тайны Торы из уст пророка Илии. В период изгнания евреев из Испании (1492) в кругах мистиков, приверженцев ученого раввина Иосефа Тайтацака, выкристаллизовывается каббалистическая идея маггида как ангела-посланца. В среде каббалистов Цфата образ маггида получил разработку у Моше Кордоверо, Х. Витала и в сочинении И. Каро «Сефер ха-маггид» («Книга маггида»), от которой сохранился лишь отрывок, где маггид интерпретирует тайны каббалы и комментирует Библию; многие высказывания маггида носят личный и практический характер. Маггид у И. Каро — это Шхина (Божественное присутствие) или десятая сфира (см. Сфирот), принимающая форму Мишны. Вера в общение с маггидом была широко распространена среди приверженцев Саббатая Цви. Жестокий спор разгорелся вокруг имени Моше Хаима Луццатто, которому в 1727 г. в Италии якобы явился маггид, сообщил (как маггиды Каро и саббатианца Мордехая Ашкенази) откровения и продиктовал ряд сочинений, предназначенные стать новой книгой Зохар.