Майерович Цви
МАЙЕРО́ВИЧ Цви (Херш; Mairovich, Zvi; 1911, город Кросно, Австро-Венгрия, ныне Польша, – 1974, Хайфа, Израиль), израильский художник. Родился в традиционной еврейской семье. С раннего детства проявлял интерес к живописи. В 1929 г. по настоянию отца, хотевшего, чтобы он стал раввином, Майерович отправился в Берлин и поступил в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс. Одновременно Майерович учился в Берлинской академии художеств у К. Хоппера и делал для заработка плакаты для кинокомпании. В 1934 г. Майерович приехал из Германии в Эрец-Исраэль, поселился в Хайфе. В 1942 г. он вместе с А. Арихой на полгода отправился в Зихрон-Я‘аков, где они писали пейзажи, а в 1949–50 гг. провел год в Париже. В 1948 г. Майерович стал одним из основателей группы «Новые горизонты» (см. Искусства пластические. Искусства пластические в Израиле) и активно сотрудничал с ней до 1959 г.
Персональные выставки Майеровича проходили в Париже (1950), Хайфе (1961), Амстердаме (1962, 1964), Иерусалиме (1976), Тель-Авиве (1979). Майерович был мужем израильской писательницы Иехудит Хендель, выпустившей в 1984 г. книгу новелл-воспоминаний о нем «Ха-коах ха-ахер» («Иная сила»).
Работы Майеровича раннего — фигуративного — периода, преимущественно натюрморты, связаны с экспрессионизмом: резкие цвета — красный, желтый, зеленый, заключенные в широкие ломаные контуры, чаще всего черные; контраст между динамичной, иногда как будто даже хаотической композицией центра и ограничивающими его вертикалями обрамления («Натюрморт с черным столом», 1949). На протяжении 1950-х гг. изображение предметов становилось все более абстрактным («Цветы с двумя тенями», 1955), но ни в этот период, ни в дальнейшем, когда Майерович окончательно перешел к абстракции, это не было полным разрывом с натурой — композиции Майеровича всегда сохраняли связь с визуальным миром («Перед Мертвым морем», 1960/61).
В 1959–60 гг. Майерович начал работать почти исключительно в гуаши. Его работы этого периода обычно большого размера; художник часто повторял собственные композиции, выполненные маслом, переосмысливая их и приспосабливая к другой технике («Перед Мертвым морем», 1961). Вертикальная направленность сменялась горизонтальной, цвета становились размытыми, фон высветлялся. В 1966 г. Майерович открыл для себя масляную пастель и сделал первые работы в этой технике, положившие начало серии, которую он впоследствии назвал «Панды» (по названию фирмы, производящей эти мелки). После этого Майерович работал только в смешанной технике: масляная пастель, карандаш и графит на бумаге квадратных пропорций (метр на метр). Майерович привлекала двойственность этой техники, которая давала возможность совмещать преимущества живописи и рисунка.
«Панды» представляют собой густой рисунок тонких, запутанных, клубящихся линий на размытых пятнах фона. Эти линии наслаиваются одна на другую и перекрывают друг друга на одном фрагменте бумаги, оставляя незаполненными другие части листа, они создают сложные цветовые аккорды. В каждой работе преобладает основная гамма — голубовато-серая, сиренево-розоватая, сине-зеленая — светлая и усиленная небольшими контрастными акцентами. Стремление художника создать гармоничный цветовой аккорд нашло выражение в названиях, которые Майерович давал картинам серии («Живопись в зеленом и сером», 1970; «Голубой день», 1974). В 1970 г. Майерович написал единственную картину, посвященную прошлому, — «Кросно».